Конспект "Одежда, обувь, головные уборы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Программное содержание:

-Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.

-Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

-Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.

-Учить образовывать прилагательные от существительных.

-Продолжать учить образовывать множественное число существительных.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Учить согласовывать речь с движением.

-Развивать внимание, память, логическое мышление.

-Учить работать детей парами.

Активизация словаря: по теме.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Ход занятия

Организационный момент.

Беседа. Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.

Дети начинают вместе с педагогом играть в игру «Горячо-холодно» пока не найдут конверт. Молодцы, ребята, вы очень быстро нашли конверт (конверт открывается). А в конверте загадки. Отгадывая их, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.

Основная часть

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • «Отгадай загадку»

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)


 

Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)


 

Я с полями, с козырьком.

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)


 

Зимой протянулся,

Летом свернулся (ШАРФ)


 

А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки (Одежда.)

А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку (Головные уборы.)

Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.

Дети договаривают подходящие по смыслу слова.

  • «Договори слово»

Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз

В магазин ходили сами и купили туфли маме.

Моднице Иринке – новые……………… ботинки.

Братику Антошке – новые……………….сапожки.

Маленькому Леше – блестящие…………калоши.

Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.

А милому папочке – домашние…………тапочки.

Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах. (Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.)

  • «Что наденем на прогулку?»

(Усвоение глагола надеть)

Педагог показывает картинки и задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня – платье» и т.д.

  • Физкультминутка.

« Новые кроссовки»

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

У сыночка Вовки – новые кроссовки

Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).

Новые кроссовки.

Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).

Новые кроссовки.

  • «Скажи по – другому»

Шляпа из соломы – соломенная

Шапка из меха – меховая

Шарф из шерсти – шерстяной

Ботинки из кожи – кожаные

Платье из шелка – шелковое

Сарафан из ситца – ситцевый

Сапоги из резины – резиновые

  • «Один – много».

Тюбетейка — тюбетейки — тюбетеек. 
Пилотка — пилотки — пилоток. 
Каска — каски — касок. 
Шапка — шапки — шапок. 
Кепка — кепки — кепок. 
Платок — платки — платков. 
Панама — панамы — панам. 
Шаль — шали — шалей. 
Шляпа — шляпы — шляп. 
Фуражка — фуражки — фуражек. 
Косынка — косынки — косынок. 
Берет — береты — беретов. 
Колпак — колпаки — колпаков. 
Шлем — шлемы — шлемов.

  • «Назови ласково»

Шапка — шапочка. 
Пилотка — пилоточка. 
Платок — платочек. 
Шлем — шлемик. 
Панама — панамка. 
Шляпа — шляпка. 
Косынка — косыночка. 
Берет — беретик.

  • «Времена года»

Ребята, а какое сейчас время года?

- Осень.

А за осенью придет…

- Зима.

Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда?

- Зимняя, теплая…

  • «Скажи наоборот»

Надевать - снимать

Обувать - разувать

Покупать - продавать

Завязать - развязать

Застегнуть - расстегнуть

Гладить - мять

Повесить - снять

Обуваться - разуваться 
Развитие связной речи

Составление описательных рассказов

«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застежка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голеница, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

Итог занятия

О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии? (Об одежде, обуви и головных уборах.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Программное содержание:

-Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.

-Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

-Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.

-Учить образовывать прилагательные от существительных.

-Продолжать учить образовывать множественное число существительных.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Учить согласовывать речь с движением.

-Развивать внимание, память, логическое мышление.

-Учить работать детей парами.

Активизация словаря: по теме.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Ход занятия

Организационный момент.

Беседа. Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.

Дети начинают вместе с педагогом играть в игру «Горячо-холодно» пока не найдут конверт. Молодцы, ребята, вы очень быстро нашли конверт (конверт открывается). А в конверте загадки. Отгадывая их, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.

Основная часть

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • «Отгадай загадку»

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)


Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)


Я с полями, с козырьком.

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)


Зимой протянулся,

Летом свернулся (ШАРФ)


А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки (Одежда.)

А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку (Головные уборы.)

Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.

Дети договаривают подходящие по смыслу слова.

  • «Договори слово»

Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз

В магазин ходили сами и купили туфли маме.

Моднице Иринке – новые……………… ботинки.

Братику Антошке – новые……………….сапожки.

Маленькому Леше – блестящие…………калоши.

Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.

А милому папочке – домашние…………тапочки.

Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах. (Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.)

  • «Что наденем на прогулку?»

(Усвоение глагола надеть)

Педагог показывает картинки и задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня – платье» и т.д.

  • Физкультминутка.

« Новые кроссовки»

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

У сыночка Вовки – новые кроссовки

Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).

Новые кроссовки.

Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).

Новые кроссовки.

  • «Скажи по – другому»

Шляпа из соломы – соломенная

Шапка из меха – меховая

Шарф из шерсти – шерстяной

Ботинки из кожи – кожаные

Платье из шелка – шелковое

Сарафан из ситца – ситцевый

Сапоги из резины – резиновые

  • «Один – много».

Тюбетейка — тюбетейки — тюбетеек. 
Пилотка — пилотки — пилоток. 
Каска — каски — касок. 
Шапка — шапки — шапок. 
Кепка — кепки — кепок. 
Платок — платки — платков. 
Панама — панамы — панам. 
Шаль — шали — шалей. 
Шляпа — шляпы — шляп. 
Фуражка — фуражки — фуражек. 
Косынка — косынки — косынок. 
Берет — береты — беретов. 
Колпак — колпаки — колпаков. 
Шлем — шлемы — шлемов.

  • «Назови ласково»

Шапка — шапочка. 
Пилотка — пилоточка. 
Платок — платочек. 
Шлем — шлемик. 
Панама — панамка. 
Шляпа — шляпка. 
Косынка — косыночка. 
Берет — беретик.

  • «Времена года»

Ребята, а какое сейчас время года?

- Осень.

А за осенью придет…

- Зима.

Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда?

- Зимняя, теплая…

  • «Скажи наоборот»

Надевать - снимать

Обувать - разувать

Покупать - продавать

Завязать - развязать

Застегнуть - расстегнуть

Гладить - мять

Повесить - снять

Обуваться - разуваться 
Развитие связной речи

Составление описательных рассказов

«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застежка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голеница, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

Итог занятия

О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии? (Об одежде, обуви и головных уборах.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Домашнее задание по теме  «Одежда. Обувь. Головные уборы»....

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе по теме: "Одежда. Обувь. Головные уборы"

тематическое планирование с подробным описанием совместных, индивидуальных мероприятий, с учетом федеральных государственных требований, основанный на интеграции образовательных областей....

Конспект занятия по теме "Относительные прилагательные. Одежда, обувь, головные уборы." (подг. гр.)

Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...