КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по речевому развитию для детей подготовительной группы (6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по речевому развитию для детей подготовительной группы
(6-7 лет)
Тема: Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран».
Цель: Развитие связной речи при составлении рассказа по опорным сигналам.
Задачи:
- расширение и активизация словаря по теме «Звери холодных и жарких стран»;
- образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже;
- образование сложных прилагательных;
- закрепление умения составлять сложносочиненное предложение с союзом А с опорой на зрительные символы;
- понимание и объяснение значений крылатых выражений;
- развитие зрительного и фонематического восприятия;
- развитие слухового внимания, воображения и мышления.
Демонстрационный материал:
- схема для составления сложноподчиненного предложения с союзом А;
- схема для составления рассказа-сравнения о животных холодных и жарких стран;
- предметные картинки с изображением животных;
- мольберт.
Раздаточный материал:
- перфоконверты для определения животных жарких и холодных стран;
- иллюстрации с изображением животных с чужими частями тела;
- цветные и простые карандаши;
- заготовки для изготовления мнемосхем.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать несколько загадок для того, чтобы дети догадались, о ком ( или, о чем) пойдет речь на занятии. После правильного ответа воспитатель выставляет картинку с изображением животного .
Загадки:
Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.
(Слон)
Мой брат в лесу глухом,
Он сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мед.
Живу, где север, снег и стужа.
(Белый медведь)
В природе все его бояться,
Ведь он царем зверей слывет,
Но вам не может повстречаться
Он только в Африке живет.
(Лев)
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает.
Лихо в прорубь он ныряет.
Очень важный господин
Семенит сюда … (пингвин)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев.
(Жираф)
Воспитатель хвалит детей за смекалку и сообразительность и объявляет тему занятия: «Звери холодных и жарких стран». Предлагает детям занять места за столами.
Основная часть
Образование сложных прилагательных. Игра «Какой? Какие?»
Воспитатель оставляет на мольберте две картинки с животными, по которым впоследствии дети будут составлять рассказ-сравнение.
Предлагает составить одно слово из двух. (Обязательно дает речевой образец.)
У белого медведя толстые лапы. Какой белый медведь? - Толстолапый.
У белого медведя черный нос. Какой белый медведь? – Черноносый.
У белого медведя короткие уши. Какой белый медведь? – Короткоухий.
У белого медведя длинная шерсть. Какой белый медведь? – Длинношерстый.
У белого медведя когтистые лапы? Какой белый медведь? – Когтистолапый.
У слона большие уши? Какой слон? – Большеухий.
У слона толстая кожа? Какой слон? – Толстокожый.
У слона сильные ноги? Какой слон? – Сильноногий.
У слона длинный хобот? Какой слон? – Длиннохоботный.
У слона длинный хвост? Какой слон? – Длиннохвостый.
Схема сложносочиненного предложения.
Два прямоугольника, после первого стоит запятая и буква А, выделена красным цветом.
Первый прямоугольник обозначает первую часть предложения, второй окончание его.
Примерный рассказ детей.
Слон и белый медведь – дикие животные. Белый медведь живет на Севере , а слон обитает в жарких странах. Тело медведя покрыто белой шерстью, а кожа слона - серая. Слон больше медведя. У медведя на лапах крепкие когти, а у слона когтей нет. У слона есть длинный хобот, а у медведя маленький нос. Уши медведя – короткие, а уши слона большие и широкие. У слона есть бивни, а у медведя острые клыки. Хвост слона длинный , а у медведя хвост короткий.
Медведь питается рыбой и мясом, а слон травоядное животное. Он ест траву, плоды, листья деревьев.
У слона детеныши называются слонята, а у медведя – медвежата.
Медведь растит медвежат в снежной берлоге.
Слоны могут выкапывать в песке глубокие ямы и добывать себе воду.
Физминутка
Носит мама-кенгуру
В теплой сумке детвору. (прыжки по кругу друг за другом)
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки. (наклоны влево,вправо)
А затем пустились в пляс -
Проплясали целый час. (приседание)
Образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже. Игра «Чего не бывает в природе?»
Воспитатель раздает детям иллюстрации животных с чужими частями тела.
Предлагает найти ошибки художника и объяснить, какие части тела не принадлежат этому животному.
