Игры для развития речи ребенка 2,3 лет
материал по развитию речи

Осипова Татьяна Владимировна

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi_rebenka_tretego_goda_zhizni.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2,3 лет


НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ 
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом. 
Например: машина, мяч, кукла — это…(игрушки). 

КАКОГО ЦВЕТА? 
Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета. 
Например: красное – яблоко, красный шарик и т.д. 


КАКОЙ ФОРМЫ? 
Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы. 
Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т.д.) 

Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. 
Например: огурец (какой формы) – овальный и т.д. 

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ. 
Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет. 
Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный. 

Другой вариант игры: взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное) 
Например: ручка, солнце, яблоко. 

ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ 

Поезд (с 2 лет) 
Для игры потребуются несколько кубиков и маленькая игрушка. 

Попросите ребенка помочь вам построить из кубиков поезд. Для этого положите на стол кубик и приставьте к нему второй со словами: «Кубик за кубиком». Дайте малышу еще несколько кубиков. Когда ребенок будет ставить кубики один за другим, повторяйте: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком…» Когда постройка будет готова, скажите: «Вот какой длинный поезд!» 

На самый первый кубик поставьте маленькую игрушку, например, матрешку. Взявшись рукой за последний в ряду кубик, двигайте все сооружение вперед, произнося: «Ту-ту, поехал поезд!» Как бы случайно сломайте поезд и скажите: «Ай-ай-ай! Сломался поезд!» 

В следующий раз пусть малыш построит поезд самостоятельно, а вы стимулируйте его произносить фразы: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком.», «Вот какой длинный поезд!», « Ай-ай-ай! Сломался поезд!» 

Игра развивает конструктивные навыки ребенка, стимулирует его речевую активность. 

Дорожка (с 2 лет) 
Для игры потребуются 5-6 кирпичиков и кошка-игрушка. 

Продемонстрируйте малышу, как из кирпичиков можно построить дорожку. Кладите на стол один за другим кирпичики и при этом говорите: «Кирпичик за кирпичиком, кирпичик за кирпичиком.» Когда дорожка будет готова, скажите: «Вот какая длинная дорожка!» 

Покажите кошку, помяукайте за нее. Затем произнесите, обращаясь к игрушке: «Кошка, кошка, иди по дорожке!», и проведите игрушку по дорожке из кирпичиков. Как бы случайно сломайте дорожку и огорчитесь: «Ай-ай-ай! Сломалась дорожка!» 

Предложите малышу самому построить новую дорожку из кирпичиков и провести по ней кошку. Стимулируйте ребенка произносить во время игры фразы: «Кирпичик за кирпичиком, кирпичик за кирпичиком…», «Вот какая длинная дорожка!», «Кошка, кошка, иди по дорожке!», «Ай-ай-ай! Сломалась дорожка!» 

Дай задание игрушкам (с 2 лет) 
Вам потребуются кукла или мягкая игрушка-зверюшка, например, медвежонок, а также кукольный стульчик, кроватка, посуда. Показывайте ребенку различные действия с игрушкой. Например, посадите мишку на стул, положите его в кровать, поставьте на ноги, учите ходить, кормите. При этом говорите фразы из двух слов: «Мишка, сиди!», «Мишка, лежи!», «Мишка, стой!», «Мишка, иди!», «Мишка, ешь!» 

Когда мишка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание медвежонку. Таким же способом можно ввести в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги. 

Игра стимулирует ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительной форме. 

Нарисуй (с 2 лет 6 месяцев) 
Возьмите карандаш и бумагу размером с тетрадный лист. Покажите малышу, как правильно держать карандаш, как проводить им по бумаге сначала вертикальные, потом горизонтальные и, наконец, закругленные линии (незамкнутые и замкнутые). Каждому рисунку дайте название: «Дорожка», «Травка», «Ручеек», «Колобок», «Шарик» и т. п. Затем предложите ребенку порисовать. Ребенок может действовать самостоятельно или, если это необходимо, с вашей помощью. В последнем случае вложите карандаш в руку малыша, обхватите ее сверху своей рукой и помогите проводить на бумаге линии. 

Когда изображение будет готово, обсудите, что нарисовано. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом. 

Игра научит ребенка с помощью карандаша изображать простые предметы, называть их, составлять простые фразы. 

Кто что делает? (с 2 лет 6 месяцев) 
Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков, девочка поливает цветок, а также предметы и игрушки: машинку, мячик, кубики, лейку и комнатное растение в горшке. Поставьте эти вещи на отдельный стол. 

