Методическая разработка на тему: «Развитие навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сютьева Ольга Владимировна

Выявление и описание видов познавательных игр и методики их организации по развитию навыков общения у детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Прогимназия № 675 Красносельского района

Санкт-Петербурга «Талант».

Методическая разработка на тему:

«Развитие навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх».

Составил: воспитатель

Сютьева О.В.

Санкт-Петербург 2018г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование развития навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх…………………………………………………….6

  1. Сущность понятия «познавательная игра»…………………….................6
  2. Особенности развития навыка  общения у детей 5-6 лет………………..9
  3. Познавательная игра как средство развития навыков общения у детей 5-6 лет ……………………………………………………………………………17

ГЛАВА 2. Практическое изучение развития навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх ………………………………………………………...26

2.1. Диагностическое исследование развития навыка общения у детей 5-6 лет…………………………………………………………………………………26

2.2. Рекомендации для воспитателей  по развитию навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх……………………………………………..….28

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……..32

ВВЕДЕНИЕ

           Проблема развития навыков общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, нравственных критериев в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому внимание к воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению развитию навыков общения детей 5-6 лет. 

         Возраст 5 лет отмечен ростом числа познавательных контактов между детьми. Эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни. Условиями, способствующими становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение. В ряде исследований было показано, что дети, растущие при дефиците общения (в закрытых детских учреждениях), отличаются сниженной познавательной активностью, отсутствием интересов и собственной инициативы [11, 17,23].

              Поощряя познавательную активность ребенка в игровой деятельности, взрослый стимулирует и закрепляет ее проявления. Такой способ влияния может иметь место, однако познавательная активность при этом будет мотивирована стремлением к оценке, к поощрению, к общению со взрослым, т. е. внешним образом. Но, как было показано выше, главной отличительной особенностью познавательной мотивации является ее внутренний характер, т. е. удовольствие от самого процесса познания.        

           Можно предположить, что источником этой мотивации служит взаимодействие ребенка со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства деятельности и оценку его успехов, но и познавательные мотивы, т. е. интерес к деятельности, желание получить результат, стремление проявить себя. При этом способ передачи новой мотивации имеет свою специфику. В этой сфере действуют механизмы эмоционального заражения, вовлечения, создания общего смыслового поля и другие, которые предполагают не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого, его субъективную включенность в общение с ребенком.

            Проблема развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста  всегда была прямо или косвенно в центре внимания таких педагогов как Я. Л. Коломинский[10], М. И. Лисина[12], Т. А. Репина[18] и других. В отечественной психологии положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л. С. Выготским и его последователями. Учеными неоднократно подчеркивалось, что источник развития лежит вне ребенка, а в продуктах материальной и духовной культуры, которые раскрываются ребенку в процессе общения и специально организованной совместной деятельности.

              В исследованиях отечественных психологов Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, и других доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок осваивает человеческий опыт.

           Л.С. Выготский указывал на тот факт, что «функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся психическими функциями личности[2].

           М.И.Лисина, А.Г. Рузская, и другими, позволяет утверждать, что в дошкольном возрасте общение интенсивно развивается и приобретает различные формы[12].

        Несмотря на достаточную изученность проблемы развития общения детей старшего дошкольного возраста, анализ психолого-педагогической литературы показал, что использование познавательной игры как средства

развития  навыков общения у  детей 5-6 лет, а также методика организации игр является мало разработанными. Не в полной мере обоснованы условия развития общения детей старшего дошкольного возраста  в процессе познавательных игры.

          Целью нашего исследования является выявление и описание видов познавательных игр и методики их организации по развитию навыков общения у детей 5-6 лет.

         Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей 5-6 лет.

           Предмет исследования: развитие навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх.

          Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: развитие навыков общения у детей 5-6 лет в процессе познавательной игры будет успешным, если познавательные игры организуются комплексно, и учитываются возрастные  особенности дете5-6 лет.

          Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Выявить сущность развития навыков общения у детей 5-6 лет.
  2. Выявить возможности познавательной игры как средства развития навыков общения у детей 5- 6 лет.
  3. Описать разные виды игр и их методику организации по развитию навыков общения у детей 5-6 лет.
  4. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление уровня   развития навыка общения.
  5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх.

           Для решения поставленных задач нами применялись следующие теоретические методы научного исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение.

