КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по речевому развитию для детей подготовительной группы (6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хваткова Лилия Рафаильевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по речевому развитию для детей подготовительной группы

(6-7 лет)

Тема: Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран».

 

Цель: Развитие связной речи при составлении рассказа по опорным сигналам.

Задачи:

- расширение и активизация словаря по теме «Звери холодных и жарких стран»;

- образование притяжательных  прилагательных и употребление их в родительном падеже;

- образование сложных прилагательных;

- закрепление умения составлять сложносочиненное предложение с союзом А с опорой на зрительные символы;

- понимание и объяснение значений крылатых выражений;

- развитие зрительного и фонематического восприятия;

- развитие слухового внимания, воображения и мышления.

Демонстрационный материал:

- схема для составления сложноподчиненного предложения с союзом А;

- схема для составления рассказа-сравнения о животных холодных и жарких стран;

- предметные картинки с изображением животных;

- мольберт.

Раздаточный материал:

- перфоконверты для определения животных жарких и холодных стран;

- иллюстрации с изображением животных с чужими частями тела;

- цветные и простые карандаши;

- заготовки для изготовления мнемосхем.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационная часть

Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать несколько загадок для того, чтобы дети догадались, о ком ( или, о чем) пойдет речь на занятии. После правильного ответа воспитатель выставляет  картинку с изображением животного .

Загадки:

Некрасивый он, пожалуй…

Вместо носа шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

                                 (Слон)

Мой брат в лесу глухом,

Он сладкоежка неуклюжий.

А я в глаза не видел мед.

Живу, где север, снег и стужа.

               (Белый медведь)

В природе все его бояться,

Ведь он царем зверей слывет,

Но вам не может повстречаться

Он только в Африке живет.

                                 (Лев)

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает.

Лихо в прорубь он ныряет.

Очень важный господин

Семенит сюда … (пингвин)

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев.

                                 (Жираф)

Воспитатель хвалит детей за смекалку и сообразительность и объявляет тему занятия: «Звери холодных и жарких стран». Предлагает детям  занять места за столами.

Основная часть

Образование сложных прилагательных. Игра «Какой? Какие?»

Воспитатель оставляет на мольберте две картинки с животными, по которым впоследствии дети будут составлять рассказ-сравнение.

Предлагает  составить одно слово из двух. (Обязательно дает речевой образец.)

У белого медведя толстые лапы. Какой  белый медведь?  - Толстолапый.

У белого медведя черный нос. Какой белый медведь? – Черноносый.

У белого медведя  короткие уши. Какой белый медведь? – Короткоухий.

У белого медведя длинная шерсть. Какой белый медведь? – Длинношерстый.

У белого медведя когтистые лапы? Какой белый медведь? – Когтистолапый.

У слона большие уши? Какой слон? – Большеухий.

У слона толстая  кожа? Какой слон? – Толстокожый.

У слона сильные ноги? Какой слон? – Сильноногий.

У слона длинный хобот? Какой слон? – Длиннохоботный.

У слона длинный хвост? Какой слон? – Длиннохвостый.

Схема сложносочиненного предложения.

Два прямоугольника, после первого стоит запятая и буква А, выделена красным  цветом.

Первый прямоугольник обозначает первую часть предложения, второй окончание его.

Примерный рассказ детей.

Слон и белый медведь – дикие животные. Белый медведь живет на Севере , а слон обитает в жарких странах. Тело медведя покрыто белой шерстью, а кожа слона - серая. Слон больше медведя. У медведя на лапах крепкие когти, а у слона когтей нет. У слона есть длинный хобот, а у медведя маленький нос. Уши медведя – короткие, а уши слона большие и широкие. У слона есть бивни, а у медведя острые клыки. Хвост слона длинный , а у медведя хвост короткий.

 Медведь питается рыбой и мясом, а слон травоядное животное. Он ест траву, плоды, листья деревьев.

У слона детеныши называются слонята, а у медведя – медвежата.

Медведь растит медвежат в снежной берлоге.

Слоны могут выкапывать в песке глубокие ямы и добывать себе воду.

      Физминутка

Носит мама-кенгуру          

В теплой сумке детвору.          (прыжки по кругу друг за другом)

А ребятки-кенгурятки

Целый день играют в прятки.  (наклоны влево,вправо)

А затем пустились в пляс -

Проплясали целый час.             (приседание)

Образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже. Игра «Чего не бывает в природе?»

Воспитатель раздает детям иллюстрации животных с чужими частями тела.

Предлагает найти ошибки художника и объяснить, какие части тела не принадлежат этому животному.

