Отчёт по самообразованию (презентация и доклад для семинара по развитию речи)
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Тихонова Надежда Викторовна

«Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_palch_igry.docx16.58 КБ
Файл palch.igry_.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Итак первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок. 

4 слайд

а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь) Эти  игры можно отнести к играм самомассажа, в которых мы используем массажные мячи, шишки, поролоновые губки.  

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; 
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 

б) игры с палочками,  где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: 
• выполнить узор после выкладывания его взрослым; 
• по образцу; 
• по уменьшенной схеме; 
• по словесной инструкции;  

слайд 5, 6, 7, 8

в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); 
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»; 
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется пинцетом, попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок разнообразных рисунков; 
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. 

• упражнения с поролоновыми губками(сжимание- разжимание), «Утята», «Бабочка», «Бантик», «Лягушка», «Резинка», «Колбаска», «Секрет» .

Слайд 9

•чудесный мешочек.

игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев. Выкладывание узоров, обрывание бумаги, «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; аппликация,  лепка.

Слайд 10

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением, которые  побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они  запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

Слайд 11

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции.

Слайд 12

 Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» и т.п.

Слайд 13

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр. А также, благодаря родителям, у нас есть вязаный пальчиковый театр, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки. Используем  куклы би-ба-бо покупные и сшитые родителями.

Слайд 14 Приобретен и сделан мною настольный театр, в который дети с удовольствием играют.

Следующий вид - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.  В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. А мы вам в свою очередь предлагаем  поиграть в игру «У жирафов».

Игра “У жирафов”

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

И еще много- много игр вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любую сказку, стихотворение.

Находясь в волшебном мире пальчиковых игр, я заметила, что детям он очень нравится. Замкнутые дети начинают раскрываться, а те, кто плакал, забывают про слезы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска» «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего возраста» Воспитатель: Тихонова Н.В.

Слайд 2

Актуальность: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Слайд 3

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи : 1)Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей; 2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры; 3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики; 4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Слайд 10

Тише, тише, не шумите Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать. Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

Слайд 11

Жук Я веселый Майский жук. Знаю все Сады вокруг, Над лужайками Кружу, А зовут меня Жу-жу ... (А. Береснев ) Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »

   Доклад – презентация к педагогическому совету на тему:   «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »Данный материал раскрывает понятия:1.воображение, ...

Презентация и доклад на тему "Методы развития речи"

Доклад к педагогическому совету,сопровождаюийся презентацией....

Отчёт по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста» в подготовительной группе

laquo;Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраст...

Презентация к семинару по развитию речи

презентация к семинару по  организации занятий по развитию речи в ДОО...

Отчёт по самообразованию "Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей 2-5 лет".

Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный...

Отчёт по самообразованию Тема «Использование театрализованной игры как средство развития и воспитание детей дошкольного возраста»

Отчет по самообразованию «Использование театрализованной  игры как средство развития и воспитание детей дошкольного возраста»Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в иг...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...