Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой « Про снежный колобок».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Исламова Зульфия Раиловна

Этот материал будет полезен педагогам разновозрастных групп доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_dlya_zhurnala.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  с.Татар -Улканово

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой « Про снежный колобок».

Возрастная группа: разновозрастная.

Выполнил:

Воспитатель Исламова З.Р.

С. Татар-Улканово -2017.

Продолжительность: 20-25 минут

Цель: создание условий для развития речевой активности детей посредством пересказа по опорным картинкам.

Задачи:

Образовательные:

Младший возраст:

-Формировать умение слушать рассказ, следить за развитием действия;  вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

- Способствовать расширению представлений о характерных особенностях зимней природы

Средний возраст:

-Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

-Способствовать формированию у детей умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из рассказа.

- Расширять представления детей о том, что снег в теплом помещении тает.

Старший возраст:

-Добиться умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие  рассказы с опорой на графические схемы.

- Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры).

Развивающие:

 -Способствовать развитию фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы;

-Развитию слухового внимания, памяти, творческого воображения.

Воспитательные:

-Воспитывать умение слушать новые литературные произведения.

Средства реализации:  рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок», стихотворение башкирского поэта Хабибуллы  Габитова  «Зима»,снег в виде колобка, графическая схема к рассказу Н. Калининой «Про снежный колобок».

 Предварительная работа: проведение дидактических игр, разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки по теме, игры со снегом на прогулке, экспериментальная деятельность «Что случится со снегом в помещении»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное  развитие».

Ожидаемый  результат:

  -формирование представлений о зиме, её  признаках;,

-развитие  связной  речи, интереса  у  детей к  исследовательской  деятельности;

Методы и приемы: использование  наглядности, художественного  слова, игра.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент: (Занимаются дети всех возрастов. Дети стоят в  кругу.)

-Дети  у  нас  гости. Давайте поздороваемся

- Здравствуйте!                                                                                                         Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,                                                               Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,                                                                                Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)                                                           Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)                                           Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)                                 Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)                              Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»                                                                                                                                Вот, Шутник! Всё  варенье он слизал!( упражнение «Вкусное варенье»)    Язычок мы спрячем в рот,                                                                                                 Пусть немножно отдохнет!

-Дети.  Присаживайтесь.. ( дети садятся на стульчики)

-  Послушайте отрывок из стихотворения башкирского поэта Хабибуллы  Габитова.

Сыплет, сыплет белый снег,

Тихо-тихо, как во сне.

Белый лес и белый дом,

Поле белое, река…

-Дарина, о каком времени года отрывок? ( спрашиваю 2-3 детей)

-Почему вы так думаете? ( Потому что снег идёт, всё кругом стало бело)

- На  дворе  зима. А что бывает зимой? Предложение начинаем со слова

- зимой

-Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди надели теплую одежду

- На улице стало холодно.
- Дети катаются на санках с горки

- Дети лепят снеговиков.

- Молодцы, много признаков зимы назвали.

-Помните,  как  мы  с  вами  лепили  снеговика. Как  мы  его  лепили?

 -Катали  снег, получалось  у  нас  что ? Колобок.(договаривают  дети)

- Дети, утром  я нашла вот такой колобок. Из чего он?

из снега.

-Правильно, колобок из снега, значит: какой он?

- Снежный.

 - Потрогайте его, какой он на ощупь?

- холодный.

-Давайте оставим его в группе, посмотрим, что произойдет?

- У вас замёрзли руки? Давайте, согреем их.

Дыхательное упражнение: «Погреем ладошки» ( выполняем стоя)

— руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони, произнося слог (ХА) (щёки не надуваем)

Основная часть:

-Дети, хотите послушать рассказ о снежном колобке?

Рассказ называется «Про снежный колобок». Написала его Наталья Калинина.

«Про снежный колобок»:

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.

Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика - лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап-кап, кап-кап - вода капает.

Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

Обсуждение прочитанного:

Вопросы:                                                                                                                                         - Как называется рассказ?                                                                                                                -Что делали ребята во дворе?( гуляли, лепили снежную бабу)                                                      - Что  делал  Алеша? (слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот.)                                                                                             -Дальше  что  случилось? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.)                                                                                                                          - Почему снежный колобок оказался в кармане Алешиной  шубы?( «...Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман»)

-Что делали Алёша и ребята, когда пришли в детский сад с прогулки?( повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.)                                                                     - Что  случилось  с  колобком ? (Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.)                                            - А колобок где?- спрашивает автор.                                                                                                          Ильяс, попробуй ты спроси. И ты, Дарина (обращаюсь к детям 5,6 лет)                                                                      -А как вы думаете, что случилось со снежным колобком Алёши?( Снежный  ком  из  снега, в  тепле  снег  растаял.)                                                                            -Правильно, в тепле снег тает                                                                                                  - А что с нашим колобком? Посмотрим? (выводы детей)                                                          -И наш колобок растаял, потому что в группе тепло.                                                         -Дети, давайте поиграем в снежки:

Физкультминутка:

Наконец пришла зима,   - руки в стороны

Стали белыми дома,       -домик над головой

Снег на улице идёт         - движение рук сверху вниз

Дворник улицы метёт     -имитация

Мы катаемся на санках    -приседание, руки вперёд

Пишем на катке круги      -руки за спину, повернуться вокруг себя

Ловко бегаем на лыжах   - имитация

И играем все в снежки     -лепят и бросают снежки

( Дети  младшего возраста покидают занятие- предлагаю вылепить снеговика)

- Послушайте внимательно рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить, а потом вы будете пересказывать  его. А помогут нам картинки-схемы. (Повторно читаю рассказ в более медленном темпе, по ходу чтения выставляю картинки-схемы к рассказу)

- Жасмина (ребёнок четырёх лет), расскажи отрывок, который,  тебе понравился и ты запомнила.

(заслушиваю 2-3 пересказа детей пятого года жизни, оцениваю:

-Спасибо, запомнила и интересно пересказала, как Алёша вылепил колобок и положил его в карман и т.д.) Дети среднего возраста покидают занятие.

Заслушиваю пересказы  детей старшего возраста: один  ребёнок начинает рассказ, другой ребенок заканчивает, ребенок  подготовительной  группы  рассказывает  полностью, опираясь на опорные картинки-схемы.

 -Спасибо, дети. Вы   рассказали  подробно, почему в кармане Алеши  колобок растаял.

 

(анализируется подробно первый пересказ, остальные - менее подробно).

Заключительная часть. Рефлексия.

-Что мы сегодня делали на занятии?

 - Получилось ли у нас пересказать рассказ  «Про снежный колобок»?

- Что помогло нам запомнить и пересказать этот рассказ?

 -Как вы думаете, где можно было бы сохранить снежного колобка?  

 -А  из чего ещё можно слепить колобок?                                                                          

Дети, давайте, поиграем, игра  «Доскажи  словечко» Начинаем:

1.Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю что?…. (снег)

2.С неба всё скользят пушинки

серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут вперегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

Самоанализ оод

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующим детям младшего, среднего и старшего   возраста детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На занятии были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

 Организационный момент игра «Здравствуйте!» в стихотворной форме была направлена на развитие речедвигательного аппарата детей, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник

Использование модели- схемы рассказа помогло в интересной форме реализовать основную обучающую задачу - Добиться умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие  рассказы с опорой на графические схемы.

. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась активизировать детей

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия провела так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.

 Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

- Как называется рассказ?

-Что делали ребята во дворе?( гуляли, лепили снежную бабу)

- Что  делал  Алеша? (слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот.)

-Дальше  что  случилось? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.)

 - Почему снежный колобок оказался в кармане Алешиной  шубы?( «...Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман»)

-Что делали Алёша и ребята, когда пришли в детский сад с прогулки?( повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.)

- Что  случилось  с  колобком ?

(Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.)

- А колобок где?- спрашивает автор. Ильяс, попробуй ты спроси. И ты, Дарина …

-А как вы думаете, что случилось со снежным колобком Алёши?( Снежный  ком  из  снега, в  тепле  снег  растаял.)

-Правильно, в тепле снег тает

- А что с нашим колобком? Посмотрим? (выводы детей)

-И наш колобок растаял, потому что в группе тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа). Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок".

Программное содержание:1. Продолжать формировать умение детей выразительно пересказывать литературный текст;2. Уметь употреблять в пересказе местоимения и глаголы в форме 1 лица;3. Формировать навыки ...

Конспект НОД Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Конспект НОДТема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Ход Занятия:Связанная речь: Учить детей передавать содержание литературного текста связано, последовательно, выр...

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» для детей с ОНР подготовительной к школе группе

http://КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» для детей с ОНР подготовительной к школе группе...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Цель: формировать умение детей пересказывать текст с помощью приемов мнемотехники, с  использованием интерактивного стола. Образовательные задачи:-Продолжать учить детей  передавать сод...

Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

    Цель: Формировать умение детей передавать  литературный  текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя.Упражнять детей в умении подбирать...