Итоговое занятие по развитию речи в средней группе "Друзья Цветалии"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Аристарина Вера Викторовна

Цель данной НОД: Создать условия для выявления и проверки развития всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Создать условия для выявления и проверки развития всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Задачи:

  1. Обучающая: 

Формирование словаря:

- использование в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

- Употребление слов-антонимов.

- Употребление существительных с обобщающим значением.

Звуковая культура речи:

- Правильное произношение гласных и согласных звуков, (свистящих, шипящих и сонорных звуков).

- Отчетливое произнесение слов и словосочетаний (дикция).

- Сформированность звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- Наличие интонационной выразительности речи.

Грамматический строй речи:

- Сформированность у детей умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах.

- Активное употребление в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь:

- Совершенство диалогической речи: участие в беседе, понятные для слушателей ответы на вопросы и умение задавать их.

2. Развивающая

Развивать гибкость и логичность мышления, умение обосновывать правильность своего ответа; развивать познавательную активность.

3. Воспитывающая

Формировать положительную реакцию на успех; умение слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию; испытывать удовольствие от совместной деятельности, работать вместе, дружно.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игра, физминутка.

Оборудование: украшение группы цветами; волшебный цветок для обыгрывания сюжета; надписи для чтения детьми «Цветалия», «Мак», «Спасибо»; карточка со схемой предложения; искусственный цветок – василёк; сигнальные карточки, телевизор и фотографии для проведения игры «Один – много»; звуковая линейка. Музыка к песне Ю Чичкова и М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке»

                                                      Ход НОД


I. Организационная часть

-  Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся.

1. Сюрпризный момент (Мотивация)

На фоне музыки к песне Ю Чичкова и М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке»

- Вот-так чудо – чудеса!

К детям сказка пришла

И в волшебную страну нас привела.

Интересно, что это за страна? Дети, вы как думаете? (страна Цветов)

- Почему вы так думаете? (много цветов)

- Здесь имеется вывеска. Давайте её прочитаем. «Цветалия»

- Я заметила в Цветалии непорядок. А вы заметили? (Один цветок не окрашен, весь белый)

- А всё потому, что ему грустно. Мы сможем ему помочь, снова стать красивым, если поиграем с ним. Вы хотите ему помочь?

  1. Основная часть

Игра 1 «Ну-ка, отвечай-ка!» (У доски)

- Его первый лепесток просит поиграть в игру «Ну-ка, отвечай-ка!»

- Какая бывает речь?

- Что относим к устной (письменной речи)?

- Из чего состоит речь?

- Что здесь записано? (схема предложения)

- Сколько слов в этом предложении? (2)

- Чем обозначено начало предложения?

- Что стоит в конце предложения?

- Придумайте к этой схеме предложение о цветке. (Цветок растёт, завял, распустился, пахнет.)

- Добавьте ещё слова в это предложение. (где?)

- Сколько теперь стало слов в предложении? (4)

- Вы справились с заданием и первый лепесток окрасился в…(красный) цвет.

Задание 2 Д/и “Скажи наоборот”

Дети называют антонимы к словам, предложенным воспитателем.

- Следующий лепесток предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот»

Низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный, молодой-старый, большой-маленький, белый-чёрный, говорить – молчать, храбрый – трусливый, умный – глупый, девочка – мальчик, добро – зло, светлый – тёмный, ложиться – вставать.

-  Молодцы, справились с заданием! И лепесток окрасился в …(жёлтый) цвет.

Задание 3 Д/и «Один – много» (В кинозале)

- Следующий лепесток зовёт нас в кинозал, чтобы поиграть в игру «Один – много».

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.

Заяц (медведь, лиса, кабан, волк, белка, воробей) – много зайцев.

-  Какое слово лишнее? (воробей)

- Докажите.

-  Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(голубым).

Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит»

(с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мёд и в рот себе кладёт.

(Изображать, как медведь достаёт и ест мед.)

Облизывает лапу сластёна косолапый.

(Имитировать, как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)

А пчёлы налетают, сердятся, жужжат, медведя прогоняют.

(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперёд и поочерёдно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)

А пчёлы жалят мишку: не ешь наш мёд, воришка!

(Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.

(Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

(Присесть, положить руки под щеку.)

(И. Лопухина)

Задание 4 Д/и «Весёлый счёт» (У доски с васильком)

- А вы знаете - четвёртый лепесток предлагает отгадать загадку и посчитать отгадку.

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный… василёк.

- Посчитаем: синий василёк. (Один синий василёк, два синих василька и т.д.)

-  Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(розовым).

Задание 5 Д/и «Исправь ошибку» (На ковриках) 

- Интересно, какого цвета следующий лепесток. Это подскажет нам игра «Исправь ошибку».

Воспитатель произносит предложения, дети находят в нем ошибку, используя сигнальные карточки «да – нет». Затем дают правильный вариант ответа.

  • Цветы стоят на вазе.
  • Юркий воробей собирать крошки.
  • В лесу растут сосна.
  • Дети едят вкусную кашу.

-  Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(фиолетовым).

Задание 6 Д/и “Назови и посчитай звуки в слове” (У доски с использованием звуковой линейки)

- Последний лепесток предлагает прочитать слово. (Мак)

- Что оно обозначает? (Цветок, растение)

- Аркадий, назови звуки в слове мак. (гласный или согласный)

- Дети, сколько всего звуков в этом слове?

- И с этим заданием справились, лепесток окрасился в…(оранжевый) цвет.

  1. Итог

- (на фоне музыки) Дети, мы развеселили цветок. Посмотрите, каким он стал красивым. Теперь в Цветалии всё в порядке. Вам понравилось играть с цветком?

- Я очень рада, что в нашей группе живут такие добрые дети и говорю вам: «Спасибо» (дети сами читают на плакате). Ещё раз хочу поблагодарить вас за так интересно проведённое с вами время. На память о Цветалии дарю вам раскраски с цветами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"...

Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе «День рождения Лисёнка»

Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе«День рождения Лисёнка» ...

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе

Итоговое занятие в средней группе для проверки знаний детей по развитию речи....

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе номер 1

Занятие по развитию речи. Дети рассказывают про времена года,какие отличительные моменты каждого сезона. Как нужно одеваться по сезону,отгадывают загадки....

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»...

итоговое занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие в волшебный лес"

Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Образовательные задачи:  Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных п...