конспект открытого занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кондратьева Ольга Валентиновна

конспект открытого занятия по развитию речи  с использованием мнемотехники "Тютчев .Весенняя гроза"в подготовительной группе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 12 «Звёздочка».

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной  группе  «Встреча в литературной гостиной – заучивание стихотворения «Весенняя гроза» Ф.Тютчева с использованием мнемотехники».

Подготовила и провела: воспитатель Кондратьева О.В.


Цель:

*помочь детям понять и запомнить содержание нового стихотворения,

*учить пересказывать по схеме- плану,

*совершенствовать интонационную выразительность,

*обогащать словарный запас определениями,


*увеличивать объем памяти ребенка , используя метод рисования, кодирования,

*развивать память, мышление, воображение, 
*формировать умение слушать и активно участвовать в работе .

Предварительная работа:

чтение сказок, басен, стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию, использование метода мнемотехники.

Материал:

листы бумаги и карандаши по количеству детей.

Методы и приемы: 

*словесный (чтение стихотворения, ответы на вопросы); 

*наглядный (мнемосхема); 

*практический ( чтение стихотворения  детьми по  составленной мнемосхеме)



Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках .

Ребята, сегодня к нам пришли  гости, давайте поздороваемся.

Постановка цели занятия:

Отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Правильно, это май.

Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя «ребята, а май это месяц какого времени года?» «чем это месяц отличается от других?»

Май - это последний месяц весны, когда природа одевается в новые чистые одежки, земля покрывается молодой зеленой травой, на ветках деревьев начинают прорываться молодые листочки. И  первые цветы и первую грозу мы можем увидеть в мае.

А я знаю очень красивое стихотворение о весеннем месяце мае, его написал Фёдор Иванович Тютчев – называется оно Весенняя гроза».

Хотите его послушать?

Чтение стихотворения.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли капли дождевые,
И солнце нити золотит.

 Замечательный стих, правда?

Скажите:

-  А вы видели грозу?

- А сможете описать грозу? Какая она? ( предположительные ответы: громкая, яркая, страшная, интересная и т.д.).

-А мы можем видеть молнии? А гром? 

( Молнии мы можем увидеть, а гром только услышать…
Даже загадка такая  есть: одного видят ,но не слышат,а другого слышат,но не видят)
А теперь немного отдохнем. Давайте встанем в кружок
Физкультминутка.

Грохочет гром, грохочет гром, (Топание ногами на месте.)

Гремят раскаты за холмом. (Постукивание кулачками один о другой.)

И черноту над головой

Пронзает молния стрелой.

Грохочет гром, грохочет гром, (Топание ногами на месте.)

И дождь стучится громко в дом, (Постукивание кулачками один о другой)

Пробить он крышу норовит,

В окно стучит и в дверь стучит. (Хлопки в ладоши.)

Грохочет гром, грохочет гром, (Топание ногами на месте.)

Укрылись куры под крыльцом. (Прыжки на месте.)

Укрылись куры под крыльцом,

Чтоб не ударить в грязь лицом. (Присели, спрятали головы (прижали к коленям).


Повторное чтение с одновременным графическим изображением сюжета. Беседа по содержанию.

- Теперь попробуем заучить это стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать? Мнемосхема.

Пересказ стихотворения детьми по своим схемам. – 2-3  ребёнка.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемосхема готова. А теперь, глядя на свои мнемосхемы,  попробуйте пересказать стихотворение.

Рефлексия.

Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о весенней грозе). Кто написал стихотворение «Весенняя гроза»? Тютчев). Что помогло нам запомнить стихотворение? (схема). 

 Ребята, я вам приготовила капельки .Давайте раскрасим их в разные цвета. Если вам сегодня интересно было на занятии- то раскрасите капельку в голубой цвет, если что-то не понравилось-то в фиолетовый цвет, а уж если совсем было не интересно- то в коричневый цвет.

Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие.

Далее предполагается небольшой экскурс родителей по теме мнемосхемы: зачем она нужна, где может пригодиться, какие цели преследует. А также поблагодарим родителей за то,что пришли.

Сегодня с ребятами мы показали Вам как проходят у нас в группе занятия.

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

     Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

в дальнейшем,  это поможет учиться  детям в школе: при написании изложений (для запоминания текста  дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач.

Спасибо,что пришли к нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...