Проект "В гостях у сказки"
проект по развитию речи (старшая группа)

Балахнина Ольга Александровна

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_russkim_narodnym_skazkam.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

659653 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с.Алтайское, ул.З. Космодемьянской,46. atvihenka@maill.r

Проект в старшей группе

«В гостях у сказки»

в старшей группе «Шалунишки»

                                                                                                                                                                 Разработала:

Воспитатель первой                                    

                                                квалификационной категории:

Балахнина Ольга Александровна

С. Алтайское 2017

Содержание

  1. Целевой раздел…………………………………………………...3
  1. Актуальность выбранной темы…………………………………….3
  2. Цели и задачи программы…………………………………5
  1. Содержательный раздел…………………………………………………...7

2.1. План реализации………………………………………………………7

2.2. Партнерство с родителями………………………………………..…14

3. Организационный раздел……………………………………………………..15

           3.1.  Перечень основных видов организационной деятельности, методическое обеспечение…………………………………………...…………19

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………….23

         3.3. Особенности традиционных событий……………………………….27

4. Методическое обеспечение…………………………………………………..29

  1. Целевой раздел
  1. Актуальность выбранной темы.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. Заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики.

Возможность использования русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

1.2.         Цели и задачи программы

Цель: создать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Задачи:

1. работать над развитием грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь

2. обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;

3. развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость

4. воспитывать любовь к художественной литературе.

Участники проекта

1. Воспитанники (дети старшей группы «Почемучки», возраст 5-6 лет).

2. Педагоги

3. Узкие специалисты ДОУ

Срок реализации: 

1 год (2016 – 2017)

Гипотеза исследования:

 процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.

- учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

Принципы реализации проекта

  • принцип постепенного перехода от более простого к более сложному
  • принцип дифференциации, заключающегося в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы
  • принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний
  • принцип непрерывности и интерактивности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности педагога, а продолжается в совместной деятельности ребенка и родителя.

Предполагаемый результат: 

- умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

– полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

– правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;

– наличие или отсутствие длительных пауз;

– наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Этапы реализации проекта:

Первый этап:  подготовительный:

Подбор русских народных сказок

Изучение литературы по данной теме

Проведение мониторинга по изучению знаний детей по теме

Анкетирование родителей

Второй этап: основной

Разработка конспектов мероприятий

Непосредственная работа по теме самореализации (проведение занятий)

Подведение итогов

2. Содержательный раздел

2.1. План реализации

месяц

мероприятие

содержание

Сентябрь


«Путешествие по русским народным сказкам»

Форма работы: занятие

  1. Приветствие
  2. ИГРА «Отгадай сказку»
  3. ИГРА «Отгадай загадку»
  4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Собираем
  5. Завершающий этап

Цель: Систематизировать знание русских народных сказок, закрепить названия данных сказок, воспитывать любовь к русскому фольклору

Октябрь

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Пересказ сказки «Лиса и рак».

Форма работы: занятие

1. Организационный момент.

2. Отгадывание загадок.

3. Беседа по сказке.

4. Дидактическая игра «разложи по порядку»

5. Чтение сказки.

6. Пересказ сказки.

7. Драматизация сказки.

8. Подведение итогов

 

Цели и задачи:

1. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку «Лиса и рак» без помощи воспитателя.

2. Продолжать учить образовывать однокоренные слова (лиса, лисица, лисонька)

3. Побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

4Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

5. Развивать умение детей произносить предложения с разными интонациями.

6. Развивать быстроту и ловкость.

7. Учить произносить скороговорки тихо, громко, шепотом.

Ноябрь

  «Путешествие в сказку»

Форма работы: занятие

Материал: книги, короб, конверты с письмами, запись голосов природы, набор детских фотографий, половина альбомного листа на каждого ребёнка, цветные карандаши, книжки – вкладыши для фотографий, декорации: деревья, разрезные картинки сказок.

  1. Организационный момент. Приветствие
  2.  Игра «Собери портрет»
  3. Отгадывание сказок.
  4. физкультминутка
  5. завершающий этап

Цели: знакомить с русскими народными сказками; развивать внимание, речь. 

Задачи:

- упражнять в узнавании сказок по предъявленным элементам;

- развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- художественно – эстетическое развитие.

Декабрь

«Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»  

Форма работы: занятие

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка».
4. Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок» с помощью пальчикого театра.
5. Разгадывание загадок.
6. Настольная игра «Сложи сказку», словесно – дидактическая игра «Кто в теремочке живёт?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

Демонстрационный материал

1. Волшебный клубочек.
2.Театральная ширма 
3. Выставка рисунков по сказке «Репка».
5.  Маски – шапочки для детей.

  1. Организационный момент. Приветствие
  2. Викторина «Народные сказки»    
  3. Взаимомассаж "Был у зайки огород"
  4. Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть… »
  5. Игра «Угадай на ощупь»
  6.  Завершающий этап

 Цели:

1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
2. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Январь

Русские народные казки

Форма работы: занятие

 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок.
  2. Обыгрывание сюжета сказки.
  3. Рассказывание сказки по ролям.
  4. Драматизация сказки с использований различных видов театра.
  5. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Материал: шкатулка, картинки по сказкам, шапочки-маски, запись волшебной музыки.

1.  Организационный момент.

2. Отгадывание загадок.

3. Театрализация фрагментов сказок.

4. Завершающий этап

Задачи:

- продолжать знакомство с художественной литературой;

- формировать умение пересказывать небольшое произведение;

- развивать способность пересказывать сказку;

- развивать связную речь детей, логическое мышление;

- побуждать интерес к театрально-игровой деятельности;

- воспитывать умение следить за развитием действия в сказке;

- воспитывать внимание, развивать фантазии и воображение;

-поддерживать радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Февраль

Игра викторина по мотивам русских народных сказок «Сказка за сказкой»

Форма работы: занятие

  1. Организационный момент
  2. Отгадай сказку. Рассматривание иллюстраций.
  3. Отгадай героя сказки по картине
  4. Найди отличия.
  5. Игра «Что не так?»
  6. Угадай героя. Назови сказку»
  7. Что лишнее?
  8. Заключительный этап.

Цель: закрепить знание русских народных сказок; развивать память, внимание; упражнять в умении четко и правильно отвечать на поставленные вопросы; воспитывать навыки культурного общения, умение действовать совместно.

Март

  Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Форма работы: занятие

Методы:

• Словесный

• Наглядный.

Словарная работа:

• Закрепление в речи детей умение поддерживать беседу.

• Внесение в словарь детей новых слов: резвится, дремлет, лакает.

Индивидуальная работа:

• Активизация на занятии малоактивных детей – привлекать к беседе, рассматриванию картины, ответам на вопросы воспитателя.

Материалкартина «Кошка с котятами», игрушечный котенок, мяч.

Ход работы:

1. Загадывание загадок.

2.  Рассматривание картины.

3. Беседа.

4. Физминутка.

5. Игровой.

6. Подведение итогов.

Цель: способствовать развитию речи, мыслительных операций.

Задачи:

Образовательная:

• Формировать умение внимательно рассматривать картину.

• Совершенствовать умение составлять рассказ по картине, опираясь на план.

• Упражнять в отгадывании описательных загадок на заданную тему.

Развивающая:

• Упражнять в подборе слов, близких по значению, подбирать слова, обозначенные действия предметов.

• Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з],[ш]и[ж],[ч]и[щ],[л]и[р] и дифференцировать их на слух.

• Совершенствовать умение называть слова с заданным звуком в слове.

• Развивать память, мышление, наблюдательность.

Воспитательная:

• Вызвать интерес к домашним животным.

• Воспитывать уважение на занятии к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.

 

Апрель

ТемаПересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

Форма работы: занятие
   
Интеграция ОО«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально – Коммуникативное развитие»«Физическое развитие»

Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, за-гадка, беседа, вопросы.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Планируемые результаты: выражает свои эмоции при прочтении русской народной сказки«У страха глаза велики»; занимается словотворчеством, рассуждает, высказывает свою точку зрения.

ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук.

Материалы и оборудование: презентация к сказке «У страха глаза велики» с изображениями сказочных героев.

1. Организационный момент. Приветствие

2. чтение сказки

3. Просмотр слайд-шоу

4. Пересказ сказки

5. Завершающий этап

Цели: Учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений.

Программное содержание: вспомнить русские народные сказки; выяснить, есть ли у детей любимые народные сказки и какие именно; развивать речь, память, внимание, мышление; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики» и положительно оценить ее; обогащать словарный запас; проанализировать языковые богатства сказки, обратить внимание детей на необычность ее названия - поговорка, образные сравнения«ведра с огурчик» и «ведра с наперсток» и т. п. ; отработать интонационную выразительность речи.

Май

«В гостях у сказки»

Форма работы: занятие.

Чтение, рассказывание русских народных сказок.
?  Рассматривание иллюстраций к сказкам
?  Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
?  Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.
?  Заучивание загадок.

  • Участие  в интернет-конкурсе  «Моя любимая  сказка»

 Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон
Словарная работа: путешественник, присказка, беззащитный.

 

  1. Организационный момент. Приветствие
  2. Отгадывание слов
  3. Отгадай загадку
  4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА     -   «В темном лесу есть избушка»
  5. Пересказ сказки
  6. Завершающий этап

Цель занятия: развитие  речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям,  по названию, по набору игрушек. 
Задачи:

  • Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.
  • Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.
  • Закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги.
  • Продолжать учить детей  пересказывать по ролям  сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
  • Воспитывать умение понимать смысл пословиц

  1. Партнерство с родителями.

месяц

мероприятие

содержание

Сентябрь

 

Октябрь

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Форма работы: Папка-передвижка

Цель: дать представление о разнообразии русских народных сказок

Ноябрь

Декабрь

 

Январь

Консультация для родителей на тему:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Форма работы: консультация, беседа

Цель: педагогическое просвещение родителей о роли русской народной сказки в развитии связной речи детей.

Февраль

 

Март

Апрель

 

Май

 Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Цель: создание условий для совместного творчества детей и их родителей

3.         Организационный раздел

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к 4-5 годам. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развернутыми и связными.

Дети 5-6 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения в нутрии рассказа часто связанным лишь формально (словами: ещё, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательно из расположении, структурирование высказываний, в их языковом оформлении.

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать личность, мотивацию и способности детей  в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие  определенные направления развития и образования детей:

 Социально-коммуникативное развитие     

Познавательное развитие       

Речевое развитие            

Художественно-эстетическое развитие          

Физическое развитие.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

Ø  развивающие игры,  технические устройства и игрушки, модели;

Ø  предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;

Ø   большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

          

Ø  центр игры

Ø  центр двигательной деятельности

Ø  центр конструирования

Ø  центр музыкально театрализованной деятельности


Спокойный сектор:

 

Ø  центр книги

Ø  центр отдыха

Ø  центр природы

Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

Ø  центр познавательной и исследовательской деятельности

Ø  центр продуктивной и творческой деятельности

Ø  центр правильной речи и моторики.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов  - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это:  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Важно, чтобы  предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.  При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

3.2. Особенности традиционных событий

          Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетно- тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т.п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.) Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно – как «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День лесных обитателей». В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль, снаряжение, готовят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете и пр. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи. Во второй половине дня не более двух раз в неделю проводятся дополнительные занятия по выбору дошкольного учреждения: компьютерные игры, иностранный язык, ритмика и т.п. В это время планируются также тематические вечера досуга, занятия в кружках, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их


Методическое обеспечение.

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О.Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс,1998.
  2. «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова и др. ; под ред. О.С. Ушаковой. – М .: Изд-во «Институт психотерапии», 2001.
  1.  Смирнова О. Д. Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность. Метод рек. Мурманск. 2007.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  3. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред.О.С. Ушаковой. – М.. 1997
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.
  5. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...