            Практическая значимость нашего исследования состоит в изучении возможностей познавательных  игр по развитию навыков общения, их описании и разработке методики их организации с детьми 5-6 лет.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование развития навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх

  1. Сущность понятия «познавательная игра

            Познавательные игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. К познавательным  играм относятся: разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами.

            Познавательные (развивающие)  игры - игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность.

             Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

              Познавательные игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность[16].

            Познавательные игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке[8].

            Познавательные игры - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям  предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулирование познавательного интереса и за счет этого более быстрое усвоение знаний, хотя на практике это не всегда приводит к успеху[11].

          Метод познавательных игр применялся уже в древних дидактических системах. Его эффективность различными педагогами оценивается от весьма низкой до высокой. Если игра плохо продумана и выполнена, то это бесполезная трата времени и сил.

          Чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементы неожиданности, свободного выбора и эмоционально раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Познавательные игры как нельзя лучше согласуются с идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно-ориентированным обучением.

          Девиз познавательных игр - как играем, так и действуем.

Познавательные игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы; воспитывают интерес и внимательность детей; вводят детей в жизненные ситуации, учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка, ведет к самостоятельным открытиям и решению проблемы.

      С. Новоселова выделяет  ряд положительных моментов использования познавательных  игр:

- в процессе игр дети овладевают опытом поведения в реальных жизненных ситуациях;

- игра дает возможность самим детям решать проблемы, а не оставаться пассивными наблюдателями;

- игра предоставляет хорошие возможности для переноса знаний и опыта деятельности из проблемной  ситуации в реальную;

-  игры увлекают дошкольников: даже те темы, которые обычно не вызывают интереса, легко усваиваются в игровой форме [16].         

           Таким образом, познавательные игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. К познавательным  играм относятся: разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

  1. Особенности развития навыка  общения у детей 5-6 лет

          Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека и, вместе с тем оно, является одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. В психолого-педагогической литературе существует множество определений общения:

-общение – взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. (Ломов Б. Ф.)

-общение – взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. ( Л.А. Венгер)[2].

        Но за основу мы берем определение, предложенное Рузской А.Г: общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[22].

           Говоря о роли общения в развитии личности ребенка, Р. С. Немов подчеркивает, что в процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. В процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, эстетические чувства и складывается характер. Также общение имеет огромное значение в формировании психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность[20].

          Общение представляет собой сложный, многогранный процесс, в котором могут быть выделены следующие функции:

-коммуникация (обмен информацией);

-интеракция (обмен действиями);

-социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

           Функции общения дают представления о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми и каковы могут быть его результаты. Коммуникация отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения. Интеракция помимо обмена информацией предполагает обмен определенными действиями между партнерами по общению. В процессе восприятия друг друга партнерами по общению фиксируются отношения людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание. Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в неё людей.

            Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М. И. Лисиной[12].

           Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд глаза в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека. Общение- это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения. Третьим критерием  являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Так как общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить внимание – наиболее характерный момент общения. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

           В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.

            В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, мотив и средства. Содержанием общения является информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Предметом общения является другой человек, партнер по общению как субъект. Целью является то, ради чего у человека возникает данный вид деятельности.

            М. И. Лисина выделила три основные категории мотивов общения:

         Деловые – выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности.

        Познавательные – возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.

       Личностные – характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с личностью[12].

             Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств. Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

            М. И. Лисина выделила следующие категории средств общения:

-экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);

-предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками).

-речевые (вопросы, реплики и другое)[12].

           М. И. Лисина выделила в развитии общения следующие этапы:

I этап связан с установлением отношений ребенка со взрослым, причем взрослый выступает носителем нормативов.

На II этапе взрослый выступает уже равным по совместной деятельности.

III этап характеризуется тем, что между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.

На IV этапе ребенок выступает в коллективной деятельности в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

           Развитие общения у детей осуществляется в двух направлениях:

– общение с взрослыми;

– общение со сверстниками[12].

         На протяжении детства в общении со взрослыми появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития.

        Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе её развития, взятая в целостной совокупности её свойств.

       Форма общения характеризуется следующими параметрами: время её возникновения в онтогенезе, её место в системе общей жизнедеятельности,

основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения, ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению, основные средства общения.