(Дается речевой образец)

Например:

У медведя – оленьи рога. В природе у медведя не бывает оленьих рогов.

У жирафа – верблюжья голова. В при роде у жирафа не бывает верблюжьей головы.

       Объяснение крылатых выражений. Игра «Ассоциации»

Воспитатель объясняет детям, что людей довольно часто сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы  показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими людьми.

Зачитывает определения и предлагает детям объяснить, какому человеку может подходить то или иное определение.

«Львиная грива». Про какого человека можно так сказать. (О человеке, у которого на голове пышная прическа, густые волосы или волосы спутанные, нечесаные.)

«Топает, как слон».  (Это человек с тяжелой походкой. Человек при ходьбе гулко стучит пятками по полу.)

«Обезьяньи ужимки».  (Так говорят о том, кто любит кривляться. Гримасничает)

«Черепаший шаг». (Человек, который медленно ходит, выполняет работу.)

«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)

Создание мнемосхем . Работа в подгруппах. (закрепление материала)

Воспитатель делит детей на маленькие подгруппы. Для каждой подгруппы расчерчена таблица на шесть окошек, которую дети заполняют самостоятельно. Раздает картинки с изображением животного. Дети совместно решают, что можно рассказать об этом животном, заполняя при этом таблицу символами  и знаками. После заполнения можно предложить детям коротко рассказать про животное, используя свою схему.

Например, подгруппа создает таблицу для составления рассказа о верблюде.

Дерево и домик – верблюд дикое животное, но существуют и домашние верблюды.

Солнышко – верблюд живет в жарких странах.

Цветные пятна – шерсть верблюда светло-коричневого цвета.

Кустики -  верблюды питаются растениями.

Горб, ноги – перечисляются части тела верблюда.

Соска-пустышка – детеныш верблюда называется верблюжонок.

Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, о ком они говорили на занятии?

О каких животных составляли рассказ-сравнение?

В какие игры играли?

Что понравилось больше всего?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_razvitie_rechi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по речевому развитию для детей подготовительной группы

(6-7 лет)

Тема: Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран»

Цель: Развитие связной речи при составлении рассказа по опорным сигналам.

Задачи:

- расширение и активизация словаря по теме «Звери холодных и жарких стран»;

- образование притяжательных  прилагательных и употребление их в родительном падеже;

- образование сложных прилагательных;

- закрепление умения составлять сложносочиненное предложение с союзом А с опорой на зрительные символы;

- понимание и объяснение значений крылатых выражений;

- развитие зрительного и фонематического восприятия;

- развитие слухового внимания, воображения и мышления.

Демонстрационный материал:

- схема для составления сложноподчиненного предложения с союзом А;

- схема для составления рассказа-сравнения о животных холодных и жарких стран;

- предметные картинки с изображением животных;

- мольберт.

Раздаточный материал:

- перфоконверты для определения животных жарких и холодных стран;

- иллюстрации с изображением животных с чужими частями тела;

- цветные и простые карандаши;

- заготовки для изготовления мнемосхем.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационная часть

Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать несколько загадок для того, чтобы дети догадались, о ком ( или, о чем) пойдет речь на занятии. После правильного ответа воспитатель выставляет  картинку с изображением животного .

Загадки:

Некрасивый он, пожалуй…

Вместо носа шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

                                 (Слон)

Мой брат в лесу глухом,

Он сладкоежка неуклюжий.

А я в глаза не видел мед.

Живу, где север, снег и стужа.

               (Белый медведь)

В природе все его бояться,

Ведь он царем зверей слывет,

Но вам не может повстречаться

Он только в Африке живет.

                                 (Лев)

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает.

Лихо в прорубь он ныряет.

Очень важный господин

Семенит сюда … (пингвин)

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев.

                                 (Жираф)

Воспитатель хвалит детей за смекалку и сообразительность и объявляет тему занятия: «Звери холодных и жарких стран». Предлагает детям  занять места за столами.

Основная часть

  1. Образование сложных прилагательных. Игра «Какой? Какие?»

Воспитатель оставляет на мольберте две картинки с животными, по которым впоследствии дети будут составлять рассказ-сравнение.

Предлагает  составить одно слово из двух. (Обязательно дает речевой образец.)

У белого медведя толстые лапы. Какой  белый медведь?  - Толстолапый.

У белого медведя черный нос. Какой белый медведь? – Черноносый.

У белого медведя  короткие уши. Какой белый медведь? – Короткоухий.

У белого медведя длинная шерсть. Какой белый медведь? – Длинношерстый.

