Конспект образовательной деятельности в старшей группе: «Люблю берёзку русскую!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Матулевич Елена Васильевна

Расширять представления о самом почитаемом дереве в России-березе, формировать познавательный интерес к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolprezentatsiya1.pptx619.22 КБ
Файл konspekt_lyublyu_beryozku_russkuyu_star._gr.docx104.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Береза-символ России Подготовила: воспитатель Матулевич Е.В.

Слайд 2

«Без березы не мыслю России,- Так светла по-славянски она, Что , быть может, в столетья иные От березы - вся Русь рождена»

Слайд 3

Цель : развивать чувства патриотизма и любви к Родине. Задачи: -расширять знания детей о русской березе –как символе России; -развивать познавательный интерес.

Слайд 4

Береза в разное время года Осенью в золотом убранстве Зимой – сверкающая в ажурном инее

Слайд 5

Весной - ослепительно белая на фоне зеленой травы Летом – длинно косая, кудрявая

Слайд 6

Энциклопедия березовой жизни Загадка «Стоит в поле древо древлян кое . На этом древнем древе семь угодье. Первое угодье -в избе обиходье . Другое угодье- в кругу вертится. Третье угодье- старому и малому потеха. Четвертое угодье- по церкви крыш . Пятое угодье -по дорожке след. Шестое угодье – во всю ночь свет. Седьмое угодье – всему миру масло.»

Слайд 7

Березовая метелка наведет порядок в доме , а ароматный березовый веник полезен для чистоты тела

Слайд 8

Старинные русское ремесло : прядение , ткачество. Самопрялку с крутящимся колесом, и легкое веретено делали из березовой древесины.

Слайд 9

Из березовой древесины дедушки с удовольствием мастерили игрушки для внуков

Слайд 10

Из березовой древесины изготавливали березовые дощечки , которыми покрывали крыши

Слайд 11

Из бересты плели лапти и мастерили красивые шкатулки, на ней писали.

Слайд 12

Основным светилом на Руси были березовые лучины. Они горели долго и почти без копоти и искр

Слайд 13

Из березовой коры изготавливают деготь, который используют для смазывания колес телег и тарантасов, чтобы они не скрипели и хорошо вращались

Слайд 14

Береза- дивный лекарь Целебные свойства березы –в ее распустившихся почках и в душистых клейких листьях . Их отвар принимают при болезни почек, печени, легких . Березовый деготь лечит кожные заболевания. А березовый сок - живительный и вкусный напиток.

Слайд 15

Приметы 1.Соловей запевает , когда может напиться росы с березового листа. 2.Если с березы течет много соку, то быть лету дождливым. 3.Если в начале октября лист с березы не упал- снег ляжет поздно. 4.Если березовые ветки бросить на огородные грядки- не будет гусениц на капусте. 5.Лопаются сережки у березки - время сеять хлеб. 6.Овес сей, когда береза распускается. 7.Береза перед ольхой лист распускает к сухому лету, если ольха вперед - к мокрому.

Слайд 16

С давних пор береза была образом России. Ветвями березы украшают церкви и жилища в День Святой Троицы

Слайд 17

Праздник «Русской березы» празднует на Троицу русский народ. Березку украшают цветными лоскутками , пряниками , конфетами . Вокруг березки водят хороводы , играют, пляшут.

Слайд 18

Поэты воспели березку в стихах Береза-символ России Береза –символ России, Сокровище русской земли. Веками ей песни дарили, Признанья стихами в любви. Береза-символ России. Царица русских полей. Она средь невест всех красивей Величественней и белей. Шелестом листьев березы Шепчет Россия нам. Весной святой родины слезы Бегут у берез по стволам. Береза-символ России, Печаль в ней и радость земли, Веками ей песни дарили, С поклоном к березе все шли. Г.Садовая

