Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе.«Расскажем медвежонку, что такое зима»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Терюшкова Ольга Ивановна

Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима» (решение задач на противоречия).

Возраст: средняя группа (4-5 года).

Тип: комплексное занятие.

           Вид деятельности:

           Форма: фронтальная

Цель: Систематизация знания детей о сезонных изменениях в природе через развитие навыков целенаправленного восприятия, мышления, воображение, творческой фантазии, в процессе решения творческих задач.

Задачи:

Познавательное развитие:

Образовательные:                                                                                                                                                                                               

-Упражнять в отгадывании загадки;                                                                                                                                            - Упражнять в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов зимы и лета;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Развивающие:                                                                                                                                                                                            -Развивать творческую фантазию, в процессе ТРИЗ- игры «Хорошо-плохо»;                                                                                             -Развивать речевое дыхание, силу выдуваемой струи воздуха;                                       Воспитательные:                                                                                                                                                                                        -Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.                                                        

Речевое развитие:

Образовательные

-Формирование навыков связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников, радоваться успехам других.

-Уточнение и закрепление правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.                                                                                                                                                     -Упражнять в образовании прилагательных (признаков зимы) с опорой на зрительные ориентиры;                                                                                                                                                                                                

-Закреплять навыки составления рассказа из простых предложений с опорой на наглядность.                                                                                                                                                                     Развивающие:

 -Развитие связной речи.

-Развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать; повышать речевую активность

-Развитие зрительного, слухового внимания.

Воспитательные:

-Создавать у детей радостное настроение; воспитывать у детей интерес к данному материалу.

Социально-коммуникативное развитие:

Образовательные:

-Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

 Развивающие:

-Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

-Воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к сверстникам.

Художественно-эстетическое развитие:

Образовательные:

-Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия заданий.

Развивающие:

- Продолжать развивать фантазию и творческие умения детей в рисовании.

-Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество детей.

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», электронная презентация с зимними пейзажами и рисунками в составлении описательного рассказа, игрушка медвежонка.                                                                                               Методы и приемы:  

- Наглядные (рассматривание иллюстраций);

- Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение, худ. слова);

- Практические (раскрашивание снежинок).

Предварительная работа: Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик». Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на темы: «Зима», «Лето».                                                                                         Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.                                                                      Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Хорошо-плохо»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx947.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима» (решение задач на противоречия).

Возраст: средняя группа (4-5 года).

Тип: комплексное занятие.

           Вид деятельности: 

           Форма: фронтальная

Цель: Систематизация знания детей о сезонных изменениях в природе через развитие навыков целенаправленного восприятия, мышления, воображение, творческой фантазии, в процессе решения творческих задач.

Задачи:

Познавательное развитие:

Образовательные:                                                                                                                                                                                              

-Упражнять в отгадывании загадки;                                                                                                                                            - Упражнять в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов зимы и лета;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Развивающие:                                                                                                                                                                                            -Развивать творческую фантазию, в процессе ТРИЗ- игры «Хорошо-плохо»;                                                                                             -Развивать речевое дыхание, силу выдуваемой струи воздуха;                                       Воспитательные:                                                                                                                                                                                        -Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.                                                        

Речевое развитие:

Образовательные

-Формирование навыков связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников, радоваться успехам других.

-Уточнение и закрепление правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.                                                                                                                                                     -Упражнять в образовании прилагательных (признаков зимы) с опорой на зрительные ориентиры;                                                                                                                                                                                                

-Закреплять навыки составления рассказа из простых предложений с опорой на наглядность.                                                                                                                                                                     Развивающие:

 -Развитие связной речи.

-Развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать; повышать речевую активность

-Развитие зрительного, слухового внимания.

Воспитательные:

-Создавать у детей радостное настроение; воспитывать у детей интерес к данному материалу.

Социально-коммуникативное развитие:

Образовательные:

-Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

 Развивающие:

-Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

-Воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к сверстникам.

Художественно-эстетическое развитие:

Образовательные:

-Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия заданий.

Развивающие:

- Продолжать развивать фантазию и творческие умения детей в рисовании.

-Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество детей.

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», электронная презентация с зимними пейзажами и рисунками в составлении описательного рассказа, игрушка медвежонка.                                                                                               Методы и приемы:  

- Наглядные (рассматривание иллюстраций);

- Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение, худ. слова);

- Практические (раскрашивание снежинок).

Предварительная работа: Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик». Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на темы: «Зима», «Лето».                                                                                         Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.                                                                      Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Хорошо-плохо».