       В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

        Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

            К 5-6 годам у детей снова существенно меняется отношение к сверстникам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется[11].

            Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия сверстников  свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

       Дошкольники 5-6 лет собираются в небольшие группы (по  2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Ему необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счёте, особенности становления личности[21].

            Так же к 5-6 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

              К 6 годам у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своего товарища: «Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится»[26].

           Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

           Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

           Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями.

            В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для сверстника, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки. Очень важно, что дети думают не только о том, как помочь сверстнику, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставить радость и удовольствие. С такого внимания к товарищу, с заботы о нем и начинается дружба.

          В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других[11].

       Таким образом, у ребёнка 5-6 лет происходи переход от внеситуативно – познавательного к вреситуативно –  личностному  общению. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.

  1. Познавательная игра как средство развития навыков общения у детей 5-6 лет

          Грамотно организованные  познавательные игры активизируют процесс познания дошкольников, создают положительную эмоциональную атмосферу в группе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать игры вновь и вновь, не боясь трудностей преодолевая препятствия.  Кроме того, в познавательных  играх дети незаметно для себя ,без особых усилий овладевают очень важными  умениями. Они учатся работать в группе: ставить общие цели и задачи, совместно действовать ,распределять роли  координировать общие усилия.

            Не менее важны и умения работать с книгой: ставить вопросы, искать на них ответы, находить нужную информацию, выделять   существенное, ориентироваться  в игровом пространстве.

           По мнению  М.А.Матюшкина, игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного  общения в большей степени способствуют   возникновению и проявлению  активности, стимулируют познавательную активность всех учащихся, что особенно важно для слабо успевающих детей[6].

         Познавательная игра это способ сделать познание делом  непринужденным, увлекательным, интересным. Играя, ребенок радостно и счастливо проживает значительный момент жизни. Не готовится к жизни, а живет «здесь и сейчас», в каждый момент своего бытия.      

          Познавательная  игра – это активное познание мира, облеченное в яркую

игровую форму. В организационном плане познавательная игра- коллективное творческое дело игрового, занимательного характера, имеющее в своей структуре коллективное планирование ,подготовку,  осуществление, коллективный анализ и оценку.

         По содержанию, методике и технологии проведения можно выделить несколько групп познавательных игр:

- игры-задания,

- игры -конкурсы,

- игры-путешествия,

- игры читателей ,

- почемучкины  игры

- и игры-обзоры (игры истории)[24].

       Коротко остановимся на классификации развивающих познавательных игр-заданий:

- Развивающие игры на сенсорные способности дошкольников. К ним можно отнести игры на развитие цветоощущения, зрительного и тактильного восприятия, распознавание геометрических форм и размеров, при этого довольно сложных конфигураций.

- Игры, развивающие мелкую моторику. Например, зарисовка и обведение фигур и разных узоров. Это можно делать, использую различные трафареты. Тут также уместно отметить развивающие игры графического характера.

- Задания и упражнения на развитие основных психических процессов, которым относят память, внимание. Это могут быть модификации игры «Что изменилось?».

- Игры, развивающие мышление ребенка. В такой серии игр у дошкольника развиваются способности к анализу, синтез, пространственное воображение, логическое мышление. В таких игра, как правило, закладываются на начальном этапе математические представления, развиваются такие мыслительные операции, как классификация и обобщение. Полным ходом в процессе игр, которые нацелены на придумывание разнообразных символов, формируется абстрактное мышление[24].

       Также можно отметить развивающие игры, формирующие фантазию, речь и т.д.

      Игры-конкурсы, состязания основаны на ярко проявляющейся особенности ребят - желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе.

      Игры – конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания .Они требуют от ребят проявления смекалки разносторонних знаний.

       По своему характеру это интеллектуальные состязания по различным  отраслям знаний, выходящих за пределы содержания учебных программ и учебников. В них всегда есть победители и проигравшие. Победители -это те, кто больше знает, много читает, многим интересуется  . Выигрыш и  проигрыш в игре стимулирует познавательную активность детей, желание читать , узнавать новое ,расширять круг чтения.

Успех в таких в познавательных  играх зависит  от:

 - интересных, занимательных и в то же время заставляющих думать вопросах;    

 - быстро ориентирующегося в ситуации и обладающего широким кругозором ведущего;

 - награждения победителей.