Слайд 19

Русская березка Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике. С платочками в карманчиках. С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную. То ясную, кипучую. То грустную, плакучую. Люблю березку русскую. Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится! А.Прокофьев

Слайд 20

Береза Нет дерева сердцу милей, И сколько задумчивых песен Поется в народе о ней! Он делит с ней радость и слезы, И так уж она хороша, Что кажется- в шуме березы Есть русская наша душа. В.Рождественский

Слайд 21

Береза в произведениях художников И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» А.И.Куинджи «Березовая роща» Автор отобразил красоту березы, показал истинную любовь к этому красивому дереву , олицетворяющему собой Родину Художник передал игру света и тени, неземную красоту окружающего мира.

Слайд 22

И.И. Левитан «Золотая осень» А.К.Саврасов «Ранняя весна» Белоствольные березки в осеннем убранстве в лучах солнца не могут оставить равнодушными никого. Автор изобразил прекрасную пору в жизни природы- ее пробуждение

Слайд 23

«Мы делим с ней радость и слезы, и так ее дни хороши, Что кажется- в шуме березы, есть что-то от русской души!

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей группе: «Люблю берёзку русскую!»

Цели занятия: Способствовать развитию предпосылок логического мышления, познавательного интереса.
Задачи.
1. Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.
2. Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.
3. Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения.
Материал: презентация “Березы России”, рисунки детей,  компьютер, музыка “Во поле береза стояла”.

Ход занятия

Воспитатель: 
Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку и скажите о каком она дереве:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
В один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Дети: Береза.
Воспитатель: 
Ребята, а кто знает другие загадки о березе?
Загадки о березе:
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.

В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.

Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.

Зелена, а не луг, бела, не снег, кудрява, а не голова.

Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.

Она весну встречает, сережки одевает.

Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.
Воспитатель: 
Сегодня я вам предлагаю поговорить о русской березке. Береза - символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)
Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк). Вспомните, пожалуйста, стихи о березе.

Ребенок:
Люблю березку русскую
То, светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике. А. Прокофьев

Ребенок:
Береза, моя березонька,
Береза моя кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки.

Ребенок:
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Красны - девушки венки плетут

Ребенок:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки 
Новым серебром. (С. Есенин)

Воспитатель:
Молодцы, ребята! Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу березу. А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Ответы детей:
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
Какова березка, такова и отростка.
Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.
Воспитатель: 
А сколько песен сложено о березе! Какие песни вы слышали?
Ответы детей. 
Воспитатель: 
Молодцы ребята, а под песни издавна на Руси было принято вокруг березки водить хороводы, и я вам предлагаю сейчас исполнить хоровод 
“Во поле березка стояла”.
Воспитатель:
На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На “Троицу” украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза – щедрое и доброе дерево.
Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? 
Что значит щедрая? 
Ответы детей.
Воспитатель:
Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки. 
Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Там растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.
Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу? 
Ответы детей: не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Что нового вы сегодня узнали? 
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы ребята!
И на прощание я вам предлагаю посмотреть презентацию “Березы России”.

E:\бере.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Давайте познакомимся - русская матрешка"

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством русского народа - деревянной матрешкой...

Открытое занятие в старшей группе "Люблю берёзку русскую"

Открытое занятие в старшей группе "Люблю берёзку русскую"...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе « Люблю тебя, мой край родной»

План - конспект  непосредственно  образовательной  деятельностив  старшей группе« Люблю  тебя,  мой  край  родной»  Подготовила: воспитатель  Абр...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Люблю березку русскую"

Конспект занятия является примерным для занятий в старшей и подготовительной группах и направлен на формирование  у детей культуры общения с природой и эстетического отношения к ней, уточняет ...

Проект в старшей группе "Люблю берёзку русскую"

Проект подготовили и провели воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Люблю берёзку русскую "

-  Создать условия для уточнения представлений о Родине, как месте, где мы  родились и живём. - Формировать познавательный интерес к последующим наблюдениям  за  природ...