У белого медведя когтистые лапы? Какой белый медведь? – Когтистолапый.

У слона большие уши? Какой слон? – Большеухий.

У слона толстая  кожа? Какой слон? – Толстокожый.

У слона сильные ноги? Какой слон? – Сильноногий.

У слона длинный хобот? Какой слон? – Длиннохоботный.

У слона длинный хвост? Какой слон? – Длиннохвостый.

Схема сложносочиненного предложения.

Два прямоугольника, после первого стоит запятая и буква А, выделена красным  цветом.

Первый прямоугольник обозначает первую часть предложения, второй окончание его.

Примерный рассказ детей.

Слон и белый медведь – дикие животные. Белый медведь живет на Севере , а слон обитает в жарких странах. Тело медведя покрыто белой шерстью, а кожа слона - серая. Слон больше медведя. У медведя на лапах крепкие когти, а у слона когтей нет. У слона есть длинный хобот, а у медведя маленький нос. Уши медведя – короткие, а уши слона большие и широкие. У слона есть бивни, а у медведя острые клыки. Хвост слона длинный , а у медведя хвост короткий.

 Медведь питается рыбой и мясом, а слон травоядное животное. Он ест траву, плоды, листья деревьев.

У слона детеныши называются слонята, а у медведя – медвежата.

Медведь растит медвежат в снежной берлоге.

Слоны могут выкапывать в песке глубокие ямы и добывать себе воду.

      Физминутка

Носит мама-кенгуру          

В теплой сумке детвору.          (прыжки по кругу друг за другом)

А ребятки-кенгурятки

Целый день играют в прятки.  (наклоны влево,вправо)

А затем пустились в пляс -

Проплясали целый час.             (приседание)

  1. Образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже. Игра «Чего не бывает в природе?»

Воспитатель раздает детям иллюстрации животных с чужими частями тела.

Предлагает найти ошибки художника и объяснить, какие части тела не принадлежат этому животному.

(Дается речевой образец)

Например:

У медведя – оленьи рога. В природе у медведя не бывает оленьих рогов.

У жирафа – верблюжья голова. В при роде у жирафа не бывает верблюжьей головы.

      4. Объяснение крылатых выражений. Игра «Ассоциации»

Воспитатель объясняет детям, что людей довольно часто сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы  показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими людьми.

Зачитывает определения и предлагает детям объяснить, какому человеку может подходить то или иное определение.

«Львиная грива». Про какого человека можно так сказать. (О человеке, у которого на голове пышная прическа, густые волосы или волосы спутанные, нечесаные.)

«Топает, как слон».  (Это человек с тяжелой походкой. Человек при ходьбе гулко стучит пятками по полу.)

«Обезьяньи ужимки».  (Так говорят о том, кто любит кривляться. Гримасничает)

«Черепаший шаг». (Человек, который медленно ходит, выполняет работу.)

«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)

  1. Создание мнемосхем . Работа в подгруппах. (закрепление материала)

Воспитатель делит детей на маленькие подгруппы. Для каждой подгруппы расчерчена таблица на шесть окошек, которую дети заполняют самостоятельно. Раздает картинки с изображением животного. Дети совместно решают, что можно рассказать об этом животном, заполняя при этом таблицу символами  и знаками. После заполнения можно предложить детям коротко рассказать про животное, используя свою схему.

Например, подгруппа создает таблицу для составления рассказа о верблюде.

Дерево и домик – верблюд дикое животное, но существуют и домашние верблюды.

Солнышко – верблюд живет в жарких странах.

Цветные пятна – шерсть верблюда светло-коричневого цвета.

Кустики -  верблюды питаются растениями.

Горб, ноги – перечисляются части тела верблюда.

Соска-пустышка – детеныш верблюда называется верблюжонок.

 Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, о ком они говорили на занятии?

О каких животных составляли рассказ-сравнение?

В какие игры играли?

Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы

Закрепление пройденного материала по обучению грамоте...

Конспект занятий по речевому развитию для детей подготовительной группы №3 ГДОУ №53 города Санкт-Петербурга на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».

Образовательный задачи:1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.2. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.Во...

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы c использованием мнемотехники

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Сказочная зима. Мнемотехника.Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и вос...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

Методическая разработка. Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы

Методическая разработка по речевому развитию для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы «Составление текста — поздравления»

Знакомство детей с поздравлением как с одним из видов этикетных текстов...

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы по теме: «Что нам Осень подарила?»

Конспект занятия по речевому развитиюдля детей подготовительной группыпо теме: «Что нам Осень подарила?»Цель:  продолжать закреплять  знания воспитанников  об осени...