         Перед каждой игрой обязательно продумывается вместе с детьми система оценок. Их можно фиксировать на доске, на табло, на плакате. Совсем необязательно  каждый раз использовать цифровые показатели .Их с успехом могут заменить  предметные: по-разному окрашенные листья деревьев ( "Знатоки  природы"), геометрические фигуры ("Математический турнир"), лепестки цветов ("На цветочной поляне", "На балу у Флоры"),снежинки ,желуди, ягоды, рябина и.т.д.

      Не стоит и забывать о том, что игра – это не занятие, и поэтому во время ее проведения возможны и шум, и смех, и передвижение детей по группе.        

       Ценность    игр-состязаний состоит в том, что ребята все вместе в составе команд  думают, обсуждают вопросы, находят ответы.   Надо учесть и то, что дети 5-6 лет, как правило, не умеют работать в группе (команде),стараются отвечать или задавать вопросы индивидуально (часто им просто не хватает терпения , и они выкрикивают с места то ,о чем догадались, о чем знают).   Их надо учить совместной умственной работе, если не делать этого, то в познавательных играх будут участвовать только самые эрудированные, сообразительные, а другим детям  станет не интересно, и игра не даст того воспитательного результата, ради которого и  задумывалась педагогом[16].

         Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками,

играми  и. т. д. Вполне подойдут самодельные медали (их можно изготовить

вместе с детьми), дипломы и.т.д.

          К играм- соревнованиям можно отнести такие игры, как "Умники и умницы", " Зездный час", "Ау , знатоки" и.т.д.

         Игры – путешествия, реальные и воображаемые, отличаются , во-первых, интересным  сюжетом,  который разворачивается перед детьми  героями  которого они становятся.  Во – вторых, игры, как  правило,

построены на одной тематике, например:, "Природа", "Море и корабли", "Космос" и.т.д.

      Игры – путешествия - это исследование какого-либо объекта ,явления области, знаний . В них нет соревновательности,  как в конкурсах и турнирах.

Они требуют от детей большей самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех.

Особенности организации игры –путешествия :

-темы игр должны отвечать потребностям, интересам, запросам детей;

-необходимо предоставить каждому ребенку возможность активно участвовать в игре.

 -организовать игры предпочтительно по микрогруппам, чтобы, во - первых охватить всех детей, а во-вторых, осветить разные стороны избранной темы;

  -главное в игре- путешествии – познание, а не соревнование, поэтому элементы  состязательности не должны выступать на первый план и являться определяющими/

          Почемучкины игры побуждают детей к задаванию вопросов и поискам  ответов на них. Психологи отмечают, что дошкольники задают много  вопросов. Задачи почемучкиных игр - развивают любознательность детей, инициировать их вопросы побуждать к наблюдению, анализа окружающего мира.

           Почемучкины игры построены на вопросах детей, организуя данную группу игр, педагог не вправе отмахиваться ни от каких, даже "глупых" на взгляд взрослого, вопросов. В организации почемучкиных игр весьма важен стиль взаимодействия воспитателя  с детьми. Чем они демократичнее, тем более активны дети в постановке вопросов. Исследование Н.Б.Шумаковой говорят о том, что дети глубже развивают свои подлинные возможности в исследовании проблемной ситуации с помощью вопросов[24].      

         Педагогические  требования к организации     познавательных игр :

  1. Внимательно относиться  к детским вопросам, накапливать их;
  2. Учить детей задавать вопросы ,открывать новые стороны в исследуемом

объекте,  проблеме, явлении.

  1. Не оценивать детские вопросы как "плохие - хорошие", "умные - глупые","правильные – неправильные ", а радоваться любым  вопросам и рассматривать их как положительный факт; это помогает не снижать

самооценку ребенка;  

  1. Предпочтителен демократический стиль общения с детьми, когда они не

     боятся  задавать вопросы ,  не боятся выглядеть глупыми.

    К почемучкиным играм можно отнести: " Шкатулка по кругу",  "Хочу все  знать", "Отчего и почему?" и д.р.

          Игры-обзоры, игры-истории дают возможность окунуться в историю

   и познакомиться с происхождением самых  простых и хорошо известных

   детям вещей, явлений, событий: как и когда  люди начали измерять , когда

   появились первые печатные источники, как и  где дети раньше учились,

   какова история иголки и нитки, ложки и тарелки . Обо  всем этом дети

   узнают в процессе проведения подобных игр.

