Главные вкладки

    Итоговое занятие по развитию речи в средней группе "Друзья Цветалии"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Аристарина Вера Викторовна

    Цель данной НОД: Создать условия для выявления и проверки развития всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цель: Создать условия для выявления и проверки развития всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Задачи:

    1. Обучающая: 

    Формирование словаря:

    - использование в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

    - Употребление слов-антонимов.

    - Употребление существительных с обобщающим значением.

    Звуковая культура речи:

    - Правильное произношение гласных и согласных звуков, (свистящих, шипящих и сонорных звуков).

    - Отчетливое произнесение слов и словосочетаний (дикция).

    - Сформированность звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    - Наличие интонационной выразительности речи.

    Грамматический строй речи:

    - Сформированность у детей умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах.

    - Активное употребление в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Связная речь:

    - Совершенство диалогической речи: участие в беседе, понятные для слушателей ответы на вопросы и умение задавать их.

    2. Развивающая

    Развивать гибкость и логичность мышления, умение обосновывать правильность своего ответа; развивать познавательную активность.

    3. Воспитывающая

    Формировать положительную реакцию на успех; умение слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию; испытывать удовольствие от совместной деятельности, работать вместе, дружно.

    Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

    Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

    Форма реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игра, физминутка.

    Оборудование: украшение группы цветами; волшебный цветок для обыгрывания сюжета; надписи для чтения детьми «Цветалия», «Мак», «Спасибо»; карточка со схемой предложения; искусственный цветок – василёк; сигнальные карточки, телевизор и фотографии для проведения игры «Один – много»; звуковая линейка. Музыка к песне Ю Чичкова и М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке»

                                                          Ход НОД


    I. Организационная часть

    -  Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся.

    1. Сюрпризный момент (Мотивация)

    На фоне музыки к песне Ю Чичкова и М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке»

    - Вот-так чудо – чудеса!

    К детям сказка пришла

    И в волшебную страну нас привела.

    Интересно, что это за страна? Дети, вы как думаете? (страна Цветов)

    - Почему вы так думаете? (много цветов)

    - Здесь имеется вывеска. Давайте её прочитаем. «Цветалия»

    - Я заметила в Цветалии непорядок. А вы заметили? (Один цветок не окрашен, весь белый)

    - А всё потому, что ему грустно. Мы сможем ему помочь, снова стать красивым, если поиграем с ним. Вы хотите ему помочь?

    1. Основная часть

    Игра 1 «Ну-ка, отвечай-ка!» (У доски)

    - Его первый лепесток просит поиграть в игру «Ну-ка, отвечай-ка!»

    - Какая бывает речь?

    - Что относим к устной (письменной речи)?

    - Из чего состоит речь?

    - Что здесь записано? (схема предложения)

    - Сколько слов в этом предложении? (2)

    - Чем обозначено начало предложения?

    - Что стоит в конце предложения?

    - Придумайте к этой схеме предложение о цветке. (Цветок растёт, завял, распустился, пахнет.)

    - Добавьте ещё слова в это предложение. (где?)

    - Сколько теперь стало слов в предложении? (4)

    - Вы справились с заданием и первый лепесток окрасился в…(красный) цвет.

    Задание 2 Д/и “Скажи наоборот”

    Дети называют антонимы к словам, предложенным воспитателем.

    - Следующий лепесток предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот»

    Низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный, молодой-старый, большой-маленький, белый-чёрный, говорить – молчать, храбрый – трусливый, умный – глупый, девочка – мальчик, добро – зло, светлый – тёмный, ложиться – вставать.

    -  Молодцы, справились с заданием! И лепесток окрасился в …(жёлтый) цвет.

    Задание 3 Д/и «Один – много» (В кинозале)

    - Следующий лепесток зовёт нас в кинозал, чтобы поиграть в игру «Один – много».

    Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.

    Заяц (медведь, лиса, кабан, волк, белка, воробей) – много зайцев.

    -  Какое слово лишнее? (воробей)

    - Докажите.

    -  Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(голубым).

    Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит»

    (с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)

    Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

    (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

    Находит в дуплах мёд и в рот себе кладёт.

    (Изображать, как медведь достаёт и ест мед.)

    Облизывает лапу сластёна косолапый.

    (Имитировать, как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)

    А пчёлы налетают, сердятся, жужжат, медведя прогоняют.

    (Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперёд и поочерёдно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)

    А пчёлы жалят мишку: не ешь наш мёд, воришка!

    (Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

    Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.

    (Ходьба «вперевалочку».)

    Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

    (Присесть, положить руки под щеку.)

    (И. Лопухина)

    Задание 4 Д/и «Весёлый счёт» (У доски с васильком)

    - А вы знаете - четвёртый лепесток предлагает отгадать загадку и посчитать отгадку.

    Каждый, думаю, узнает,

    Если в поле побывает,

    Этот синенький цветок,

    Всем известный… василёк.

    - Посчитаем: синий василёк. (Один синий василёк, два синих василька и т.д.)

    -  Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(розовым).

    Задание 5 Д/и «Исправь ошибку» (На ковриках) 

    - Интересно, какого цвета следующий лепесток. Это подскажет нам игра «Исправь ошибку».

    Воспитатель произносит предложения, дети находят в нем ошибку, используя сигнальные карточки «да – нет». Затем дают правильный вариант ответа.

    • Цветы стоят на вазе.
    • Юркий воробей собирать крошки.
    • В лесу растут сосна.
    • Дети едят вкусную кашу.

    -  Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(фиолетовым).

    Задание 6 Д/и “Назови и посчитай звуки в слове” (У доски с использованием звуковой линейки)

    - Последний лепесток предлагает прочитать слово. (Мак)

    - Что оно обозначает? (Цветок, растение)

    - Аркадий, назови звуки в слове мак. (гласный или согласный)

    - Дети, сколько всего звуков в этом слове?

    - И с этим заданием справились, лепесток окрасился в…(оранжевый) цвет.

    1. Итог

    - (на фоне музыки) Дети, мы развеселили цветок. Посмотрите, каким он стал красивым. Теперь в Цветалии всё в порядке. Вам понравилось играть с цветком?

    - Я очень рада, что в нашей группе живут такие добрые дети и говорю вам: «Спасибо» (дети сами читают на плакате). Ещё раз хочу поблагодарить вас за так интересно проведённое с вами время. На память о Цветалии дарю вам раскраски с цветами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"

    Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"...

    Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе «День рождения Лисёнка»

    Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе«День рождения Лисёнка» ...

    Итоговое занятие по развитию речи в средней группе

    Итоговое занятие в средней группе для проверки знаний детей по развитию речи....

    Итоговое занятие по развитию речи в средней группе номер 1

    Занятие по развитию речи. Дети рассказывают про времена года,какие отличительные моменты каждого сезона. Как нужно одеваться по сезону,отгадывают загадки....

    Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»

    Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»...

    итоговое занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие в волшебный лес"

    Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Образовательные задачи:  Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных п...