                                           

                         

Часть                     

Организационный момент 

Сюрпризный момент

Деятельность педагога 

Игра психологической направленности «Приветствие»

Встали все мы в полукруг (дети стоят лицом к гостям полукругом)

Я твой друг, и ты мой друг. (дотрагиваются рукой до своей груди, а затем до груди соседа)

Вместе за руки возьмемся (берутся за руки)

И гостям мы улыбнемся.

Скажем дружно – здравствуйте!

К детям приходит медвежонок.

Прислушайтесь, по-моему, кто-то сопит за дверью, пойду посмотрю. Воспитатель выходит в коридор и заходит с игрушечным медвежонком. Вот кто сопел под дверью – кто это?                                                                                      

м Медвежонок, а почему ты не спишь, ведь еще не растаял снег, и все медведи еще спят.

Медвежонок: Я не знаю, что такое зима, очень хочу узнать, поэтому и проснулся пораньше, и пока мама спит, пришел к вам, вы ведь знаете, что такое зима?

Воспитатель: Ребята расскажем медвежонку про зиму?

Садитесь на стульчики, и ты садись, медвежонок и послушай, что дети расскажут о зиме.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,

Застеклялись за ночь лужи,

А меня упаковали

В сто одёжек неуклюжих,

На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит - на снежинках

Опустилась к нам. 

- Ребята, за что вы любите зиму?

Воспитатель: неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?

Воспитатель: значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее, и плохое.

Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы поиграем с медвежонком. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».

Медвежонок будет говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

М: летом - жарко, а зимой?

М: летом на деревьях листья, а зимой?

М: летом день длинный, а зимой ?

М: зимой солнце низко, а летом?

М: летом гуляют на улице много, а зимой?

М: зимой земля покрыта снегом, а летом?

 Воспитатель выставляет картины зимы. Какое время года на картинах? 

- Как вы догадались?

- Зима какая? 

Давайте встанем на ковре и покажем медвежонку зиму

Физминутка Солнце землю греет слабо.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. 

 В речке стала вдруг вода                                                  Неподвижна и тверда. Вьюга злится,                                                                             Снег кружится ,заметает все кругом.                                                  Белоснежным серебром. 

 Воспитатель. Медвежонок мы сейчас тебя научим еще одной интересной игре - со снежинками. Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох, (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

 Воспитатель: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу? Пойдемте, послушаем. Слышите, как завывает вьюга? УУУ повторяйте за мной.

Воспитатель: Прислушайтесь, как морозным днем хрустит под ногами снег? ХР-ХР повторяйте за мной

Воспитатель: застонал лес от вьюги: С-С-С-С-С (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут Дубы УУУУУУУУУУ (Громко, низким голосом.)

Стонут березы Ж-ж-Ж-Ж-Ж (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.

Воспитатель: Мишка, ты знаешь, если на улице снег, то погода какая? (не знаю).

Ребята тебе сейчас помогут.

Д/и «Закончи предложение».

- Если на улице идёт снег, то погода?

- Если на улице мороз, то погода?

- Если на улице ветер, то погода?

- Если на улице холод, то погода?

- Если на улице солнце, то погода?

- Если на улице, как у нас, дождь, то погода?

Воспитатель: Молодцы, ребята! (подносит медведя к детям).

Медвежонок: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме. Но моя мама никогда не видела зиму, а я не знаю, как ей о зиме рассказать. Вы ребята, поможете мне?

 Воспитатель: присаживайтесь на стульчики, поможем медвежонку составить рассказ о зиме. А помогут нам картинки, чтобы мы ничего не забыли. (На доске выложены рисунки рассказа о зиме (на каждое предложение свой рисунок). 

 1 иллюстрация:

1. Зимой дети катаются на коньках.

Вопрос: где они катаются? (на катке).

2 иллюстрация:

2. Зимой дети катаются на лыжах.

3 иллюстрация:

3. Зимой дети катаются на санках.

4 иллюстрация:

4. Зимой дети строят горки.

Вопрос: Чем строят горку?

5 иллюстрация:

5. Зимой дети лепят снеговиков.

Вопросы: Сколько снеговиков уже слепили дети?

Будут ли они лепить еще снеговиков? Почему?

6 иллюстрация:

6. Зимой дети кормят птиц.

Вопросы:

- Каких птиц кормят дети?

- Где висит кормушка?

- Как вы думаете, чем дети кормят птиц?

Медвежонок: спасибо большое! Вы мне очень помогли!

Воспитатель: ребята, давайте медвежонку подарим снежинки.

(раздаю альбомные листы, где нарисованы снежинки).

Медвежонок: Вы подарите мне картинки?

Воспитатель: и тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Медвежонок: побегу к маме. До свидания ребята!