(Дается речевой образец)
Например:
У медведя – оленьи рога. В природе у медведя не бывает оленьих рогов.
У жирафа – верблюжья голова. В при роде у жирафа не бывает верблюжьей головы.
Объяснение крылатых выражений. Игра «Ассоциации»
Воспитатель объясняет детям, что людей довольно часто сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими людьми.
Зачитывает определения и предлагает детям объяснить, какому человеку может подходить то или иное определение.
«Львиная грива». Про какого человека можно так сказать. (О человеке, у которого на голове пышная прическа, густые волосы или волосы спутанные, нечесаные.)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой. Человек при ходьбе гулко стучит пятками по полу.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться. Гримасничает)
«Черепаший шаг». (Человек, который медленно ходит, выполняет работу.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
Создание мнемосхем . Работа в подгруппах. (закрепление материала)
Воспитатель делит детей на маленькие подгруппы. Для каждой подгруппы расчерчена таблица на шесть окошек, которую дети заполняют самостоятельно. Раздает картинки с изображением животного. Дети совместно решают, что можно рассказать об этом животном, заполняя при этом таблицу символами и знаками. После заполнения можно предложить детям коротко рассказать про животное, используя свою схему.
Например, подгруппа создает таблицу для составления рассказа о верблюде.
Дерево и домик – верблюд дикое животное, но существуют и домашние верблюды.
Солнышко – верблюд живет в жарких странах.
Цветные пятна – шерсть верблюда светло-коричневого цвета.
Кустики - верблюды питаются растениями.
Горб, ноги – перечисляются части тела верблюда.
Соска-пустышка – детеныш верблюда называется верблюжонок.
Итог занятия.
Воспитатель спрашивает детей, о ком они говорили на занятии?
О каких животных составляли рассказ-сравнение?
В какие игры играли?
Что понравилось больше всего?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по речевому развитию для детей подготовительной группы
(6-7 лет)
Тема: Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран»
Цель: Развитие связной речи при составлении рассказа по опорным сигналам.
Задачи:
- расширение и активизация словаря по теме «Звери холодных и жарких стран»;
- образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже;
- образование сложных прилагательных;
- закрепление умения составлять сложносочиненное предложение с союзом А с опорой на зрительные символы;
- понимание и объяснение значений крылатых выражений;
- развитие зрительного и фонематического восприятия;
- развитие слухового внимания, воображения и мышления.
Демонстрационный материал:
- схема для составления сложноподчиненного предложения с союзом А;
- схема для составления рассказа-сравнения о животных холодных и жарких стран;
- предметные картинки с изображением животных;
- мольберт.
Раздаточный материал:
- перфоконверты для определения животных жарких и холодных стран;
- иллюстрации с изображением животных с чужими частями тела;
- цветные и простые карандаши;
- заготовки для изготовления мнемосхем.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать несколько загадок для того, чтобы дети догадались, о ком ( или, о чем) пойдет речь на занятии. После правильного ответа воспитатель выставляет картинку с изображением животного .
Загадки:
Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.
(Слон)
Мой брат в лесу глухом,
Он сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мед.
Живу, где север, снег и стужа.
(Белый медведь)
В природе все его бояться,
Ведь он царем зверей слывет,
Но вам не может повстречаться
Он только в Африке живет.
(Лев)
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает.
Лихо в прорубь он ныряет.
Очень важный господин
Семенит сюда … (пингвин)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев.
(Жираф)
Воспитатель хвалит детей за смекалку и сообразительность и объявляет тему занятия: «Звери холодных и жарких стран». Предлагает детям занять места за столами.
Основная часть
- Образование сложных прилагательных. Игра «Какой? Какие?»
Воспитатель оставляет на мольберте две картинки с животными, по которым впоследствии дети будут составлять рассказ-сравнение.
Предлагает составить одно слово из двух. (Обязательно дает речевой образец.)
У белого медведя толстые лапы. Какой белый медведь? - Толстолапый.
У белого медведя черный нос. Какой белый медведь? – Черноносый.
У белого медведя короткие уши. Какой белый медведь? – Короткоухий.
У белого медведя длинная шерсть. Какой белый медведь? – Длинношерстый.
У белого медведя когтистые лапы? Какой белый медведь? – Когтистолапый.
У слона большие уши? Какой слон? – Большеухий.