Покажите малышу одну из сюжетных картинок и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Например, на картинке изображен мальчик, который катает машинку. Задайте ребенку вопрос: «Кто нарисован на картинке?» Малыш отвечает: «Мальчик». Следующий ваш вопрос будет таким: «Что делает мальчик?» Малыш ответит: «Катает машинку». 

Попросите ребенка подойти к столу, на котором разложены предметы, и выбрать среди них тот, с которым играет мальчик. 

Спросите малыша о том, что он выбрал и как надо играть с машинкой. Предложите самому покатать машинку. Когда малыш будет катать игрушку, уточните: «Что ты делаешь?» Он ответит: «Катаю машинку». 

В игре ребенок будет учиться отвечать на вопросы фразами из 2-3 слов, употреблять глаголы в разных лицах. 

Рассказ (с 2 лет 6 месяцев) 
Расскажите ребенку маленькую историю, состоящую из двух частей и повествующую о каком-либо событии из его жизни. После каждой части задавайте вопросы. Рассказ может быть примерно таким: «На улице выпал снег. Коля с папой взяли санки и пошли гулять». 

После небольшой паузы задайте малышу вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?», «Что взяли с собой Коля и папа?» 

Затем продолжите рассказ: «Коля сел на санки, а папа его повез. Вдруг Коля упал в снег. Коля заплакал, а папа сказал: „Не плачь! Вставай на ножки и вези саночки сам“». 

После небольшой паузы задайте малышу вопросы: «На чем ехал Коля?», «Что случилось с Колей?», «Что сказал папа?» 

Малыш отвечает на ваши вопросы. 

Игра поможет малышу научиться понимать без показа несложный рассказ о событиях, имевшихся в его опыте, отвечать на простые вопросы, пользуясь простыми фразами. 

Маленький строитель (с 2 лет 6 месяцев) 
Возьмите строительный материал разнообразной геометрической формы. Покажите ребенку, как можно выполнить из кубиков разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку. 

Дайте ребенку коробку со строительным материалом и предложите ему что-нибудь построить самому. Пусть ребенок сделает 1-2 простые сюжетные постройки и назовет их. Постройка должна быть похожа на названный предмет. 

Расспросите ребенка о том, что он построил. Уточните, кто будет жить в этом домике, зачем нужен заборчик и кто пойдет по дорожке. 

С помощью этой игры ребенок будет учиться самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называть их, отвечать на вопросы взрослого простыми фразами. 

Слепи (с 2 лет 6 месяцев) 
Вам потребуется кусок пластилина цилиндрической формы длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см. Покажите ребенку приемы лепки: раскатывание (прямыми движениями катаем «колбаску» из пластилина между ладонями), сгибание и соединение концов «колбаски» путем прижимания одного ее конца к другому, скатывание (катаем шарик из пластилина между ладонями, совершая кругообразные движения). Покажите, как изготавливать из пластилина разные поделки (например, змейку, колечко, сушки, конфетки, колбаску для собачки, горошек для петушка). 

Дайте ребенку кусок пластилина и предложите полепить. Ребенок самостоятельно слепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно даст ему название. Желательно, чтобы поделка имела сходство с названным предметом. 

Расспросите малыша о том, для кого он слепил эти конфетки, сушки или горошки. 

Игра научит ребенка изображать простые предметы, давать им название и отвечать на вопросы взрослого простыми фразами из 2-3 слов. 

Кто ты? (с 2 лет 6 месяцев) 

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?» 

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я доктор». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. 

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вызываться речевая активность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Детские игры и развитие речи ребенка"

Данный материал предназначен для работы  с родителями, перечислены некоторые игры с детьми дошкольного возраста, направленные на развтие мелкой моторики руки и развитие речи ....

Консультация "Значение игры в развитии речи ребенка"

Консультация для родителей по развитию речи....

«Роль игры в развитии речи ребенка»

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.Три года -...

Пальчиковые игры - средство развития речи ребенка

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - средство развития речи ребенка....

Консультация-практикум для родителей "Голосовые игры для развития речи ребенка"

,Консультация содержит рекомендащии родителям, как организовать с детьми  обучениег олосовым играм, чтобы оно  не было в тягость,а воспринималось с радостью и интересом.Кроме того, предостав...

Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи ребенка»

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, подд...

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"...