    Игры - обзоры отличаются, прежде всего, своим содержанием. Его  составляют  различные  истории происхождения и существования знакомых  детям вещей  и явлений – от истории зеркала до появления первых автомобилей. Однако не исключено , что интересы детей могут выйти за пределы  обычных вещей  ,и тогда мы расширяем  содержание игр.

        Подготавливая игры, дети вместе с воспитателем  выбирают какую- либо  область интересующих их объектов и предметов окружающего мира. Ими могут быть домашние вещи, животные, одежда  и обувь, меры измерения, игры и  игрушки ,  и многое другое[16].

   Таким образом, расширяется кругозор детей, развивается их самостоятельность, познавательная активность, развивается навык общения.

   При проведении игр-обзоров можно  посоветовать воспитателю  следующее:

  1. Опираться на интересы детей и развивать их дальше;
  2. постепенно приобщать всех  к активному участию в подобных через

постановку вопросов  ,через работу с литературой, через предоставление

каждому возможности поговорить о том, что его интересует, о чем он знает.

        Технология организации всех игр базируется на методике и технологии

      коллективной творческой деятельности. В ее основе - активное  участие

      детей  во всех этапах и элементах игр: от замысла до анализа результатов.

     

ГЛАВА 2. Практическое изучение развития навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх

2.1. Диагностическое исследование развития навыка общения у детей 5-6 лет

    В диагностическое  исследование проводилось на базе одной из дошкольных образовательных организаций города….. В исследовании   участвовали  дети старшей  группы, в возрасте  от 5 до 6 лет, в количестве 10 человек.

          Цель: изучить особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

        Для достижения поставленной цели использовали методику, предложенную О.В.Солнцевой [24].

        Диагностическое исследование проводилось  в процессе наблюдений за взаимоотношениями детей в совместных познавательных играх, в играх с правилами, в условиях организации сотрудничества детей на занятиях.

        В процессе наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, и исходя из бесед с воспитателями группы, были исследованы  особенности сформированности общения у детей данной группы.

        Методика обследования сформированности общения включает в себя следующие показатели:

1.  Сформированность умения устанавливать контакт со сверстником, ориентироваться на партнера с целью согласования позиций в общей деятельности

        Детям в процессе игровой деятельности создавалась проблемная ситуация, в результате которой ребенку необходимо было вступить и установить контакт со сверстником. Взрослый наблюдал за общением детей в процессе игровой деятельности.

Критерии оценки:

        Высокий уровень: ребенок самостоятельно проявляет дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты). Отмечается способность принять и согласовать общий замысел, соблюдает правила распределения ролей и очередности. Признает равенство прав участников. Замечает эмоциональное состояние партнера, предлагает помощь.

        Средний уровень: у ребенка возникают небольшие трудности  в установлении доброжелательного расположения к партнеру, чаще вступает во взаимодействие с одними и теми же партнерами по игре. Способен уступить и принять общий замысел.

        Низкий уровень: Ребенок не может установить контакт со сверстниками по игре, присутствуют проявления грубости, не желания вступать в игровое  взаимодействие, пытается получить в игре только главные роли, не учитывает интересы других играющих. Не придает значение эмоциональному состоянию партнера, не оказывает помощь.

2. Умение вести диалог (коммуникация)

        Данный критерий  так же анализировался в процессе наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Отмечалось умение вести диалог,   поведение детей в конфликтных ситуациях, результат взаимодействия.

Критерии оценки:

        Высокий уровень: ребенок представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнера форме (использование советов, а не приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т.п.).

          Умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял, проявляет готовность выслушать партнера для согласования мнений,  интерес к высказываниям партнёра, использует  реплики поддерживающего характера. В конфликтных ситуациях  стремится к нахождению справедливого общего решения для предотвращения конфликтных ситуаций; пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции: договаривается с партером, с целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям. В результате  взаимодействия  проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности; выражает готовность  продолжить общение.

        Средний уровень: ребенок умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял, хотя речи ребенка иногда присутствуют слова в приказной и командной форме. В конфликтных ситуациях,  пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции; договаривается с партнером.  С целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям. В случае ссоры не всегда выражает готовность  продолжить общение, чаще всего вообще его прекращает, но через некоторое время быстро отходит и вновь вступает в игровое взаимодействие.

