Конспект НОД по развитию речи в старшей группе 5-6 лет на тему «Наземный транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Савенко Инна Викторовна

Тема НОД “Наземный транспорт”

Цели: Обогащение словарного запаса (название специального транспорта, продолжать развивать грамматический строй речи (закрепление навыков образования и изменения слов и словосочетаний, развивать речемыслительную деятельность, внимание, умение обосновывать свои суждения, выслушивать ответы друг друга до конца. Развитие воображения, аналитических умений.

Образовательные задачи

учить внимательно слушать, понимать смысл, запоминать содержание, рассказывать и пересказывать на память;

учить отвечать на вопросы полными предложениями;

учить составлять развернутое учебное высказывание;

обогащать словарный запас,

развивать мышление, память, внимание, воображение, умение анализировать, связную речь, грамматический строй речи;

Развивающие задачи:

Продолжать развивать речь как средство общения

Обогащать речь детей

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях

Развивать монологическую форму речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, самостоятельность.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

 

Ход занятия.

1. Беседа по теме.

-Как называются одним словом автомобиль, поезд, самолет, пароход? (транспорт)

-Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик и т. д.)

-Почему он так называется (потому что он ходит по земле).

- Какой транспорт ходит под землей (подземный, по железной дороге (железнодорожный?

- Для чего нужен транспорт (что бы перевозить людей)

-Назовите профессии людей которые водят машины (водитель, шофер,

Поезда и электрички (машинист, проверяют билеты у пассажиров (контролер).

-Какие марки автомобилей вы знаете?

- Какие бывают виды поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый).

-Где оставляют на хранение автомобили (на стоянке, в гараже, автобусы и троллейбусы (в автопарке, поезда и электрички (в депо).?

-Как надо переходить улицы (по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора?

-Где изготавливают машины (на заводе?

Что делают машины (ездят, останавливаются, поворачивают, перевозят, поливают, убирают)

2.-Как называются машины   которые убирают мусор (мусоровозы, перевозят грузы (грузовые, людей (пассажирские, роют землю (экскаваторы,

раскатывают асфальт (катки, поливают дороги (поливальные, приезжают к больным (скорые, на пожары (пожарные, на аварии (аварийные, возят милицию (милицейский, работают на стройке (подъемные краны, бульдозеры).

3. “Отгадай загадку”

Что за чудо великан?

Тянет руку к облакам,

Занимается трудом:

Помогает строить дом

(подъемный кран).

Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги.

Никогда не расстаются,

Два следа за ними вьются

(колеса).

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит (автомобиль)

Дом чудесный –бегунок

На своей восьмерке ног.

День -деньской в дороге;

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(трамвай)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(троллейбус)

4. Физкультминутка.

Светофор.

Три цвета есть у светофора

Они понятны для шофера:

Красный свет - проезда нет,

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый свет- кати.

Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает детям то красный, то желтый, то зеленый сигнал светофора. На красный свет дети садятся на корточках, на желтый – встают, на зеленый -бегут по кругу, на желтый-останавливаются.

5. Работа с рисунком.

-Найдите на рисунке грузовик.

-Какие части грузовика находятся спереди (кабина, капот, фары, сзади (кузов, по бокам (ступенька, дверцы, окна, сверху (крыша, снизу (колеса?

-Что находится внутри (руль, сиденья, мотор, педаль)

-Из чего сделан корпус машины (металл, окна и фары (из стекла, шины (резины?

6. Дидактическая игра «Закончи предложение»

 

Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками

(На доске -схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки. (доехали,

(Въехали, съехали) и дальше. (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы. (доехали,

Яму. (объехали) и дальше. (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки. (доехали,

Мост. (переехали) и дальше. (поехали).

От моста. (отъехали) и дальше. (поехали).

Ехали мы, ехали, до дома. (доехали,

Во двор. (заехали, вот и. (приехали).

7. “Назови ласково”

Я буду называть машины и их части, а вы повторяйте за мной только ласково: машина (машинка, автомобиль, самосвал, грузовик, каток, автобус, троллейбус, трамвай, паровоз, колесо, дверь, фара, сиденье, педаль, кабина.

8. Артикуляционная гимнастика.

«Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Подведении итога НОД:

Воспитатель задает вопросы

«Что вы узнали о машинах?», «Назовите наземный транспорт?», «Какой транспорт ходит под землей?»,  «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»

Отмечаю конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал.», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности»  и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме:"Воздушный транспорт"

Материал содержит игры и упражнения по развитию речи для детей старшей группы на тему:"Воздушный транспорт"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

КОНСПЕКТ Занятия по развитию речи в старшей группе Придумывание творческого рассказа на тему: «Предновогоднее приключение зайчика»

Программное содержание:- Учить детей придумывать творческие рассказы на сюжет предлагаемый воспитателем;- Продолжать формировать грамматически правильную речь, используя различные виды предложений;- У...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе (в соответствии с ФГОС) Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группе (в соответствии с ФГОС) Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"

Представленный  в методической разработке материал позволит обобщить  знания детей по теме: "Раняя весна",  обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...