Воспитатель: Ой! ребята, а медвежонок оставил у нас что-то(корзина с конфетами).Ребята, а в корзине есть записка (воспитатель читает),

«Это вам ребята, угощайтесь!»

Деятельность детей 

Дети: медвежонок.

Да

«Зима»

Дети: можно на санках и на лыжах кататься.                                                                                                                   И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.                             Наблюдать за снегопадом. Дети: плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады

Зима-холодная, во круг снег и тд.

Лето-теплое, летают бабочки итд.

Холодно.

Листьев нет (или лежит снег)

Короткий.

Высоко.

Мало.

Песком, травой.

Зима

Дети называют, что увидели.

Морозная, холодная, вьюжная, метельная.

Дети выполняют движения.

Дети показывают нос.

Прыжки на месте.

Дети кружатся.    

Имитируют движения руками.                  

 Дети ходят вместе с медвежонком и воспитателем медленно идут по группе.

     

Дети выполняют

 Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

   Д: ХР-ХР-ХРХР!

 Д: С-С-С-С-С                 

Д:УУУУУУУУУУ 

Д:Ж-ж-Ж-Ж-Ж 

Д: ш ш ш ш-ш-ш-ш”.

Д: снежная

Д: морозная

Д: ветреная

Д: холодная

Д: солнечная

Д: дождливая

Ответы детей индивидуальные, а затем хоровые).

 

Да!

Дети составляют рассказ.

 Дети: дети раскрашивают.

Дети: Да.

Организационный момент

Сюрпризный момент

Игра психологической направленности «Приветствие»

Встали все мы в полукруг (дети стоят лицом к гостям полукругом)

Я твой друг, и ты мой друг. (дотрагиваются рукой до своей груди, а затем до груди соседа)

Вместе за руки возьмемся (берутся за руки)

И гостям мы улыбнемся.

Скажем дружно – здравствуйте!

К детям приходит медвежонок.

Прислушайтесь, по-моему, кто-то сопит за дверью, пойду посмотрю. Воспитатель выходит в коридор и заходит с игрушечным медвежонком.

Вот кто сопел под дверью – кто это?                                                                                      Дети: медвежонок.

Медвежонок, а почему ты не спишь, ведь еще не растаял снег, и все медведи еще спят.

Медвежонок: Я не знаю, что такое зима, очень хочу узнать, поэтому и проснулся пораньше, и пока мама спит, пришел к вам, вы ведь знаете, что такое зима?

Воспитатель: Ребята расскажем медвежонку про зиму?

Садитесь на стульчики, и ты садись, медвежонок и послушай, что дети расскажут о зиме.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,

Застеклялись за ночь лужи,

А меня упаковали

В сто одёжек неуклюжих,

На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит - на снежинках

Опустилась к нам. (Зима)”                                                                                                                                    - Ребята, за что вы любите зиму?

Дети: можно на санках и на лыжах кататься.                                                                                                                   И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.                             Наблюдать за снегопадом.

Воспитатель: неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?

Дети: плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.

Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады.                                                                                              Воспитатель: значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее, и плохое.

Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы поиграем с медвежонком. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».

Медвежонок будет говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

М: летом - жарко, а зимой

Д: - холодно.

М: летом на деревьях листья, а зимой –

Д: листьев нет (или лежит снег)

М: летом день длинный, а зимой –

Д: короткий.

М: зимой солнце низко, а летом

Д: высоко.

М: летом гуляют на улице много, а зимой

Д: мало.

М: зимой земля покрыта снегом, а летом

- Д: песком, травой.

Воспитатель выставляет картины зимы. Какое время года на картинах? (зима)

- Как вы догадались? Дети называют, что увидели

- Зима какая? (морозная, холодная, вьюжная, метельная)

Давайте встанем на ковре и покажем медвежонку зиму

Физминутка Солнце землю греет слабо.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода                                                  Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,                                                                             Снег кружится, (Дети кружатся.)                                                  Заметает все кругом                                                  Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

Воспитатель. Медвежонок мы сейчас тебя научим еще одной интересной игре - со снежинками. Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох, (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

Дети ходят вместе с медвежонком и воспитателем медленно идут по группе.

Воспитатель: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу? Пойдемте, послушаем. Слышите, как завывает вьюга? УУУ повторяйте за мной.

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

Воспитатель: Прислушайтесь, как морозным днем хрустит под ногами снег? ХР-ХР повторяйте за мной

Д: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: застонал лес от вьюги: С-С-С-С-С (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут Дубы УУУУУУУУУУ (Громко, низким голосом.)

Стонут березы Ж-ж-Ж-Ж-Ж (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.

