Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми "Рассматривание картины "Зайцы. Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кашпурина Екатерина Сергеевна

Знакомство детей с приемами рассматривания сюжетной картины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми «Рассматривание картины «Зайцы. Зима»

Старшая группа общеразвивающей направленности

Воспитатель Кашпурина Е.С.

                                                                                               

Санкт-Петербург

2018

Цель 

Знакомить детей с приемами рассматривания сюжетной картины.

Задачи:

1. Образовательные:

1) Совершенствовать приемы рассматривания картины (подвести детей к составлению рассказа по картине, при описании событий указывать место и время действия);

2) Совершенствовать монологическую речь;

3) Учить подбирать подходящие по смыслу определения и глаголы.

2. Развивающие:

1) Развивать логическое мышление, зрительную память;

2) Развивать умение формулировать свои мысли, способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о жизни зайцев (внешний вид, питание, особенности образа жизни).

3. Воспитательные:

1) Воспитывать навыки сотрудничества;

2) Воспитывать активность, способность внимательно и терпеливо слушать других.

Используемые технологии:

- здоровьесберегающая технология,

- игровая технология,

- личностно-ориентированная технология.

Предварительная работа

Беседа «Как звери готовятся к зиме»; рассказывание о животных с опорой на схему; использование приема «Оживление картины» при рассматривании сюжетных картин.

Оборудование

Две картины «Зайцы. Зима»; карточки с изображениями предметов, нарисованных на картине (2 комплекта); энциклопедия; фишки и «подзорная труба» (по количеству человек), корзинка красного и зеленого цвета, аудиозапись звуков зимнего леса.

Ход деятельности:

Дети заходят в группу под аудиозапись звуков зимнего леса, встают в круг.

Воспитатель.  Мы пришли в зимний лес.

                          Сколько здесь вокруг чудес!

                          Справа – березка в шубке стоит.

                          Слева – елка на нас глядит.

                          Снежинки в небе кружатся,

                          На землю красиво ложатся.

Давайте представим, что мы очутились в зимнем лесу.

Воспитатель. Давайте еще раз вспомним правила поведения в лесу.

                            Если в лес пришел гулять,

                            Свежим воздухом дышать.

                            Бегай, прыгай и играй,

                            Только, чур, не забывай,

                            Что в лесу нельзя шуметь,

                            Даже очень громко петь.

                            Испугаются зверушки –

                            Убегут с лесной опушки.

Мы в гостях у лесных жителей, давайте будем соблюдать эти правила. Ребята, мы уже вспоминали, как звери готовились к зиме. Зима – это самое трудное время года для зверей. Почему?

Дети. Надо спасаться от холода и добывать еду.

Воспитатель. А вот как это делают некоторые звери, мы сейчас и посмотрим. Итак, мы с вами в лесу, спрятались за деревья и наблюдаем… Еще раз напоминаю, что друг с другом вы можете только перешептываться, а не то спугнете зверушек.

Две группы детей рассматривают одинаковые картины в разных местах помещения. О том, что картины одинаковые, дети не знают.

Воспитатель. Сейчас мы попробуем оживить наши картины. Для этого возьмите карточки с изображениями предметов, находящихся на картине, и давайте «рисовать».

Воспитатель помогает детям принять необходимую позу и занять нужное место. Обе группы одновременно «оживляют» картину. Команды смотрят друг на друга и находят сходство. Дети рассказывают, какой предмет с картины они изображали.

Воспитатель. Мы с вами посмотрели, чем занимаются зайцы. А что мы знаем про этих лесных жителей?

Ребенок рассказывает о зайце по схеме.

Воспитатель. Как можно получить более точную информацию о жизни животных?

Дети.  Посмотреть передачу по телевизору, из Интернета, спросить у взрослых, почитать в энциклопедии.

Воспитатель. (Зачитывает информацию из «Нашей энциклопедии».)  «Заяц – дикое животное. Весной и летом шуба на зайцах серая. Среди густых трав косого и не заметишь. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала задние ноги, а потом передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее.

   В народе зайца называют косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. У зайцев острые зубы, которыми он как ножницами срезает кору с деревьев. Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустом. От зимней стужи заяц надеется укрыться в лесной чащобе, под кустом зарывшись в пушистый снег. Осенью заяц меняет шубку летнюю, серую, на белоснежную, теплую и пушистую. Вот и вся заячья подготовка к зиме.

   Корма в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, куница, лиса, ястреб, орел, сова, - все они не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Спасаясь от погони, косой запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак. Весной у зайчихи появляются пушистые зрячие зайчата».

