Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Чтение стихов о весне (П. Соловьевой «Подснежник», Я. Аким «Апрель») в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Задачи:

  1. Образовательные: обогащать и активизировать словарный запас, формировать связную речь, учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, обобщить знания детей о весне, учить воспринимать красоту природы.
  2. Развивающие: - развивать ассоциативное мышление, память

-развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать

-развивать образность речи, творческое воображение

-развивать зрительное и слуховое восприятие

-развивать эстетическое восприятие красоты природы и художественного произведения

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи)

3. Воспитательные: воспитывать Умение слушать друг друга;

- радоваться успеху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vesna_razvitie_rechi.docx123.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

«п.Октябрьский» Саратовской области  Лысогорского района

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему

«Чтение стихов о весне (П. Соловьевой «Подснежник»,

Я. Аким «Апрель») в подготовительной группе.

hello_html_2fdb9ca6.jpg

Воспитатель:

Гасанова Эльвина Фаттахиддиновна

2019 г

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: Обобщить характерные признаки весны заучить с детьми стихотворение

Задачи:

  1. Образовательные: обогащать и активизировать словарный запас, формировать связную речь, учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, обобщить знания детей о весне, учить воспринимать красоту природы.
  2. Развивающие: - развивать ассоциативное мышление, память

-развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать

-развивать образность речи, творческое воображение

-развивать зрительное и слуховое восприятие

-развивать эстетическое восприятие красоты природы и художественного произведения

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи)

3. Воспитательные: воспитывать Умение слушать друг друга;

- радоваться успеху.

Материалы и оборудование: презентация по теме, ноутбук.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, о каком времени года говорится в загадке:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла…(весна.) слайд 2

- Правильно, и сегодня мы с вами будем слушать стихи о весне.

- Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев.

- Первый месяц – март. Март называют месяцем СВЕТА. Как вы думаете, почему?

- Да, в марте начинает светить солнце ярче, его лучи прогревают землю и в лесу появляются первые цветы. Как они называются? (Подснежники.)

- Мы послушаем стихотворение «Подснежник». Написала его Поликсена Сергеевна Соловьева - русская поэтесса и художница. слайд 3

Соловьева рано, в пять лет, научилась читать и писать. Литературой увлекаться также начала в раннем детстве. Помимо литературы, у Соловьевой проявился интерес и к живописи. Ребята, а что такое живопись? (Это изображения при помощи красок.)

- Впоследствии ее рисунки были помещены в поэтических сборниках. Ребята, а что значит поэтический сборник, поэзия? (Это словесное стихотворное творчество, стихи.)

2. Чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».

- Послушайте стихотворение Поликсены Сергеевны Соловьевой «Подснежник». 

 В лесу, где берёзки столпились гурьбой, 
Подснежника глянул глазок голубой. 
Сперва понемножку 
Зелёную выставил ножку, 
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: 
«Я вижу, погода тепла и ясна, 
Скажите, ведь правда, что это весна?»

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Обратите внимание, как ласково автор стихов сравнивает подснежник с живым существом. Почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», стебелек – с «зеленой ножкой»?

- Почему подснежник в стихотворении «потягивается», как будто после сна и «задает вопросы»?

- Ребята, подснежники занесены в Красную книгу России, их нужно беречь. Как мы сможем это сделать? (Не рвать.)

3. Физминутка «Подснежники просыпаются».

Вот подснежники проснулись, Встают и протирают глаза.

Улыбнулись, потянулись Улыбаются и потягиваются.

Раз – росой они умылись. Умываются.

Два – изящно покружились. Кружатся.

Три – нагнулись и присели. Наклоняются и приседают.

И на солнце поглядели. Поднимают голову вверх.

- А вот название второго месяца вы узнаете, отгадав загадку:

Дождь стучится в окна нам,
Слышен птичий шум и гам.
Март прошел, звенит капель,
Начинается ... 
(апрель.) слайд 4

- Второй по счету весенний месяц называется – апрель. Апрель называют месяцем воды, почему? (Тает снег, бегут ручьи, лужи и т.д.)

