Статья "Развитие речи детей подготовительной группы с учётом требований ФГОС".
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Кацер Светлана Геннадьевна

Статья будет интересна педагогам, которые хотят, чтобы их работа по развитию речи детей в подготовительной группе шла в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Кацер С. Г. , воспитатель ГБДОУ №6

                                                                           Красносельского района Санкт-Петербурга

         Развитие речи детей подготовительной группы:

                    реализация требований ФГОС.

Речь как средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею во время совместной деятельности со взрослыми, а также в детском коллективе, зависит успешность деятельности ребёнка, его принятие в сверстниками и его авторитет среди них.
  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
  Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее отношения с окружающими его людьми.
  Развитие речи детей в подготовительной группе играет важную роль в образовательной программе ДОУ и преследует следующие цели:
 - развитие связной речи
 - развитие речевой среды
 - развитие у детей основ культурной речи
 - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
 - формирование активного и богатого словарного запаса
 - усовершенствование умения правильного произношения звуков
 - понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
   Развитие речи должно пронизывать все образовательные области и осуществляться в НОД, различных режимных моментах, в совместной деятельности.
     
 Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
  Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
 В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
 
 В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:
 - речь педагога;
 - методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
 - специальное оборудование, соответствующее развитию детей подготовительной группы.
 
 Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
  Образовательные ситуации используются:
  – в непосредственно организованной образовательной деятельности
  – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);
 – в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
   О.М.Ельцова   отмечает, что для развития   игрового  общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.  Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.
   А.Г.Арушанова    предлагает   как  форму  речевого  развития  детей – сценарии  активизирующего  общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая  форма  включает  разговоры  с  детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.  Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. При  их организации  чаще  всего педагог «идет от детей», то есть  находит  эти   ситуации  в  детской деятельности  и  использует  их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:  «Что не так?» (цель: упражнять детей  в  умении  соотносить  форму  приветствия  с  ситуацией  ее использования)    Примерами  специально планируемых  ситуаций  общения  могут  быть  игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Из какой сказки вещи» (упражнение  в  развитии  объяснительной речи).
       Реализация   образовательной   области «Речевое развитие» возможна   через  метод  проектов.  Цель  и  задачи   специального тематического  проекта  имеют  направленность  на  комплексное  решение задач, указанных  в  ФГОС  ДО: «Как  рождается  книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок); «Спор хороший  и  плохой» (цель: освоение этикета убеждения и спора). Такая форма  речевого  развития  дошкольников  как  игра  побуждает детей  к вступлению  в  контакты, является  мотивом  к  коммуникативной деятельности.
 
 Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы: Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
  Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
  - во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,
  - во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».
   Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
  - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
  - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС.

Подробное описание предметно- развивающей среды по областям....

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС

Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС....

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС

Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа старшей группы ( с учётом требований ФГОС)

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Детство» Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива  Т.И.Бабаевой...

"Закрепление деления слов на слоги" (Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе) с учетом требований ФГОС

"Закрепление деления слов на слоги" (Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе) с учетом требований ФГОС...

НОД "Дикие животные" для детей подготовительной группы с учётом требований ФГОС

Конспект итогового мероприятия для детей подготовительной группы с участием детей средней группы....

Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО

Статья  "Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО"...