Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе (в соответствии с ФГОС) Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
    план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

    Фомичева Ирина Владимировна

    Конспект НОД

    по развитию речи в старшей группе (в соответствии с ФГОС) Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_skazke_gusi_lebedi.docx28.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    по развитию речи в старшей группе (в соответствии с ФГОС)

    Фомичева Ирина Владимировна, группа №7 «Солнышко».

    Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

     Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.

    Программные задачи:

    Обучающие:                                                                                                               -Формировать у детей понимание образного содержания сказки.                           -Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.                                                                                                  -Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси лебеди», используя иллюстрации к этой сказке.                                                                                 -Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая старая, добрая злая).                                            Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.                      Развивающие:                                                                                                             -Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.                                                                             -Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной).                                 -Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька).                                  -Развивать коммуникативные навыки общения                                                         Воспитательные:                                                                                                                      -Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе.        -Воспитывать умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.                                                                                                    

    Виды деятельности: образовательная, игровая, продуктивная.

    Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Формы реализации детских видов деятельности: беседа, игра, конкурс, общение.

    Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация сюжетных иллюстраций, запись голосов: гуси, рассказчица, песня Бабы-Яги, музыкальный переход; эмблемы, корзинки, разрезные картинки «пирогов», «грибочки», подносы.

    Предварительная работа: чтение сказки «Гуси лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси лебеди» (яблонька, печка, речка, избушка на курьих ножках), драматизация сказки «Гуси лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок», рассматривание подносов разных техник (палех, гжель, жостовские, хохлома).

     Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река кисельные берега - это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

    Ход НОД

    1. Организационный момент.

    Вход детей под музыку. Приветствие гостей.

    В. -Добрый день, дети! Давайте поздороваемся с гостями!

    Д: -Здравствуйте!

    Для начала встанем в круг,

    Сколько радости вокруг!

    Мы все за руки возьмемся,

    И друг другу улыбнемся.

    Мы готовы поиграть,

    Можно встречу начинать!

    Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.

    В.: Давайте присядем и послушаем, в какой же сказке мы очутились?

    2. Введение в тему.

     Слайд №1.

     Рассказчица: Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок

    маленький. -Доченька, -говорила мать, -мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей -мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

    Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда -нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

    Воспитатель: Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется? (Дети: Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди».) Слышите, кто-то плачет? Посмотрите, а кто эта девочка? Почему она плачет?

    Дети: Она потеряла своего братца, не знает, что делать, куда идти?

    Воспитатель: Поможем Машеньке, ребята, братца  вернуть обратно? Нам нужно Иванушку срочно найти, но ждут преграды на нашем пути. А как мы можем помочь Маше?

    Дети: 1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.

              2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.

              3. Может, кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.

    Воспитатель: Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?

    3. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»

    Глазки видят всё вокруг,

    Обведу я ими круг.

    Глазком видеть всё дано -

    Где окно, а где кино.

    Обведу я ими круг,

    Погляжу на мир вокруг.

    Слайд №2 «Три дороги»

    Воспитатель: Догадайтесь, над какой дорогой пролетели гуси-лебеди? Куда идти Маше?

    Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится в центре.

    Воспитатель: Почему вы так решили?

    Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.

    Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что нам встретится далее на пути?

    Дети: Мы думаем, что нам встретится печка.

     (Дети идут под музыку).

    Слайд №3 «Печка»

    Мимо, путник, не пройди-                                                                                              Пирожок мой прихвати!                                                                                          

    Дети: - Здравствуй, печка! Печка-голубушка, скажи–ка нам, куда Гуси улетели? Куда Ваню унести посмели?

    А печка в ответ:

    -Я вам, дети, помогу и дорогу укажу. Сначала покажите, как пекут пирожки.                                            

    Пальчиковая гимнастика «Печём пирожки»                                                            Тесто мнём, мнём, мнём! (Давят кулаками воображаемое тесто.)                                Тесто жмём, жмём, жмём! (Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно, потом поочерёдно.)                                                                          Пирожки мы испечём! (Лепят воображаемый пирог, перекладывая его из одной ладони в другую.)                                                                                

    Печка: Я вам помогу, но и вы мне помогите. Пироги мои волшебные развалились, нужно их оформить.

    Воспитатель: Ребята, а чем отличаются пирожки от пирогов? (Пирожки по размеру маленькие, а пироги большие.) Если пирог с вишней, его как называют (если пирог с вишней, то его называют вишневым пирогом, со сливой - сливовым). А как будет называться пирог с яблоками (если пирог с яблоками, то его называют яблочным пирогом)?                                                                                                      Давайте пофантазируем, с чем еще могут быть пироги и пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, с рыбой).                            

    Воспитатель: Молодцы! Чтобы быстрее помочь печке пироги оформить, разделимся на 2 команды: «Вишенки» и «Чернички». Выберем капитанов! Итак, условия игры! Сначала добавим начинки - раскрасим детали пирога, а затем и соберем пирог - картинку. Присаживайтесь за столы, работаем!

    Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Дети, а чего не хватает нашим пирогам для полного оформления? (Подносов!) Правильно! Давайте выберем подносы и подарим печке!

    Слайд №4. Игра «Выбери лишний поднос» (3 - Жостовские, 1- гжель; 3 - Хохлома, 1- палехский ).

    Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.

    Ну что продолжим искать Иванушку? Печка подсказала, куда дальше идти. А вы помните, что дальше встретилось на Машином пути?