- Сейчас, ребята, мы послушаем стихотворение «Апрель». Написал его Яков Лазаревич Аким. слайд 5

Родился Яков в городе Галиче Костромской области. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло ему впоследствии написать многие стихи. И еще родители: по вечерам дома часто звучала музыка. Отец, прилично играл на скрипке, мать, любила петь, аккомпанируя себе на гитаре. Первое стихотворение Яков Аким написал, учась во втором классе. Первые его стихи для детей – это как бы письма к маленькой дочке. Яков Аким написал много сказок и стихов для детей.

4. Чтение стихотворения Я. Акима «Апрель».

- Давайте послушаем стихотворение Я. Акима «Апрель».

Долго шла весна тайком 

 От ветров и стужи, 
А сегодня 
 прямиком 
Шлепает по лужам.

Гонит талые снега 
С гомоном и звоном, 
Чтобы выстелить луга 

 Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» 
Эту новость первой
Барабанит по стеклу 
Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов 
С домиком подружат
Скоро множество птенцов 
Выглянет наружу.

Тучи по небу пройдут. 
И тебе впервые
На ладошку упадут 
Капли дождевые…

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Понравилось вам стихотворение?

- Как оно называется?

- Какие чувства, мысли, настроение вызвало у вас стихотворение?(Таинственное, осторожное, радостное, игривое, теплое.)

- Какими словами поэт создает радостное настроение?

5. Повторное чтение и анализ стихотворения.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

- В русском языке много самых разных слов, а поэт выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов. Когда слушаешь это стихотворение, кажется, будто музыка слышится. А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор?(Весну.)

- Как вы себе представили весну? (Веселой, озорной, шумной, бойкой.)

- Давайте попробуем отвечать на мои вопросы словами из стихотворения.

- Как к нам шла весна? (Долго, тайком.)

«Долго шла весна тайком

От ветров и стужи»

- Как вы понимаете слова: шла весна тайком? (Незаметно, потихонечку, мы чувствовали приближение весны, но ветра и стужа мешали ей.)

- Как сегодня идет весна? (Прямиком - шлёпает по лужам.)

«А сегодня – прямиком

Шлёпает по лужам»

- Как гонит талые снега? (С гомоном и звоном.)

- Зачем весна гонит талые снега? (Чтобы выстелить луга бархатом зелёным.)

«Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным»

- Бархатом зеленым - как вы понимаете эти слова? (Молодая весенняя травка, словно бархат зеленый лежит на лугах.)

- Какую новость барабанит по стеклу серой лапой верба? («Скоро! Скоро быть теплу!»)

«Скоро! Скоро быть теплу!»

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба»

- Как надо читать строку «Скоро! Скоро быть теплу!»? (Радостно, громко.)

- Попробуйте так произнести эти слова, чтобы мы поняли, что скоро станет тепло.

- Кто подружит с домиком? (Тысячи скворцов.)

«Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат»

- Кто выглянет наружу? (Множество птенцов.)

«Скоро множество птенцов
Выглянет наружу»

- Что пройдет по небу? (Тучи по небу пройдут.)

- Что впервые упадет тебе на ладошку? (Капли дождевые.)

«И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые…»

- Ребята, кто подскажет мне, как называется последний 3 весенний месяц? слайд 7

- Правильно, май – это месяц зелени. Как вы думаете, почему? (Растет трава, радуют своей красотой цветы, зеленеют листочками деревья.)

6. Итог занятия.

- Вспомните, как назывались стихотворения?

- О чем хотели рассказать авторы стихов?

- Какое стихотворение вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Весна. Перелетные птицы» в старшей логопедической группе

laquo;Весна. Перелетные птицы»Цели:Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи при образ...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Клуб знатоков родной речи» для детей группы компенсирующей направленности

Цель:Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры реч...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Весна идет, весне дорога».

формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем....

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и серый волк» для детей 4 - 5 лет

Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методиче...