"Как возродить семейное чтение?"
методическая разработка

Воронкова Галина Юрьевна

          Основными проблемами последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе. Чтение в наши дни больше направлено на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Вместе с тем, чтение остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности.
           Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве: педагогов, детей, родителей. Таким образом, для успешного решения проблемы необходимо внедрение новой модели организации семейного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vozrodit_semeynoe_chtenie.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Как возродить семейное чтение?

«Книгу заменить ничем нельзя.

Несмотря на новейшие открытия,

новые виды сохранения информации,

не будем спешить расставаться с книгой» 
Дмитрий Лихачев

            Задумывались ли вы, зачем в современном мире читать ребенку книги, если есть компьютеры, интернет, любимый мир гаджетов, электронных книг, планшетов и прочих электронных чудес, в которых дети, порой, ориентируются лучше нас взрослых?

Значит ли это, что чтение книг уходит в прошлое?

            Давайте слегка коснемся психологических особенностей дошкольного возраста. Ведь в дошкольные годы развития закладывается личность ребенка.

Его характер, правила взаимодействия с окружающим миром вещей, явлений, людей. Устанавливаются первые связи и отношения. Ребенок как губка впитывает в себя особенности окружающей среды, как общаются родители, как решают возникшие трудности, к кому или чему обращаются за поддержкой.

          Это период формирования элементарных представлений о добре и зле, отзывчивости и дружбе. Именно в этом возрасте, перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношения к окружающему миру.  И ее суть -  внутренняя регуляция поведения.

Так почему же не читают наши дети?

            Проанализировав многие социологические исследования в области детского чтения, мы  выделили основные, на наш взгляд, причины катастрофического снижения читаемости детей и молодежи:

  1. Современный ритм жизни (нет времени, нет примера)

    Наше общество живет динамичнее. Гораздо больше требований к функциям
и времени женщин. Глядя на эту картинку, о каком еще чтении можно говорить? Да, если бы не два «но».

Первое: мы всегда находим время тогда, когда у ребенка плохое поведение или
он болен. Если такой алгоритм поведения повторяется несколько раз,
то в подсознании ребенка не осознанно, не специально закрепляется связь: «Хочешь получить внимание родителей, ты знаешь, что делать…» или как поется
в детской песенке: «Хорошими делами прославиться нельзя..».

Второе: в суете будней, срочных и не очень дел, мы редко задумываемся над тем, а что, собственно говоря, мы вкладываем в своих детей? Помимо того:
«Что ты ел? И сделал ли ты уроки?».

Каким мы хотим видеть будущее наших детей и что делаем сегодня для того, чтобы получилось то будущее, о котором мы мечтаем?

Закономерность очень проста: «Что и сколько вложим – ровно
то и столько получим».

  1. Еще одна  причина детской не читаемости: не интересно.

     А не интересно, по понятным причинам: изобилие масс медиатехнологий.

Последствия:

Физиологический аспект-снижение зрения, стойкое изменение костно-мышечной системы.

Воздействие на психику – огромное эмоциональное напряжение, появление психологической зависимости: уход от реальности к созданию собственного виртуального мира.

  1. Самая глубокая причина детской не читаемости – это не развитость образного мышления.

             Что это такое? Представьте, что вы читаете сказку про «Репку» годовалому малышу. Начали вы показывать персонажи на картинке: дед, бабка, репка, внучка, Жучка….Затем раз за разом читаете эту сказку, показывая картинки, потом
вы едете в транспорте и чтобы угомонить малыша или скоротать время,
вы начинаете рассказывать ему эту знакомую сказку. И, о чудо! Ребенок утихает,
с
 интересом слушает вас. Почему это происходит? Потому что его зрительная память воспроизводит образы увиденного и связывает с тем,
что слышит.

Так нужна ли книга современному ребенку?

           Чтение дает отличную возможность почувствовать себя не просто ребенком или учеником, оно дает возможность примерить на себя роль любого понравившегося персонажа (например, Тома Сойера, Незнайки и т.д.).

            У ребенка развивается логическое мышление: даже взрослые при чтении книги всегда пытаются угадать – а чем же все закончится?

Даже несложная загадка повысит уверенность детей в себе и своих способностях. Чем не важное достижение? А ведь как интересно самому в начала книги придумать концовку, а потом сравнивать – так или нет?   Ребенок строит свою логическую цепочку и показывает свое видение мира книги и мира героя.

Из книг дети узнают, как важно помогать не только родителям, но и другим людям. Учатся уважать людей, животных и окружающую среду.

Книги обогащают словарный запас ребенка и прививают навыки правильной речи.

Если вы хотите чтобы ваш ребенок читал – подавайте ему пример.
Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться.

Книга – это развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Как же помочь детям стать читателями? Когда и как можно начинать приобщать их к чтению? Как привлечь родителей к активной поддержке детского чтения и сделать каждого из них союзниками в вопросах формирования грамотного читателя?

Ответить на эти вопросы нам помогла работа над созданием и реализацией

образовательного проекта «# ВремяЧитатьВместе!»

Коллектив объединила одна общая цель: возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.

В ходе работы над проектом появились интерактивные книжные уголки, уличная библиотека, буккроссинг; участилось проведение открытых
детско-родительских событий, мероприятий в форме образовательных квестов, викторин, КВН, литературных гостиных, участие в которых возможно при одном условии: дети и родители читают вместе! Выработалась система работы
по тематическому чтению в детском саду и дома.

Периодичность совместного чтения одного крупного произведения
в соответствии с планом проекта составляет три месяца.

Результаты нашей работы:

 С первыми результатами реализации проекта у детей приходит интерес
к книге, возникает желание слушать, беседовать, рассматривать иллюстрации, обыгрывать эпизоды. Пополняется активный словарь детей, в речи звучат выражения из прочитанных и любимых книг. А самое главное: началось возрождение традиций детско-взрослого совместного и семейного чтения.

Работа над реализацией проекта продолжается, проектируются его новые этапы.

Список литературы:

1. Буслаева, М. Как увлечь детей чтением [Текст] / Мария Буслаева // Библиополе. – 2014. – № 2.

2. Волкова, Т. В. Читаем всей семьей [Текст] / Т. В. Волкова // Современная библиотека. – 2014. – № 7.

3.Соловьев Е.Н. «Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека».

4. Чарина И.Т. «Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись». Журнал «Школьная библиотека» № 7 – 2002 г.

5. Читали! Читают. Будут читать?: Сборник статей о детском чтении: По материалам исследований детских библиотек России / Рос.гос. дет. б-ка; Ред-сост. Е.И. Голубева. – М., 2003. – 68 с.

6. Читающий ребенок в современной информационной среде: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ярославль, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный спортивный праздник "Семейный турпоход"

Семейные праздники помогают сплотить семью, объединить усилия педагогов и родителей в воспитании детей здоровых и крепких духом, пропагандировать здоровый образ жизини....

Сценарий семейного праздника в старшей группе: «ОСЕННИЕ СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ»

Сценарий семейного праздника в старшей группе:«ОСЕННИЕ СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ» 1–й  ребенок: - Добрый вечер!               2–й  ребенок: - Здравствуйте!Воспитатель: - Мы рады видеть вас, потому что понимаем...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вмес...