Формирование эмоционального словаря у детей 2-ой младшей группы
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Дзюба Ольга Борисовна

Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Комсомольск-на-Амуре

Формирование

эмоционального словаря

у детей 2-ой младшей группы

МДОУ № 136

Педагог Дзюба О.Б.

2019 год

Формировать и расширять эмоциональный словарь ребенка следует в два этапа: с детьми 3-5 и 5-7 лет.

На первом этапе необходимо научить детей понимать значение слов, которые обозначают оттенки базовых эмоций, и выражать их в конкретной ситуации. У детей 3-5 лет следует формировать эмоции (радость, грусть, злость). В следующий возрастной группе детей знакомят с более сложными эмоциями. (интерес, удивление, страх).

Методика с детьми 3-5 лет: педагог «помещает» детей в историю и анализирует эмоции героев, герои испытывают три базовых эмоции: радость, грусть, злость. Можно задать вопрос: «Какое настроение стало у героя, когда….?». Это вопрос активизирует слова, которые обозначают оттенки эмоций.

Для детей младшей группы можно задать вопрос так: «Какое настроение было у куклы, когда её нашли друзья?». Для средней группы: «Когда лиса прогнала зайчика, какое у него стало настроение?», «Как можно сказать, каким стал зайка?».

Необходимо показывать иллюстрации, где хорошо видна экспрессия, или проводить с детьми этюды, в которых одни дети показывают изучаемые эмоции, а другие наблюдают их. Наблюдение экспрессии – необходимый компонент на занятиях по развитию умения понимать эмоции.

Вопросы детям: «Что мы видим, что делает человек, когда ему грустно?» Ответы: плачет, грустит, горюет, печалится…). «Что делали ребята, чтобы показать, как сердиться Мишка?» (Ответы: хмурились, сжимали кулаки, делали сердитое лицо).

Детям задают вопрос: «Какими словами называют человека, который часто….?» это вопрос активирует слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего определенную эмоцию часто. Дети должны назвать постоянную черту человека, связанную с конкретной эмоцией (плакса, шутник, хохотушка).

Детям дается задание вспомнить стихотворение, в котором герой испытывает эмоции. «Кто знает стихотворение, где зайка грустит?». Спросить, какие они испытывает эмоции и рассказать о них. Первым на этот вопрос отвечает воспитатель, предлагая детям пример ответа. Но этот элемент можно использовать, только если на занятии изучается базовая эмоция «радость». Задавать подобный вопрос для базовых эмоций «грусть» и «злость» не рекомендуется, возникает риск погрузить детей в негативный эмоциональный фон. Воспоминания радостных событий укрепляет позитивную атмосферу в группе.

Конспект ООД по рассказу Й. Чапека «Кукла Яринка»

для детей 2-ой младшей группы

Задачи:

  • речевое развитие:

- учить слушать рассказы воспитателя, давать на вопрос полный ответ;

- формировать эмоциональный словарь (эмотивную лексику) для базовых эмоций «радость» и «грусть»: слова, обозначающие оттенки эмоции (грустное, печальное, плохое, веселое, радостное настроение), действия, экспрессию человека, испытывающего эмоцию (плачет, смеется, улыбается, хлопает в ладоши, танцует, веселится), качества человека, испытывающего эмоцию грусти (плакса, рева, рёвушка-коровушка, нытик);

- совершенствовать слуховое восприятие;

- развивать умение рассказывать наизусть короткие стихотворения;

  • социально-коммуникативное, развитие:

- воспитывать бережное отношение к игрушкам;

- стимулировать осознание ребенком собственной радости;

  •  познавательное развитие:

- развивать познавательную мотивацию;

- формировать первичные представления о причинно-следственных связях (плохая погода - нельзя гулять; хозяйка бросила куклу - кукла плачет);

  • физическое развитие:

- развивать активность и творческие способности в процессе двигательной деятельности;

- совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование:

  • игрушки: собачка, кошечка, кукла, мяч, формочка, лопатка;
  • магнитная доска и картинки с изображениями грустной и веселой куколки;
  • аудиозаписи и аудиоаппаратура.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, хотите послушать сказку про песика и кошечку, у которых совсем не было игрушек?