   А сейчас я проверю, какими вы были внимательными.

Беседа по вопросам

- Как называется дом зайца? (У зайца нет дома, он спит под кустами, под корнями вывернутого бурей дерева.)

- Чем питается заяц? (Корой деревьев, сеном, летом – травой.)

- Как заяц готовится к зиме? (К зиме заяц никаких запасов не делает. Осенью меняет серую шубу на белую.)

- В какое время года у зайчихи появляются зайчата? (Весной.)

- Кого боится заяц в лесу?

- Почему зайца называют косым?

- Какими словами можно описать внешний вид и характер зайца? Какой он?

Дидактическая игра «Какой заяц?» Дети отвечают (шустрый, трусливый, белый, пушистый, пугливый, наблюдательный, внимательный, осторожный, быстрый, косой и т.д.)

«Что делает заяц?» (Спит, бегает, скачет, грызет, смотрит, наблюдает, прячется, петляет и т.д.)

Физкультминутка. Скачут, скачут во лесочке

                                    Зайцы – белые клубочки.

                                    Прыг-скок, прыг-скок,

                                    Встал зайчонок на пенек.

                                    Всех построил по порядку –

                                    Стал показывать зарядку.

                                    Раз – шагаем все на месте.

                                    Два - руками машем вместе.  

                                    Три – присели дружно, встали.

                                    Все за ушком почесали.

                                    На четыре – все нагнулись,

                                    Пять – прогнулись, потянулись,

                                    Шесть – все дружно встали в ряд,

                                    Зашагали, как отряд.            

Воспитатель. Посмотрите на картину еще раз, может, мы упустили какие-то детали? Чтобы лучше рассмотреть, предлагаю взять «бинокли».

   - Где нарисован стог сена? (У леса на опушке.)

   - Что мы видим за стогом сена? (Стволы больших деревьев.)

   - Что мы видим на переднем плане картины (Много следов, больших и маленьких.)

   - Как вы думаете, кому принадлежат большие следы, а кому – маленькие?

   - Зачем человек приходил за сеном, для кого? (Для домашних животных.)

   - А как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? (Светло-желтое и светло-розовое.) 

Воспитатель. Мы с вами наблюдали, что розовый цвет на небе появляется в зимнее время года. Когда?

Дети. Утром, когда встает солнце, или вечером, когда садится.

Воспитатель. Мы видим сову на картине, а сова – ночной охотник. Она или возвращается домой, или только полетела на охоту. А еще из энциклопедии мы узнали, что и заяц днем спит, а вечером добывает себе корм. Один заяц спокойно жует сено, а почему другой встал на лапки?

Дети. Он слушает звуки или кого-то увидел.

Рассказ воспитателя по картине

«Зима. Все покрыто снегом – и деревья, и земля. Холодно. Зайцы бегали по лесу голодные и нашли стожок сена. Один ест, а другой смотрит – нет ли поблизости лисы, или волка. Надо быть начеку! При малейшей опасности надо прятаться. Зайцы белые, как снег. На белом снегу зайцев не видно.»

   Чтобы запомнить этот рассказ, давайте выложим схему и все вместе повторим его.

   Дети с воспитателем выкладывают на столе схему рассказа из имеющихся карточек.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с картиной «Зайцы. Зима». Также мы с вами вспомнили, чем зайцы питаются зимой, с помощью картины узнали, как они добывают себе пищу, а из «Нашей энциклопедии» узнали, что у зайца враги не только волк и лиса, но и… (дети добавляют). А также вы услышали небольшой рассказ по этой картине, сами попытались повторить его. Вечером мы с вами еще раз повторим рассказ, и вы с помощью схемы расскажите его мне, друг другу или вашим родителям. А сейчас я попрошу взять фишки и положить их в зеленую корзинку, если вам понравилось наше путешествие в зимний лес, и в красную – если не понравилось.

Дети выполняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе " Зимующие птицы".

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе " Зимующие птицы"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 3 – 4 лет по направлению «Познание» Тема: «Зима снежная, зима морозная»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 3 – 4 лет по направлению «Познание» Тема:  «Зима снежная, зима морозная»Цель: ознакомление с вр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "Зимующие птицы"

В ходе НОД дети расширяют свои знания о зимующих и перелётных птицах, учатся связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Зимующие птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».  Тема: «Зимующие птицы»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Зима в лесу"

Цель: закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, о сенсорных эталонах...