        Низкий уровень: ребенок чаще всего использует в речи слова -  приказы, командного тона; иногда проскальзывают слова, оскорбляющие другого.

          Не умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял, не проявляет готовность выслушать партнера для согласования мнений.  В конфликтных ситуациях  не контролирует собственные эмоции и негативные реакции: не умеет договориться с партером, с целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям. В результате  взаимодействия  не проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности; часто быстро заканчивает игровое взаимодействие.

        Общий результат диагностического исследования представлен в таблице 1  и на рисунке 1.

Таблица 1.

Результаты диагностического исследования уровня развития навыка общения у детей 5-6 лет

п/п

Проявления дошкольника

 №   ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

Отношения со сверстниками

1

Проявляет инициативу в общении и  общей деятельности

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

2

Вступает в сотрудничество

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

3

Способен уступить, принять  и согласовать общий замысел

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Проявляет справедливость,  учитывает интересы других детей в ситуациях выбора

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

Стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Коммуникация

6

Вступает в общение и поддерживает диалог

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

7

Словесно выражает желания и чувства

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

8

Участвует в групповых обсуждениях

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

9

Умеет выслушать других, действовать согласовано

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

Соблюдает формы культурного общения со сверстниками

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

Рассказывает о себе и своих друзьях

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

УРОВЕНЬ

В

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Условные обозначения:      «+» - ДА,  «-» - НЕТ

Высокий уровень – 10-11  «+»      Средний уровень- 9-5 «+»

Низкий уровень 4-0 «+»

Рис.1. Результаты  диагностического исследования, направленного на выявление  уровня развития навыка  общения у детей 5-6 лет.

        Таким образом, только  10%   исследуемых детей показали  высокий уровень развития навыка  общения у детей 5-6 лет. Эти дети обладают хорошими коммуникативными навыками, легко вступают в общение со взрослым и сверстником, умеют легко ориентироваться на партнёра с целью согласования позиций в общей деятельности, хорошо ведут диалог и умеют договариваться в конфликтных ситуациях.

        50% исследуемых детей показали средний уровень. Дети испытывают значительные  трудности в умении договариваться в конфликтных ситуациях и не всегда учитывают  интересы сверстников в процессе общения, чаще всего отстаивают свою точку зрения. Так же дети испытывают  трудности в процессе ведения разговора со сверстником, не проявляют готовности выслушать партнера для согласования мнения,  не проявляют  интерес к высказываниям партнёра.

        40% детей показали низкий уровень развития навыка  общения. Дети испытывают серьезные трудности  при общении со сверстниками, нет общих тем для разговоров, дети не вступают в игровые взаимодействия, не поддерживают ролевых диалогов. Не выражают готовности к   продолжительному  общению. Редко вступают в игровое взаимодействие, отмечается проявление безразличия и равнодушия к проблемам и интересам других детей.  Малообщительны, скрытны в общении.

        Таким образом, проведенное диагностическое исследование позволило выявить существующие проблемы в формировании общения  старших дошкольников со сверстниками и сделать вывод, что дети нуждаются в серьезной работе по развитию навыка общения. У большинства детей имеются большие трудности в  общении, а в частности: в умении выслушать других детей в групповых обсуждениях, договариваться, распределять роли, в соблюдении формы культурного общения со сверстниками.

        

2.2. Рекомендации для воспитателей  по развитию навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх

          Педагогические  (воспитательные) возможности  познавательных игр   могут  быть реализованы при  соблюдении следующих методических  условий.

  1. Ребенок должен  быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации познавательных игр: в их планировании, поиске  информации, осуществлении, анализе и оценке.
  2. Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, чтобы  игровой мотив менялся на познавательный,  необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей в ее поиске.
  1. Чтобы игры приобретали развивающий характер, их содержание должно выходить за пределы образовательной программы.
  2. Необходимо учесть и психологические особенности дошкольников 5-6 лет, придавая играм познавательного характера занимательную форму, используя увлекательный сюжет, красочное оформление, новизну и необычность информации.
  1. Весьма важно при организации познавательных игр опираться на интересы детей. Учитывать  потребности, жизненные ориентиры, увлечения детей ,идти за  их насущными  интересами. В этом случае деятельность детей приобретает     для      них     личностный    смысл,   становится    личностно  

значимой.

