Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима». (решение задач на противоречия)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Фадеева Людмила Витальевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Прогимназия «Сообщество»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе

«Расскажем медвежонку, что такое зима».

(решение задач на противоречия)

Составила: воспитатель Фадеева

Людмила Витальевна

        Нефтеюганск, 2016г.

Тема: «Расскажем медвежонку, что такое зима».

(решение задач на противоречия)

Цели: Систематизация знания детей о сезонных изменениях в природе, через

развитие навыков целенаправленного восприятия, мышления, воображение, творческой фантазии, в процессе решения творческих задач.

Формирование навыков связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников, радоваться успехам других.

Уточнение и закрепление правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Задачи:

 -упражнять в отгадывании загадки;

- развивать творческую фантазию, в процессе ТРИЗ - игры «Хорошо - плохо»;

- упражнять в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов зимы и лета;

- упражнять в образовании прилагательных (признаков зимы) с опорой на зрительные ориентиры;

- развивать речевое дыхание, силу выдуваемой струи воздуха;

- закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш, Ж произносить их протяжно с разной силой голоса;

- закреплять навыки составления рассказа из простых предложений с опорой на наглядность.

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», электронная презентация с зимними пейзажами и рисунками в составлении описательного рассказа, игрушка медвежонка, раскраски зимней тематики.

Методы и приемы: Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».

Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».        Предварительная работа: Заучивание пальчиковых игр «Зима»«Снежинка»«Лето»«Бабочка»«Снеговик».

Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на темы: «Зима»«Лето»,

Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.

Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание»«Какое бывает»«Кто что делает»«Хорошо-плохо».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Вос-ль: Ребята подойдите ко мне, к нам сегодня пришли гости, вы их узнали?

Все гости нам знакомы и мы рады их видеть, давайте со всеми поздороваемся

Игра психологической направленности «Приветствие»

Встали все мы в полукруг (дети стоят лицом к гостям полукругом)

Я твой друг, и ты мой друг. (дотрагиваются рукой до своей груди, а затем до груди соседа)

Вместе за руки возьмемся (берутся за руки)

И гостям мы улыбнемся.

Скажем дружно – здравствуйте!

  1. Сюрпризный момент  (Приход медвежонка)

Прислушайтесь, по-моему, кто-то сопит за дверью, пойду, посмотрю. Воспитатель выходит в коридор и заходит с игрушечным медвежонком.

ВОС-ль: Вот кто сопел под дверью – кто это?

Дети: медвежонок.

Вос-ль: Медвежонок, а почему ты не спишь, ведь еще не растаял снег, и все медведи еще спят?

Медвежонок: Я не знаю что такое зима, очень хочу узнать, поэтому и проснулся пораньше, и пока мама спит, пришел к вам, вы ведь знаете, что такое зима?

Воспитатель: Ребята расскажем медвежонку про зиму?

  1. Беседа о зиме

Садитесь на стульчики, и ты садись, медвежонок и послушай, что дети расскажут о зиме.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,

Застеклялись за ночь лужи,

А меня упаковали

В сто одёжек неуклюжих,

На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит - на снежинках

Опустилась к нам. (Зима)

- Ребята, за что вы любите зиму?

Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.

И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.

Наблюдать за снегопадом.

Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?

Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.

Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады.

Воспитатель: Значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее и плохое.

Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы поиграем с медвежонком.

  1. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».

Медвежонок будет говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

М: Летом - жарко, а зимой

Д: - холодно.

М: Летом на деревьях листья, а зимой –

Д: листьев нет (или лежит снег)

М: Летом день длинный, а зимой –

Д: короткий.

М: Зимой солнце низко, а летом

Д: высоко.

М: Летом гуляют на улице много, а зимой

Д: мало.

М: Зимой земля покрыта снегом, а летом

- Д: песком, травой.

Воспитатель выставляет картины зимы. Какое время года на картинах? (зима)

- Как вы догадались? Дети называют, что увидели

Зима какая? (морозная, холодная, вьюжная, метельная)

Давайте встанем на ковре и покажем медвежонку зиму

  1. Физминутка «Солнце землю греет слабо».

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

Воспитатель. Медвежонок, мы сейчас тебя научим еще одной интересной игре - со снежинками. Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох, (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

  1. Игра со снежинками.

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

Дети ходят вместе с медвежонком и воспитателем медленно идут по группе.

Воспитатель: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу? Пойдемте, послушаем. Слышите, как завывает вьюга? УУУ повторяйте за мной.

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

Воспитатель: Прислушайтесь, как морозным днем хрустит под ногами снег? ХР-ХР повторяйте за мной

Д: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: Застонал лес от вьюги: С-С-С-С-С (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут Дубы УУУУУУУУУУ (Громко, низким голосом.)

Стонут березы Ж-ж-Ж-Ж-Ж (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.

  1. Проблемная ситуация.

Медвежонок: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме. Но моя мама никогда не видела зиму, а я не знаю, как ей о зиме рассказать. Вы ребята, поможете мне?

Д: Да, поможем!

Воспитатель: присаживайтесь на стульчики, поможем медвежонку составить рассказ о зиме. А помогут нам картинки, чтобы мы ничего не забыли. (На доске выложены рисунки рассказа о зиме (на каждое предложение свой рисунок). Дети составляют рассказ, сначала слабый ребенок, затем 2 сильных.

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

Медвежонок: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Вы подарите мне картинки?

Дети: Да.

Медвежонок: А на память о себе я хочу оставить вам расскраски. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т. д.

Воспитатель: И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Медвежонок: Побегу к маме. До свидания ребята!

  1. Рефлексия:

Воспитатель: Медвежонка проводили, а теперь хочу у вас спросить, понравились ли вам игры? А какая игра вам больше понравилась? А кому мы помогли узнать, о зиме? А кому медвежонок хочет рассказать о зиме? Как вы думаете, почему мама медведица не знает о зиме?