«Речь ребенка 2-3 лет и возможности ее развития».
консультация по развитию речи (младшая группа)

Васильева Лариса Алексеевна

Хорошо развита речь ребенка способствует всестороннему развитию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rebenka_2.docx46.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь ребенка 2-3 лет и возможности ее развития».

http://www.ourbaby.ru/files/126875058_1.jpg

Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:

— совершенствование речи ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

— становление речи как основы мыслительных процессов и превращение в орудие мышления.

 

Хорошо развитая речь ребенка способствует всестороннему развитию ребенка.

А несвоевременно исправленный речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения и нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:

1. Дети, у которых речь совсем отсутствует.

2. Дети, которые говорят отдельными словами.

3. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

Поскольку в возрасте от двух до трёх лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 50 до 1200 слов), то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребёнок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребёнком.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Нужно, проговаривая с ребёнком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах. Чтобы развить речь ребёнка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребёнка синонимами, омонимами и т.д. Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и весёлыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочки и свистульки.

Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной

Кто дольше?

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной.

Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей. Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку.

Способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве. Возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живёт ваша семья. Попросите ребёнка проводить мишку и показать ему всё самое интересное.На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

Голоса животных.

Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

Угадай животное.

Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит.

Способствует развитию речи, слуха. Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает её на руках, споёт колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шёпотом, чтобы не разбудить её. Поговорите о чём-нибудь с крохой, попросите что-нибудь рассказать (всё это нужно делать шёпотом). Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Повтори за мной.

Предложите ребёнку повторять за вами рифмованные строчки: Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Способствует развитию речи, внимания. Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться. Яблоко и груша—это овощи? Ложка и тарелка—это посуда? Ромашка и одуванчик—это деревья?

Загадалки.

Способствует развитию речи, воображения. Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется. Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет. Например, высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду. (стакан). Потом поменяйтесь ролями.

Больше слов.

Способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова. Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой-нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

Кто есть кто?

Способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имён существительных. Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа—слон, то мама—слониха, а их ребенок—слонёнок и т. д.

Скороговорки.

Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте её интонацией. Главное—не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему были интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пусть закончит её. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.

«Подбери слово»

Подберите эпитеты к словам:

— снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий)

— человек (вежливый, умный, открытый, сердечный, сообразительный)

— ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий)

— дождь (холодный, грибной, моросящий, сильный)

— луна (яркая, растущая)

— солнце (яркое, теплое, желтое)

Большое значение для развития речи имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни. Отправляясь с ребенком на прогулку, вы можете:

— поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, в какую одежду вы одеты, какое сейчас время года;

— в холодное время покормите птиц, понаблюдайте за их поведением и повадками;

— можно поискать приметы времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Ма...

Доклад на тему: «Речь ребенка и возможности ее развития»

Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:- совершенствование речи ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;- становление речи как основы...

Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Специалисты дома ребенка на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который может прояснить некоторые моменты и ос...

Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В доме ребенка специалисты: логопеды, дефектологи и воспитатели на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который...

Доклад на родительском собрании "Речь ребенка 2-3 лет и возможности ее развития"

В докладе педагога раскрыты способы развития, совершенствования речи детей раннего возраста....

Речь ребенка,как один из основных показателей его развития.

Мы знаем, что развитие речи, является одним из основных этапов в развитии мышления ребенка. Именно в общении происходит зарождение личности. Окружение играет решающую роль в формировании мышления. С м...