У слона толстая кожа? Какой слон? – Толстокожый.
У слона сильные ноги? Какой слон? – Сильноногий.
У слона длинный хобот? Какой слон? – Длиннохоботный.
У слона длинный хвост? Какой слон? – Длиннохвостый.
Схема сложносочиненного предложения.
Два прямоугольника, после первого стоит запятая и буква А, выделена красным цветом.
Первый прямоугольник обозначает первую часть предложения, второй окончание его.
Примерный рассказ детей.
Слон и белый медведь – дикие животные. Белый медведь живет на Севере , а слон обитает в жарких странах. Тело медведя покрыто белой шерстью, а кожа слона - серая. Слон больше медведя. У медведя на лапах крепкие когти, а у слона когтей нет. У слона есть длинный хобот, а у медведя маленький нос. Уши медведя – короткие, а уши слона большие и широкие. У слона есть бивни, а у медведя острые клыки. Хвост слона длинный , а у медведя хвост короткий.
Медведь питается рыбой и мясом, а слон травоядное животное. Он ест траву, плоды, листья деревьев.
У слона детеныши называются слонята, а у медведя – медвежата.
Медведь растит медвежат в снежной берлоге.
Слоны могут выкапывать в песке глубокие ямы и добывать себе воду.
Физминутка
Носит мама-кенгуру
В теплой сумке детвору. (прыжки по кругу друг за другом)
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки. (наклоны влево,вправо)
А затем пустились в пляс -
Проплясали целый час. (приседание)
- Образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже. Игра «Чего не бывает в природе?»
Воспитатель раздает детям иллюстрации животных с чужими частями тела.
Предлагает найти ошибки художника и объяснить, какие части тела не принадлежат этому животному.
(Дается речевой образец)
Например:
У медведя – оленьи рога. В природе у медведя не бывает оленьих рогов.
У жирафа – верблюжья голова. В при роде у жирафа не бывает верблюжьей головы.
4. Объяснение крылатых выражений. Игра «Ассоциации»
Воспитатель объясняет детям, что людей довольно часто сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими людьми.
Зачитывает определения и предлагает детям объяснить, какому человеку может подходить то или иное определение.
«Львиная грива». Про какого человека можно так сказать. (О человеке, у которого на голове пышная прическа, густые волосы или волосы спутанные, нечесаные.)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой. Человек при ходьбе гулко стучит пятками по полу.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться. Гримасничает)
«Черепаший шаг». (Человек, который медленно ходит, выполняет работу.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
- Создание мнемосхем . Работа в подгруппах. (закрепление материала)
Воспитатель делит детей на маленькие подгруппы. Для каждой подгруппы расчерчена таблица на шесть окошек, которую дети заполняют самостоятельно. Раздает картинки с изображением животного. Дети совместно решают, что можно рассказать об этом животном, заполняя при этом таблицу символами и знаками. После заполнения можно предложить детям коротко рассказать про животное, используя свою схему.
Например, подгруппа создает таблицу для составления рассказа о верблюде.
Дерево и домик – верблюд дикое животное, но существуют и домашние верблюды.
Солнышко – верблюд живет в жарких странах.
Цветные пятна – шерсть верблюда светло-коричневого цвета.
Кустики - верблюды питаются растениями.
Горб, ноги – перечисляются части тела верблюда.
Соска-пустышка – детеныш верблюда называется верблюжонок.
Итог занятия.
Воспитатель спрашивает детей, о ком они говорили на занятии?
О каких животных составляли рассказ-сравнение?
В какие игры играли?
Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы
Закрепление пройденного материала по обучению грамоте...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-826603-1609793695.jpg)
Конспект занятий по речевому развитию для детей подготовительной группы №3 ГДОУ №53 города Санкт-Петербурга на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Образовательный задачи:1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.2. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.Во...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-690555-1448474032.jpg)
Методическая разработка. Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы
Методическая разработка по речевому развитию для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/24/picture-1263297-1598249173.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы «Составление текста — поздравления»
Знакомство детей с поздравлением как с одним из видов этикетных текстов...
Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы по теме: «Что нам Осень подарила?»
Конспект занятия по речевому развитиюдля детей подготовительной группыпо теме: «Что нам Осень подарила?»Цель: продолжать закреплять знания воспитанников об осени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1183996-1572884118.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас...