Проек по развитию речи "Раз словечко, два словечко..."
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Товсултанова Мадина Казбековна

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев!"

В.А.Сухомлинский

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост

числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.

 

 

 

 

Тема: Развитие речи посредством дидактической игры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektrr1.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев!"

В.А.Сухомлинский

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост

числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.

Тема: Развитие речи посредством дидактической игры.

 

Время проведения: январь - февраль

Характер контактов: в рамках ДОУ

Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка».

Введение:

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания.От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Дошкольный  возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников  способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей,  охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста –игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго.Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно-нельзя'', ''внутри меня-вне меня'' и другие.

Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра,  мы уделяем ей особое внимание. Дидактической игра  является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе мы используем различные дидактические игры: игры с  предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется  принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.  Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Актуальность:

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.

Цель:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

  1. Формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря.

2.Воспитание звуковая культура речи. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников.

3.Развивать связную речь.

4.Формировать грамматический строй речи у дошкольников.

5.Активизировать употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

6.Воспитывать культуру речевого общения.

     7. Привлечь родителей к  участию в проекте.

Ожидаемые результаты:

1.Качественное расширение  активного словаря дошкольников

( дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы,  многозначные слова…)

2. Дети овладевают грамматическим строем речи  (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом(построением  предложений)).

3. ЗКР-  Дети способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги.

4. Связная речь- дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.

5. Взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития.

Этапы реализации:

I этап: Подготовительный

Подобрана специальная методическая литература по данной теме,создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Игровой и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения.Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.

2 этап: Проектные мероприятия (содержание проекта)

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование. В него включили дидактические игры  (игры с  предметами, настольные - печатные, словесные), игры и упражнения с использованием метода моделирования (составление рассказов и сказок с помощью предметных картин на магнитной доске, выкладывая их на нарисованный фон, составление загадок, пересказе и сочинение сказок, использование схем для описания диких и домашних птиц, животных…).

Одна из главных задач подобрать такие варианты игр, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом.


Дидактические игры

Цель и задачи

Содержание игры

Работа с родителями

 Январь

Игры с предметами:

«Из чего сделано?»

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса…), активизировать словарь детей.

Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию,  группировка их по материалу.

Познакомить родителей(на родительском собрание ) с темой и содержанием проекта.

«Узнай, что изменилось?»

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать речь и активизировать словарь.

Называют изменения в расположении предметов.

.

«Едет, плавает, летает»

упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

Дети рассматривают  картинки, называют разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.) и  разложить все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая — воздух;  тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.

«Один — много» (с мячом)

Активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.

Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу.

Настольные игры:

«Моё – не моё»

Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь.

Дети подбирают картинки, группируют предметы (игрушки, посуду, мебель…)

Консультация: «Значение дидактических игр в развитие речи»

«Антонимы»

Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу и правильно их произносить.

Дети подбирают картинки с противоположными по смыслу словами(мокрый- сухой, грязный- чистый)

Консультация: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка».

«Слова – двойняшки»

Расширять словарный запас детей, формировать отношение к родному языку; активизировать память, речь, мышление, воображение, произвольное внимание.

Эта игра знакомит ребенка с омонимами - такими единицами языка, которые при одинаковом написании и произнесении имеют различные значения. Играя в игру на основе наглядного материала, ребенок научится выделять, различать и понимать значения таких слов.

«Твердый – мягкий»

Развивать умение дифференцировать согласные звуки на твердые и мягкие, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове.

«Играем и закрепляем предлоги»

Закрепление понимания предлогов и их употребление в разговорной речи; расширение словаря детей; составление предложений с использованием предлогов; развитие ориентировки в пространстве.

Постовой (ребенок) дорожной автоинспекции  говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.

Рекомендации по речевому развитию: «Игровые дыхательные упражнения» (развитие речевого дыхания).

Обучение родителей.

«Я начну, а ты закончи»

Учить составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное, противоположное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения(пришли- ушли).

«Скажи наоборот»

Учить детей подбирать антонимы к глаголом.

Педагог начинает, а дети заканчивают предложение. - Дождик вымочит, а солнышко…(высушит).

«Отгадай-ка»

Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ребенок описывает предмет, находящийся в группе, не глядя на него. Дети отгадывают.

Д/игры (метод моделирования)

«Составь рассказ»

(по лексическим темам)

Учить составлять рассказ, подбирая предметные картинки и располагая их на нарисованном фоне. Учить составлять маленькие рассказы.

На магнитную доску вешаем нарисованный фон, дети расставляя предметные картинки, придумывают рассказ.

«Опиши животных холодных и жарких  стран»

Учить детей, используя схемы, описывать животных холодных и жарких стран.

Дети, используя схемы-планы, последовательно составляют рассказ, не пропуская и не повторяя признаки.

« Опиши птицу»

Учить детей, используя схемы, описывать предметы.

Дети, используя схемы-планы, последовательно составляют описательный  рассказ, не пропуская и не повторяя признаки

«Составь рассказ по картинкам»

Учить детей  последовательно раскладывать картинки и составлять по ним связный  рассказ, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ребенок последовательно раскладывает предметные  картинки и составляет рассказ.

Февраль

  Игры

с предметами:

«Три ступеньки»

Учить детей ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Дети раскладывают  предметы так, чтобы на первой ступеньке лестнице были те предметы, про которые говорят  один, на второй- одна, на третей-одно.

Консультация: «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»

«У кого какой предмет?»

Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Обогащать словарь дошкольников, добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. д.

Перед детьми по два одинаковых по названию  предмета

( чашки, куклы, машинки…), но предметы чем-то отличаются др. от др.

(по цвету, форме, величине, материалу…).

Дети сравнивают их.

Консультация: «Культура речи»

 «Для чего нужен предмет?»

Закрепить знания о назначении предметов, активизировать речь.

Дети рассказывают о предмете, о его использование, выигрывает тот, кто вспомнит больше вариантов применения.

Консультация: «Роль родителей в развитие речи детей»

Настольные игры:

«Определи первый звук в слове»

Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Детям раздаются карточки с предметными картинками, затем просят показать  карточку у кого название предмета начинается со звука (а, и, с....)

«Складываем слова по слогам»

«Волшебные звуки и слова»

Совершенствовать умения детей подбирать к картинке с определенным звуком – правильную звукобуквенную схему, находить место  звука в слове, определять количество слогов в слове. Учить давать правильную характеристику звукам. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

«Соедини слоги»

Научить детей соединять слоги

«Первый и последний звук в слове»

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах – названиях картинок, развивать слуховое внимание, зрительную память, мелкую моторику рук.

«Он, она, оно, они»

Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода;

Правила игры заключается в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

«Определи место звука в слове»

Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Каждый ребенок получает карточку.  Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится  в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова,  фишку  ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

«Лото – рифмы»

Развитие литературного таланта, чувства ритма, фонематического слуха; расширение кругозора; учить быстро мыслить и подбирать верные образные выражения.

Ребенку дают  игровое поле и по очереди карточки – рифмы, предлагая найти правильное место для размещения каждой карточки.

Словесные игры:

 «Радио»

Развивать наблюдательность, упражнять в умение составлять описательный рассказ, активизировать речь.

Один ребенок (диктор) описывает

кого-нибудь из детей (внешний вид, характерные особенности..), др. по рассказу узнают этого ребенка.

«Путаница»

Развивать у детей умение находить смысловые несоответствия и заменять их словами, адекватные ситуации.

Воспитатель читает предложение, дети находят смысловое несоответствие и заменяют их словами.

«Найди противоположное слово»

Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Воспитатель начинает предложение, дети подбирают антонимы. Сахар сладкий, а лимон…(кислый).

 «Какое слово заблудилось?»

Формировать у детей умение находить точное по смыслу слово.

Воспитатель читает предложение, дети должны найти неточности и заменить слова, чтобы получилось правильное предложение.

«Скажи какой?»

Развивать у детей умение называть не только предмет, но и правильно обозначать его признаки, обогащать речь прилагательными.

Воспитатель предлагает детям:

1.По признакам узнать предмет (Круглое, сладкое, румяное- что это?)

2.Продолжить ряд- снег белый, холодный, серебристый…

3.Составить словосочетания со словами, отвечающими на вопрос какой? и характеризующие предмет по вкусу, цвету и т. д.

Д/игры (метод моделирования)

«Опиши животного»

Учить детей, используя схемы, описывать животных.

Дети, используя схемы-планы, описывают животных, не пропуская и не повторяя признаки.

«Придумай загадку»

Учить детей с помощью схем- планов придумывают загадки.

Дети, используя схемы-планы, придумывают загадки.  

 «Придумай загадку»

Учить детей с помощью схем- планов составлять загадки.

Дети, используя схемы-планы, придумывают загадки.  

«Выучи потешку»

Помочь детей, используя схемы-картинки, запомнить словесный материал.

Дети, используя схемы-картинки, запоминают словесный материал (соотнося слова с рисунком).

«Опиши время года»

Учить детей, используя схемы, описывать времена года.

Дети, используя схемы-планы, описывают время года,  не пропуская и не повторяя признаки.

Работа с родителями:

На родительском собрании,  познакомили родителей с темой и содержанием проекта. Были  разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в «уголке  для родителей», а именно:

-игровые дыхательные упражнения,  

-пальчиковые игры и упражнения;

- дидактические игры, направленные на обогащение словаря, развития грамматического строя речи,  по развитию ЗКР.

Взаимодействие детского сада и семьи, направленно на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития, проводила  консультаций:

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»;

«Значение дидактических игр в развитие речи»;

«Играем с пальчиками»;

«Влияние речевых нарушений на школьное обучение»;

«Какие игры предложить дома»;

«Культура речи».

На игровых тренингах, где родители выступали в роли детей,  знакомили их с различными дидактическими  играми, обучали  пальчиковым играм и дыхательным упражнениям,  для дальнейшего использования их со своими детьми дома.

3этап: Результаты проекта

В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность,

свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольниковрасширился активныйсловарь  (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи  синонимы, антонимы,  многозначные слова…).Дети овладевают грамматическим строем речи  (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением  предложений)). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.

 По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года. Можно сделать вывод, что цель и задачи  прпоекта достигнуты.

Список используемой литературы:

1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада- 2-е изд.,дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160с.

2.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с.

3.Ушакова О.С.,  Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения.-2-е изд., дораб.- М.: Вентана- Граф, 2013.- 272 с.- (Тропинки).

4.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы/ Под.ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ по развитию речи "В гости к Мудрой сове" в рамках проекта:"Раз словечко, два словечко".

Непосредственная образовательная деятельность разработана по технологии АМО ( Составление рассказа по мнемотаблицам ):Дети узнают названия лесных диких животных, название деревьев, растущих в наших ле...

Консультация для родителей по развитию речи «Раз словечко, два словечко…»

Консультация для родителей "Раз словечко, два словечко..."...

Проект по развитию речи во второй младшей группе «Раз - словечко, два - словечко...».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14992644","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем р...

Презентация к проекту по развитию речи в младшей группе «РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО...»

Развитие речи младших дошкольников по средствам дидактических игр.Группа: вторая младшая.Воспитатель: Глухова Г.А.Тип проекта: краткосрочный, познавательно-речевой.Сроки реализации: 1 месяц (март)Учас...

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"

В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...

ОТЧЁТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА по развитию речи "СЛОВЕЧКО ПЛЮС СЛОВЕЧКО"

Отчет подготовительного этапа проекта «По развитию речи:                ...