    Дети: Яблонька!

    Воспитатель: Давайте скажем печке: «До свидания!»

    (Идут под музыку. Слайд №5. Яблоня.).                                                                                                               Дети: Здравствуй, Яблонька! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?                                                                                

    Яблоня: Здравствуйте, дети! Сосчитайте, пожалуйста, мои яблоки в корзинке! (Дети считают яблоки.)                                    

    Воспитатель: Как в сказке яблочки называют? (Румяные, наливные.) Как вы понимаете это выражение? (Красные, сочные, сладкие, спелые.)                        

    Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.    

    Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.                                                                                                            

    Воспитатель: Ребята, а что дальше встретилось в сказке на Машином пути?

    Дети: Молочная речка с кисельными берегами.

     (Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

    Воспитатель: А вот и речка!

    Дети: Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    Речка: Скажу, только ответьте, почему меня назвали молочной? (Потому что из молока). Что значит кисельные берега? (Берега из киселя). Дети, а вы любите кисель? (Да!) Назовите, какой кисель вы у меня видите? (Слайд.) (Малиновый, клубничный, брусничный.)                                                                    

    (Слышится звук гусиной стаи).

    Воспитатель: Ребята, вы слышите какие-то звуки?

    Дети: Слышим.

    Воспитатель: А, откуда они доносятся?

    Дети: Кажется, из-под облаков.

    Воспитатель: Давайте посмотрим на небо. (На экране, слайд №6, размещены силуэты двух птичьих стай.) Высоко в небе показалось несколько стай птиц, летящих на ночлег. Куда же нам идти? За какой стаей? Вы, знаете, что это за птицы?

    Дети: Знаем. Первая стая журавлиная, верху справа. Нам нужно идти за стаей гусей-лебедей – летящих внизу слева.

    (Идут по кругу под музыку)

    Воспитатель: А, тем временем стая гусей-лебедей вывела нас на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке (слайд №7), об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Ну вот, наконец-то мы и добрались до Иванушки. (Слышат пение Бабы-Яги)

    Баба-Яга: А, Машенька, опять пожаловала, да еще и подмогу привела!

    Дети: Здравствуйте, Баба-Яга!

    Баба-Яга: Молодцы, воспитанные ребята! Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?

    Дети: Да, знаем.

    Воспитатель: Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.

    5. Физкультминутка

    В темном лесу есть избушка (шагаем)

    Стоит задом наперед (поворот)

    В той избушке есть старушка (наклоны)

    Бабушка-Яга живет (поворот обратно)

    Нос крючком (показать нос)

    Глаза большие (показать глаза)

    Словно угольки горят

    Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

    Дыбом волосы стоят.

    Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны мне грибочков на супчик принести, да чтоб моих любимых! А каких, отгадайте! (Дети отгадывают загадки.)

    Воспитатель: - Ребята, делимся на 3 команды: «Боровички», «Рыжики», «Шампиньоны», выбираем командиров… Команды подходят к столам, выбирают вид грибов, соответствующий названию своей команды и складывают в корзины. По команде: «Карусель!», команды переходят к соседнему столику и там выбирают такие же грибы, пока не придут на место. Затем командиры рассказывают какие грибы собрала команда. Посмотрим, кто не ошибется в выборе своих грибов и интереснее о них расскажет? Индивидуальное задание: собрать мухоморы, составить описательный рассказ об этих грибах.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями Бабы-Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.

    Маша: Ребята, я благодарна вам за помощь.

    Воспитатель: Машеньке пора домой к родителям, давайте скажем ей: «До свидания!» Вот и подошло к концу наше путешествие, пора отправляться в детский сад! (Идут по кругу под музыку, садятся на стульчики.)

    6. Рефлексия:

    -Как вы считаете, мы помогли Маше?

    -Тяжело было Маше помогать?

    -Ребята, что было самым интересным? Весёлым?

    -А какое было самым лёгким?

    -Какое задание вам показалось сложным?

    -А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

    Дети: Потому что мы очень дружные, помогали друг другу выполнять задания, работали в команде.

    Воспитатель:

    Я вас всех благодарю за активное участие в нашем увлекательном путешествии и каждому из вас дарю раскраску по мотивам сказки «Гуси-лебеди»! (Вручает раскраски.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интерактивного открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе (в соответствии с ФГОС) Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».

    Программное содержание: • Повторить содержание сказки. • Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) . • Закрепить умение ориентироваться в простр...

    Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП и конструированию на тему: "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

    В данном конспекте представленна совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя. Основной идеей занятия является путешествие в сказку. Подобные виды НОД очень любят дети и всегда с удовольс...

    Сценарий совместного мероприятия с родителями в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста № 2 "Ладушки" на тему «Путешествие в сказку «Гуси-Лебеди».

    ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.     Мероприятие разработано для  развития коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений,  сплочению коллектива родителей и воспитанников...

    Конспект интерактивного открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе (в соответствии с ФГОС)«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

    Программное содержание:• Повторить содержание сказки.• Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .• Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закр...

    Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди"

    Данное занятие является итоговым. Проводилось в старшей группе ДОУ в октябре месяце. Целью занятия являлось: Формирование у детей предпосылок учебной деятельности,развитие умения анализировать, сравни...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».

    Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .• Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закреплять умения определять пространственное напра...