Воспитатель: Мишка, ты знаешь, если на улице снег, то погода какая? (не знаю).

Ребята тебе сейчас помогут.

Д/и «Закончи предложение».

- Если на улице идёт снег, то погода (снежная).

- Если на улице мороз, то погода (морозная).

- Если на улице ветер, то погода (ветреная).

- Если на улице холод, то погода (холодная).

- Если на улице солнце, то погода (солнечная).

- Если на улице, как у нас, дождь, то погода (дождливая).

(Ответы детей индивидуальные, а затем хоровые).

Воспитатель: Молодцы, ребята! (подносит медведя к детям).

Медвежонок: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме. Но моя мама никогда не видела зиму, а я не знаю, как ей о зиме рассказать. Вы ребята, поможете мне?

Д: да, поможем!

Воспитатель: присаживайтесь на стульчики, поможем медвежонку составить рассказ о зиме. А помогут нам картинки, чтобы мы ничего не забыли. (На доске выложены рисунки рассказа о зиме (на каждое предложение свой рисунок). Дети составляют рассказ.

1 иллюстрация:

1. Зимой дети катаются на коньках.

Вопрос: где они катаются? (на катке).

2 иллюстрация:

2. Зимой дети катаются на лыжах.

3 иллюстрация:

3. Зимой дети катаются на санках.

4 иллюстрация:

4. Зимой дети строят горки.

Вопрос: Чем строят горку?

5 иллюстрация:

5. Зимой дети лепят снеговиков.

Вопросы: Сколько снеговиков уже слепили дети?

Будут ли они лепить еще снеговиков? Почему?

6 иллюстрация:

6. Зимой дети кормят птиц.

Вопросы:

- Каких птиц кормят дети?

- Где висит кормушка?

- Как вы думаете, чем дети кормят птиц?

Медвежонок: спасибо большое! Вы мне очень помогли!

Воспитатель: ребята, давайте медвежонку подарим снежинки.

(раздаю альбомные листы, где нарисованы снежинки).

Дети: дети раскрашивают.

Медвежонок: Вы подарите мне картинки?

Дети: Да.

Воспитатель: и тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Медвежонок: побегу к маме. До свидания ребята!

2. Сюрпризный момент. К детям приходит медвежонок.

Прислушайтесь, по моему кто-то сопит за дверью, пойду посмотрю. Воспитатель выходит в коридор и заходит с игрушечным медвежонком.

Вот кто сопел под дверью – кто это?                                                                                      Детимедвежонок.

Медвежонок, а почему ты не спишь, ведь еще не растаял снег, и все медведи еще спят.

Медвежонок: Я не знаю что такое зима, очень хочу узнать, поэтому и проснулся пораньше, и пока мама спит, пришел к вам, вы ведь знаете, что такое зима?

Воспитатель: Ребята расскажем медвежонку про зиму?

Садитесь на стульчики, и ты садись, медвежонок и послушай, что дети расскажут о зиме.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,

Застеклялись за ночь лужи,

А меня упаковали

В сто одёжек неуклюжих,

На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит - на снежинках

Опустилась к нам. (Зима)”                                                                                                                                    - Ребята, за что вы любите зиму?

Д: Можно на санках и на лыжах кататься.                                                                                                                   И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.                             Наблюдать за снегопадом.

Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?

Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.

Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады.                                                                                              Воспитатель: Значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее и плохое.

Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы поиграем с медвежонком. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».

Медвежонок будет говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

М: Летом - жарко, а зимой

Д: - холодно.

М: Летом на деревьях листья, а зимой –

Д: листьев нет (или лежит снег)

М: Летом день длинный, а зимой –

Д: короткий.

М: Зимой солнце низко, а летом

Д: высоко.

М: Летом гуляют на улице много, а зимой

Д: мало.

М: Зимой земля покрыта снегом, а летом

- Д: песком, травой.

Воспитатель выставляет картины зимы. Какое время года на картинах? (зима)

- Как вы догадались? Дети называют, что увидели

Зима какая(морозная, холодная, вьюжная, метельная)

Давайте встанем на ковре и покажем медвежонку зиму

Физминутка Солнце землю греет слабо.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

Воспитатель. Медвежонок мы сейчас тебя научим еще одной интересной игре - со снежинками. Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох, (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

Дети ходят вместе с медвежонком и воспитателем медленно идут по группе.

Воспитатель: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу? Пойдемте, послушаем. Слышите, как завывает вьюга? УУУ повторяйте за мной.

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

Воспитатель: Прислушайтесь, как морозным днем хрустит под ногами снег? ХР-ХР повторяйте за мной

Д: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: Застонал лес от вьюги: С-С-С-С-С (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут Дубы УУУУУУУУУУ (Громко, низким голосом.)

