Конструкт занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Анцыгина Лариса Анатольевна

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_ekskursiya_v_konstruktorskoe_byuro.docx131.32 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Анцыгина Лариса Анатольевна,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Теремок»

Асбестовский городской округ

КОНСТРУКТ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект, событие): «Раз, два, три – сложи детали, чтоб они машиной стали»

Возрастная группа: __старшая группа  (5-6 лет)________________________________________________________________________________

Форма НОД: ____моделирование_____________________________________________________________________________________________________

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): ___подгрупповая _______________________________________________

Учебно-методический комплект: «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/Авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: «Просвещение» 2008.-198 с.

Средства

  •  наглядные: линейки, картинки, конструкторы.
  •  мультимедийные: портрет Ломоносова, изображение геометрических форм, этапы работы по изготовлению деталей и целого изделия.
  •  музыкальные:  музыка из кинофильма «Усатый нянь».
  • литературные: стихи неизвестных авторов.

индивидуальный раздаточный материал: карандаши цветные, линейки, листы альбомные, конструкторы.

Подготовительная работа: словарная работа по темам транспорт.

Работа с родителями: проект по лексико-грамматической теме «Транспорт», закрепление знаний об изученном звуке в домашнем задании по карточкам, придумывание чистоговорок со звуком [С]; чтение художественных произведений.

Предположительно последующая работа: строительство техники по собственным чертежам из различных материалов; инициирование обсуждения по вопросу: что могут сделать со своими работами. Составление описательных рассказов (по плану, заданному логопедом).

Цель: формирование связной, грамматически правильной диалогической речи, через совместную познавательно-исследовательскую и речевую деятельность путем ответов на вопросы и в процессе обсуждения.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Продолжать учить детей вслушиваться в обращенную речь.
  • Продолжать уточнять и расширять знания детей о  профессиях.
  • Развивать умения детей грамматически правильно строить предложение.

Развивающие задачи:

  • Развивать речевые способности и устойчивый интерес к общению.
  • Развивать навыки партнерского взаимодействия.
  • Развивать воображение и творческую активность.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей (конструктор, чертежник, инженер, чертеж, циркуль, транспортир, готовальня).
  •  Развивать  ориентировку в пространстве, двигательную память, зрительное восприятие.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать волю, желание помочь товарищам, уважение к труду, интерес к техническим профессиям.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Открытый вход в деятельность

- Здравствуйте. Меня зовут Лариса Анатольевна.

- А как зовут вас?

- Кто знает, как называется край, где мы живем?

Выстраивает контакт с  детьми.

Задает вопросы.

Эмоционально включает в деятельность.

Дети отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.

Вводно-организационный

- На Урале много заводов и фабрик. Есть заводы, на которых делают машины. Вы, когда ни будь сами делали машину?

-Люди каких профессий создают машины?

Стимулирует процесс мышления. Поощряет детей к высказыванию.  

Предлагает пояснить пословицу

Заинтересовывает детей.

Делают умозаключения.

Выражают собственные чувства.  

Активно поясняют, называют, какие дары приносит осень.

Сумели выделить существенные признаки осени исходя из пословицы.

Мотивация на деятельность. Постановка проблемы

- Хотите, сегодня создать машину по чертежам, как настоящие инженеры?

Логопед показывает настоящие чертежи и инструменты инженера-конструктора (циркуль, готовальню, транспортир, миллиметровую бумагу и др.)

- Для создание своих машин мы отправимся на машиностроительный завод. И сделаем вот такую машину-грузовик.

- Для чего пригодится такой грузовик?

(доставка грузов: мебель, строительные материалы овощи, фрукты …)

Задает вопросы. Выслушивает ответы детей.

Поощряет детей за интересные высказывания.

Стимулирует к проявлению воображения.

(рассуждают до появления слова чертеж). Показывает различные чертежи. Показывает измерительные и чертежные инструменты, различные виды бумаги.

Высказывают собственные мысли о профессиях, связанных с созданием машин.

Выстраивают полный ответ, предложение.

Сравнивают, делают умозаключения.

Выражают собственные мысли (называют профессии, чертежные и измерительные инструменты)

Высказывают собственные суждения по поводу инструментов, которые нужны, чтобы создать чертеж.

Высказывают собственное мнение о предмете.

Мотивационная готовность детей к совместной деятельности.

Заинтересованность.

Испытывают положительные эмоции от включения в познавательно-исследовательскую деятельность.

Расширение имеющихся знаний

- Перед входом в цех нам обязательно нужно надеть каски. Как вы думаете, для чего?

- Вот мы и попали в конструкторское бюро. Как вы думаете, кто работает в конструкторском бюро? Что они делают?

Сперва возникает чертёж -
На тонкий рисунок похож.
В нём пользы и силы не счесть,
Сумей его только прочесть!

- Рассмотрите, пожалуйста, детали грузовика (кабина, кузов, колеса). На какую геометрическую фигуру похожа кабина? Кузов? Колеса?

- Какой из этих чертежей больше всего похож на наш грузовичок?

Задает вопросы.

Предоставляет достаточно времени для изучения.

Инициирует и поощряет общее обсуждение.

Вводит элемент новизны.

Рассказывает и обсуждает с детьми.

Активно высказывают собственные мысли.

Выстраивают порядок и последовательность.

Проявление инициативы в общении со взрослым.

Желание узнать еще больше.

Практическая работа

Сложный труд конструкторский требует внимания,
Но чем больше трудностей, тем прочнее знания.

- Вы хотите начертить свой чертеж?

Детям предлагаются листы бумаги с контурами геометрических форм разного цвета, нужно выбрать любую фигуру и обвести её карандашом выбранного цвета. Инженеры-конструкторы используют в своей работе разные чертежные инструменты. Вы тоже можете воспользоваться линейкой.