6.  Сила влияния  игры в ее   привлекательности,     необязательности,  поэтому -  никакого  принуждения,    насилия,    авторитарности. Позиция  воспитателя  в игре – позиция  советчика, друга, старшего товарища,   координатора. Направленность его воздействий:

- не    принудить, а увлечь;

- не убедить (хотя и это неплохо ),  а заинтересовать, восхитить;

 - не разъяснить, а открыть ,инициировать активность  самих детей.

      Проводя познавательные игры, педагог  ориентируется на уровень общего умственного и социального развития детей, внося в них конкретные коррективы в соответствии с  его  педагогическими задачами.

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было посвящено изучению  развития навыков общения  детей  5-6 лет в познавательных играх.

Актуальность выбранной темы  определяется тем, что в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают появление дошкольников, которые испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети  не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже – стесняются  ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выразить им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют  или замыкаются в одиночестве.

Теоретический анализ проблемы показал, что старший дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной детской деятельности – игре. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построение новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.

В игре дети могут самостоятельно использовать и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего развития дошкольников.

Анализ и обобщение психологических исследований, посвящённых данной проблеме, показали, что дети не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

В 1 главе курсовой работы был проведен анализ теоретических аспектов  развития навыка общения у детей дошкольного возраста. Были рассмотрены особенности развития  общения  у детей 5-6 лет   в познавательных  играх.

Во  2 главе данной работы отражено опытно-практическое исследование, направленное на изучение особенностей развития навыков общения у детей 5-6 лет.  Представлены рекомендации для педагогов по использованию познавательных игр как средства развития навыка общения у детей 5-6 лет.

           Данная опытно-практическая работа может быть использована воспитателями, работающими  в  ДОУ.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арушанова А.Г.  Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками//Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с.49-56.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка/Л.С.Выготский – М.:Эксмо, 2005.  -  507 с.
  3. Галигузова Л. Как общаться  с ребенком //Дошкольное воспитание – 2006. - №1.- с.111-120.
  4. Галигузова Л.А., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи. -  М.: Просвещение, 2010. -178 с.
  5. Деятельность и взаимоотношения дошкольников.  / Под ред.  Т.А.Репиной. - М.: 2012. - 190 с.
  6. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном  возрасте: Пособие для воспитателей детских садов. - М. 2002. - 96 с.
  7. Иванова Н.В., Сухарева Е.В. Психолого  -  педагогическая помощь  ребенку,      занимающему      неблагополучное      положение      среди  сверстников в группе детского сада - Череповец, 2002.- 91 с.
  8. Игра дошкольника / Абрамян Л.А. и др. / Под ред. Л.С. Новоселовой – М., 2012.- 164с.
  9. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В.  Учим детей общению/ Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, - Ярославль, - 1996. – 328с.
  10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2013. – 350с.
  11. Конова И., Литвинова С. О взаимодействии детей 5 лет в игровой   деятельности // Дошкольный воспитание, - 1995, - № 12, с. 5-9.
  12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И.Лисина. – СПб. : Питер. – 2009. – 318с.
  13. Маркова     Т.А.,     Нечаева     В.Г.      Формирование     коллективных  взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М., 2011. – 383 с.
  14. Михайленко    Н.Я.,    Короткова   Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду – М., 2016. – 96 с.  
  15. Михайленко    Н.Я.,    Короткова   Н.А.    К    портрету    современного  дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 1993. - №  2, с.14-18.
  16.  Новоселова С. Игры и их классификация /Источник – 2001.-№4, с.12-17
  17. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной,     Р.Б. Стеркиной - М., 2014.- 152с.
  18. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной, А.А. Рояк - М., 2011.- 362с.
  19. Потапенко Т. Коллективное и индивидуальное в играх дошкольников // Дошкольное воспитание, - 1995, - 12, с.21-24.
  20. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. Запорожца А.В. - М., 2016. с. 92- 132.
  21. Репина Т.А. Социально - психологическая характеристика группы  детского сада, - М., 1988.- 232с.
  22. Рузская А.Г. Развитие общения  дошкольников со сверстниками/ А.Г. Рузская, - М., - 1989.- 195с.
  23. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000. – 160с.
  24. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - СПб. - 2010. -176 с..
  25. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2009.-360с.
  26. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он? – М, 2012. – 142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Методическая разработка на тему "Развитие мелкой моторики рук для детей 6-7 лет"

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды продуктивной детской деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...

Методическая разработка на тему «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывч...