Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Помощники Лунтика»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Борисова Елена Ивановна

Аннотация: в статье представлено занятие по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет, приведены разные виды упражнений и заданий на расширение номинативного словаря, отработку словообразования и словоизменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_garmoniyu_borisova_dou_73.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательно-речевому развитию

в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

«Помощники Лунтика»

Борисова Елена Ивановна,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 73» г. Чебоксары

Аннотация: в статье представлено занятие по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет, приведены разные виды упражнений и заданий на расширение номинативного словаря, отработку словообразования и словоизменения.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, лексика, игровые упражнения, старшие дошкольники.

Цель: Образование сложного слова путем присоединения двух основ.

           

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять и закреплять представления о насекомых, их строении и характерных особенностях жизни.
  • Активизация словаря по теме.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование употребления винительного падежа существительных в единственном числе, образование и употребление  сложных слов, практическое  употребление предлогов, образование множественного числа существительных и  глаголов, согласование числительных с прилагательными и существительными)

     Коррекционно-развивающие задачи: 

  • Развивать связную речь, мышление;
  • совершенствовать психологическую базу речи: слуховое и зрительное внимание, тактильную чувствительность;
  • совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.  

     Коррекционно - воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки культуры поведения;
  • воспитывать у детей организованность и самостоятельность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа

адъективный словарь: полезные, вредные, шестиногий, трудолюбивые, длинноногий, длинноусый,  

номинативный словарь: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, жук, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, спинка, жало, насечка, насекомые и т.д. 

предикативный словарь: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, бегает, прыгает….

   Индивидуальная работа:

развитие речевой активности у  Антона;

автоматизация свистящих звуков у Софии;

     Материалы и оборудование:

  1. Раздаточный:
  • игрушки насекомых (божья коровка, кузнечик, бабочка, жук, пчела, муха, стрекоза, муравей);
  • контейнер с фасолью;
  • картинки с насекомыми
  • д/и «Сложные слова»
  1. Демонстрационный:
  • Картинки насекомых
  • Игрушка Лунтик
  • Пособие «Полянка»

     Предшествующая работа:

  • рассматривание насекомых и беседа об их пользе и вреде, где они обитают т.д.
  • чтение произведений  К.И. Чуковского - "Муха – цокотуха"; В. Бианки – «Как муравей домой спешил»
  • физкультминутка «Пчелка»

Методические приемы:

  1. наглядные:
  • рассматривание насекомых.
  • пособие «Полянка»
  1. словесные:
  • художественное слово;
  1. практические:
  • игра «Сложные слова»;
  • Игра «Что делает, что делают?»
  • Игра «Найди друга»
  • Игра « Веселый счет
  1. Игровые: сюрпризный момент-проблемная ситуация.

Ход НОД

  1. Вводная часть

Организационный момент.

Логопед:  Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость, а кто это вы узнаете, отгадав загадку:  

Знают взрослые и дети,

Что упал с другой планеты —

Фиолетовый зверек,

Детям маленьким дружок. (Лунтик)

Лунтик пришел не один, а  со своими друзьями, которые от него спрятались.  Как же нам быть, как помочь Лунтику?  (предполагаемые ответы детей - помочь Лунтику отыскать своих друзей)

.

  1. Основная часть
  1. Игра «Найди друга» (Перед детьми стоит корзинка с фасолью, детям предлагается засунуть руку и отыскать друзей Лунтика)

Логопед: Антон, кого ты нашел? (Дети отвечают полным предложением

- Я нашел муху. – Я нашла стрекозу…, кузнечика, божью коровку, жука, муравья, пчелу, бабочку, и т.д.).

Логопед: Ребята, как много друзей вы отыскали, а как можно их назвать  одним словом? – Насекомые.

Логопед: Лунтик познакомился с насекомыми, но ничего о них не знает. Предлагаю рассказать Лунтику о его друзьях

- А какие у них общие черты? (шесть лапок, усики и крылышки, тело каждого насекомого  можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко.) - А вы знаете, почему их так назвали?  Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые» (дети рассматривают насечки).

-Лунтик,  ты запомнил, от какого слова дали название насекомые? София, как называются линии на брюшке насекомого?

  1. Игра «Что делает, что делают?» (Образование формы множественного

    числа глаголов и существительных)

Логопед: Посмотрим, чем занимаются насекомые на полянке? (на магнитной доске картинка насекомые на поляне, на столе лежат предметные картинки с насекомыми)

Бабочка порхает, а бабочки … ПОРХАЮТ.

Оса жалит, а осы … ЖАЛЯТ.

Жук жужжит, а жуки … ЖУЖЖАТ.

Стрекоза стрекочет, а стрекозы … СТРЕКОЧУТ.

Кузнечик прыгает, а кузнечики …. ПРЫГАЮТ.

Муравей муравейник строит, а муравьи …. СТРОЯТ

Пчела собирает мед, а пчелы  СОБИРАЮТ МЕД.

Божья коровка сидит, а божьи коровки СИДЯТ

Молодцы,  ребята.

  1. Игра «Сложные слова»

А Лунтик принес свою любимую игру, в которую он любит играть на своей планете. Поиграем в нее. (Здесь насекомые, посмотрим какие  они могут быть – длинноногий кузнечик, большеглазая стрекоза, белокрылая бабочка, длинноусый жук,  длинноносый комар, жесткокрылый жук,  или божья коровка, черноглазая муха)

Лунтик просит напомнить,  какие новые слова вы придумали?

Молодцы.

  1. Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»

Логопед: Лунтик, предлагает вам превратиться в пчелок и поиграть

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет)
И назад вернется пулей. (Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Нужно летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты).

  1. Игра « Веселый счет»

Ребята, поможем Лунтику сосчитать насекомых с новыми словами Например:  

Один коротконогий муравей….

Один длинноногий кузнечик…

Одна большеглазая стрекоза…

Одна белокрылая бабочка…

Один длинноусый жук, ,…

(дети считают, а  Лунтик поощряет)

6. Игра «Кто где живет».

Логопед: Молодцы.  Лунтику интересно, где живут его друзья – насекомые. Вот и полянка, где живут наши насекомые.

Муравей живет в … (муравейнике)

Пчела живет в … (улье)

Кузнечик живет в …(траве)

Жук живет под…( деревом)

Оса живет в …

Стрекоза живет … (в близи водоемов)

Бабочка живет … (на цветке, веточке)

III. Заключительный

Логопед: Сегодня Лунтик узнал много интересного о своих друзьях, он благодарит вас за помощь и прощается с вами. Соня, какая игра тебе запомнилось больше всего. Антон,  что нового ты узнал сегодня? Соня, ты старалась правильно произносила звуки, а Антон был внимательным и активным, молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"

Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в подготовительной к школе группе по тем

Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе

laquo;Путешествие на Чебаркульский молочный завод» с элементами виртуальной экскурсии....