Стонут березы Ж-ж-Ж-Ж-Ж (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.

Проблемная ситуация.

Медвежонок: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме. Но моя мама никогда не видела зиму, а я не знаю, как ей о зиме рассказать. Вы ребята, поможете мне?

Д: Да, поможем!

Воспитатель: присаживайтесь на стульчики, поможем медвежонку составить рассказ о зиме. А помогут нам картинки, чтобы мы ничего не забыли. (На доске выложены рисунки рассказа о зиме (на каждое предложение свой рисунок). Дети составляют рассказ, сначала слабый ребенок, затем 2 сильных.

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

Медвежонок: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Вы подарите мне картинки?

Дети: Да.

Медвежонок: А на память о себе я хочу оставить вам расскраски. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т. д.

Воспитатель: И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Медвежонок: Побегу к маме До свидания ребята!

ВоспитательМедвежонка проводили, а теперь давайте спросим наших гостей, понравились ли им наши игры?

Воспитатель: Мишка, ты знаешь, если на улице снег, то погода какая? (не знаю).

Ребята тебе сейчас помогут.

Д/и «Закончи предложение».

- Если на улице идёт снег, то погода (снежная).

- Если на улице мороз, то погода (морозная).

- Если на улице ветер, то погода (ветреная).

- Если на улице холод, то погода (холодная).

- Если на улице солнце, то погода (солнечная).

- Если на улице, как у нас, дождь, то погода (дождливая).

(Ответы детей индивидуальные, а затем хоровые).

Воспитатель: Молодцы, ребята! (подносит медведя к детям).

- Ребята, погладьте нашего Мишеньку. Какая у него шерсть? (мягкая, пушистая, белая, теплая).

Воспитатель: Я вижу, что ему жарко. Сейчас я превращу вас в холодный ветерок, и вы охладите его – подуете на Мишку.

Упражнение на развитие направленной воздушной струи.

(Напоминание, как надо правильно дуть: вдохнуть глубоко носом, потом выдохнуть через рот, не раздувая щеки, губы – трубочкой).

Воспитатель: Вы так сильно подули, даже началась вьюга. Мишке уже не жарко.

- Мишенька, а ты знаешь, что зимой идет снег? Он состоит из снежинок.

- Скажите, ребята, какие снежинки (белые, холодные, блестящие, маленькие, красивые). (Если дети затрудняются, спросить: снежинки большие или маленькие, горячие или холодные).

Зимой, когда выпадет много снега, взрослые и дети играют с ним. Сейчас вы превратитесь в снежинки и легко и плавно закружитесь, полетите (превращает, дети как снежинки, кружась, двигаются, приседают и вновь «летят». «Снежинки» опускаются, приседают возле сюжетной картины «Зимние забавы»).

Воспитатель: Мишка, послушай рассказы ребят.

(Составление предложений по картинкам на тему «Зимние забавы» с опорой на схему).

Предложения:

1 иллюстрация:

1. Зимой дети катаются на коньках.

Вопрос: Где они катаются? (на катке).

2 иллюстрация:

2. Зимой дети катаются на лыжах.

3 иллюстрация:

3. Зимой дети катаются на санках.

4 иллюстрация:

4. Зимой дети строят горки.

Вопрос: Чем строят горку?

5 иллюстрация:

5. Зимой дети лепят снеговиков.

Вопросы: Сколько снеговиков уже слепили дети?

Будут ли они лепить еще снеговиков? Почему?

6 иллюстрация:

6. Зимой дети кормят птиц.

Вопросы:

- Каких птиц кормят дети?

- Где висит кормушка?

- Как вы думаете, чем дети кормят птиц?

Воспитатель: Мишка, сегодня ты много узнал о зиме и зимних забавах. Ребята, давайте пригласим мишку остаться у нас на день погостить. Но сначала мы позвоним его маме и спросим разрешения (звонок маме. Мишка рассказал, что дети из группы «Дружная семейка» помогли ему выполнить задание, он им благодарен и хочет еще погостить у ребят).

Воспитатель: Мальчики сейчас могут построить нашему гостю горки и домики, а девочки – приготовить вкусный обед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ-технологии

Формирование представления о цыпленке, как представителе домашних птиц с помощью системного оператора, с использованием ИКТ...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ "Платье для Золушки"

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшей группы....

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе по теме "Путешествие в сказку"

Развивать умение детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, соотносить знаковые символы с образами....

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

                    Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Методы и приёмы ТРИЗ - технологии творчества, поисковой активности, помогают преодолеть чувство скован...