- У всех рабочих есть рабочее время. И у нас с вами будет рабочее время на чертеж. В этом нам помогут песочные часы (2 мин).

Обсуждение.

- Кто что начертил?

(Я начертил красный квадрат. Я начертил желтый прямоугольник. Я начертил зеленые круги. Я начертил синий треугольник).

- Молодцы, ребята!

- Вы знаете что такое принтер? Что люди делают с помощью принтера? На нашем заводе есть 3Д-принтер. Это не обычный принтер, который просто делает копии. 3Д – принтер умеет делать различные детали. Программу задает человек, а принтер САМ выполняет работу. В него мы поместим наши чертежи, и он сам сделает детали к нашей машине.

(Помещают чертежи в коробку). А мы с вами посмотрим небольшой фильм, как происходит изготовление деталей на заводе на 3Д-принтере.

- Вот наши детали готовы.  Как много деталей сделал наш 3Д-принтер.

- Вы сможете угадать на ощупь какие детали сделал 3Д – принтер? На ощупь это как?

(цилиндр, куб, параллелепипед)

- Какие нужны нам? И сколько? Отправляемся в сборочный цех? Для чего?

- Правильно думаете. Вы как хотите работать? Все вместе? Парами? Группами? Или каждый хочет собрать свою машину?

- Хорошо. Начинаем работать. Помним, что у всех есть рабочее время. И у нас с вами тоже.

(дети собирают из деталей машины двумя группами)

Педагог вовлекает детей в планирование предстоящей деятельности, создаёт настрой на творческую работу, которую будут выполнять дети.

Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Педагог предоставляет время (устанавливает ограничения для создания чертежа-песочные часы), поощряет детей за фантазию и творчество. Советует, оказывает помощь по мере необходимости. Способствует групповой работе. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающих проблем.

Предоставляет детям возможность найти решение. Осуществляет индивидуальную помощь. Наблюдает за детьми в процессе выполнения задания.

Рассматривают и называют детали. Называют последовательность работы, создают и проговариваю план (этапы) работы).

Используя воображение и конструкторские навыки, создают чертежи моделей машин, чертят по собственному замыслу.

Дети планируют свою деятельность: делятся на пары, группы, решают работать индивидуально. Чтобы уложиться во времени договариваются как будут выполнять работу. Выбирают рабочее место. Высказывают свои идеи по поводу того, какая у них будет машина и что им для этого понадобиться.

Умеют планировать предстоящую деятельность.

Умеют работать в команде, сотрудничать друг с другом.

Умеют пользоваться планом для выполнения работы.

Открытый выход из деятельности

- Расскажите, что у вас получилось. Из каких материалов вы можете собрать машины в группе? Вы сможете научить детей чертить чертеж и по нему делать машину?

- Чем занимались впервые? Что было трудного?

Какие чертежи вы хотели бы еще создать?

- Мы сегодня много раз говорили слово чертеж. Его в наш язык ввел Михаил Ломоносов. Кто знает, кто это? Это русский ученый.  Он придумал и ввел в русский язык еще одно слово: ОПЫТ. Вы в группе, после изготовления машины сможете опытным путем проверить, что можно на вашей машине перевозить.

- А еще инженеры-конструкторы передали раскраску. Вы можете в ней раскрасить машины, а можете начертить чертежи и собрать по ним свои машины. Я думаю, вы поделитесь своими знаниями и рисунками с ребятами группы.

- Ребята, я уверена, что у вас в группе есть все материалы для изготовления машин по вашим чертежам.

- Я ещё приготовила сюрприз вам и логопеду вашего детского сада. Я передаю вам план, по которому вы с легкостью расскажите про ваши машины.

Спасибо. До свидания.

Педагог активизирует обсуждение. Инициирует  общее обсуждение. Эмоционально включает детей в обсуждение.

Проявляет удивление, заинтересованность. Поощряет детей.

Побуждает детей проанализировать свою деятельность. Конструктивно комментирует работу детей.

Дети рассказывают о своей  машине: части, из чего её можно будет сделать, для чего она будет создана. Чем она отличается от других машин. Делают акцент на проекцию: чертеж сбоку (сверху, сзади, спереди)

Высказывание по поводу выполненных работ. Выражают свое мнение.

Выстраивают полный ответ.

Умеют презентовать свою работу. 

Испытывают удовлетворение от выполненной  деятельности.

Умеют переносить полученный опыт в другие виды деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт занятия по сенсорному развитию

Муниципальное казенное дошкольного образовательного учрежденияПионерский детский сад №32 «Малыш»Талицкого ГО...

конструкт занятия экологического кружка «Азбука природы» "День леса" для подготовительной группы

Тема:     День леса.Возрастная группа:     Подготовительная к школе группаФорма совместной деятельности:     занятие экологического кружка «...

Конструкт занятия "Кошка с котятами в гостях у ребят"

Конструкт занятия по технологии эмоционального погружения....

Конструкт занятия по програме "Сообщество" «Путешествие маленькой капельки»

Программные задачи:-  познакомить детей со свойствами воды:теплая, твердая, прозрачная, холодная, чистая,   - подвести детей к пониманию, что без воды не могут жить   растения...

Конструкт занятия по программе «Сообщество»

Воспитание ценностного отношения к окружающему миру в процессе обобщения представлений о цветах как живых организмах....

Конструкт занятия в 1 мл.гр. Тема: "Дождик, дождик кап-кап-кап".

                                 Конструкт занятия по рисованиюТема: «Дождик, дождик кап, кап, кап»Возрастна...

Конструкт занятия в подготовительной группе

Подробный конструкт занятия для подготовительной группы по ФГОС...