Дети: Да!

Воспитатель читает сказку Й. Чапека «Кукла Яринка» из цикла «Приключения песика и кошечки». С помощью игрушек (собачки, кошечки, куклы, мяча, формочки; лопатки) иллюстрирует отдельные эпизоды. Затем задает вопросы по тексту

Воспитатель:        Скажите, кто попал в беду?

Дети: Куколка.

Воспитатель: Как ее звали?

Дети: Яринка.

Воспитатель:        Кто бросил куколку?

Дети: Хозяйка.

Воспитатель: Какое настроение было у куколки, когда ее нашли друзья?

Дети: Плохое, грустное, печальное.

Воспитатель: Кто помнит стишок про зайку, которого тоже бросила хозяйка? Кто расскажет нам его?

Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение А. Барто «Зайка». Воспитатель размещает на магнитной доске картинку «Грустная куколка» и задает детям вопросы.

Воспитатель: Какое настроение у куколки на картинке?

Дети: Плохое, грустное, печальное.

Воспитатель: Как вы догадались? Что делает куколка?

Дети: Куколка плачет.

Воспитатель: А как можно назвать мальчика или девочку, которые часто плачут?

Дети: Плакса, рёвушка-коровушка.

Воспитатель: И мне, ребята, тоже бывает грустно. Я грущу, когда на улице идет дождик, и мы не ходим гулять, ждем, когда он пройдет. Но зато мы можем поиграть, чтобы не грустить. Давайте поиграем!

Пальчиковая игра «Дождик»

        Воспитатель читает текст и показывает соответствующие движения. Дети повторяют за ним.

                        Дождик, дождик, не грусти!

                                        Грозят пальцем.

                        Кап-кап, кап-кап!

                                        Ритмично хлопают в ладоши.

                Снова в гости приходи!

                                        Манят руками.

                        Кап-кап, кап-кап!

                                        Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы куколка не грустила и стала веселой?

Дети предлагают варианты ответов: позвать играть, спеть песенку, подарить подарок.

Воспитатель: А что можно подарить куколке? Послушайте, как я скажу: «Я хочу подарить кукле мячик, а ты (называет имя ребенка).

Воспитатель предлагает детям ответить по заданному образцу что они хотят подарить кукле. Затем размещает на магнитной доске картинку «Радостная куколка» и задает вопросы.

Воспитатель: Какое теперь настроение у куколки на картинке?

Дети: Веселое, радостное, она смеется.

Воспитатель: Ребята, а когда вы радуетесь? Я радуюсь, когда на улице светит солнышко, а ты (называет имя ребенка)!

Воспитатель по очереди спрашивает детей.

Воспитатель: Что вы делаете, когда радуетесь?

Дети: Смеемся, кружимся, прыгаем, улыбаемся, хлопаем в ладоши, танцуем.

Воспитатель: Давайте порадуемся вместе с куколкой, ведь теперь с ней друзья и игрушки.

Под веселую танцевальную мелодию дети вместе с воспитателем выполняют танцевальные движения: хлопают в ладоши, подпрыгивают, кружатся.

Воспитатель: А теперь расскажите, как нужно играть, чтобы игрушки не ломались и еще долго радовали нас?

Дети: Не бросать на пол, не кидаться игрушками, убирать их, беречь их.

Воспитатель: Молодцы, вы все меня сегодня порадовали, потому что знаете, как беречь игрушки, чтобы им не было грустно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план проведения дидактических игр и словесных упражнений по формированию грамматического стоя речи детей во второй младшей группе

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения, заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять...

Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы

Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе".  В соответствии с тем...

Формирование эмоционального словаря у детей средней группы

Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации....

Методическая разработка (конспект ООД "Роль нравственно-патриотического воспитания в системе формирования социально-коммуникативного развития детей" во второй младшей группе

Нравственно- патриотическоевоспитание детей является одной из основных задач ДОУ. Взаимодействие детей и взрослых(семьи) ведет к формированию у ребенка общечеловеческих качеств личности, приобщении к ...

Мастер-класс для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков детей во 2 младшей группе.

Конспект мастер-класса для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков во 2 младшей группе...