Презентация к семинару по развитию речи
презентация по развитию речи

презентация к семинару по  организации занятий по развитию речи в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo_rechevoe_razvitie_soderzhanie_razdela.pptx99.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОО «Речевое развитие», содержание раздела, структура НОД и совместной деятельности воспитателя с детьми Подготовила старший воспитатель Калинина Г.Н.

Слайд 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: учить владению речью как средством общения и культуры; обогащать активный словарь дошкольника; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество; формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте; развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; знакомить с книжной культурой, детской литературой, учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы .

Слайд 3

Направления ОО «Речевое развитие»: Развивающая речевая среда: оформленная зона речи; посредством речи взаимодействие друг с другом, общение. Формирование словаря: активизировать словарь детей; учить употреблять прилагательные, глаголы, предлоги; учить определять местоположение предмета (справа, слева, рядом…);учить употреблять обобщающие слова (мебель, фрукты…); употребление антонимов; многозначные слова. Звуковая культура речи: учить различать на слух все звуки родного языка; отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи: согласование слов в предложении. Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую речь; учить составлять описательные рассказы; учить пересказу, драматизировать . Обучение грамоте: дать представление о предложении, учить их составлять; учить делить слова на слоги, выделять последовательность звуков в словах; составлять слова из слогов (устно).

Слайд 4

Средства реализации ОО «Речевое развитие » общение взрослых и детей ; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр; занятия по другим разделам программы

Слайд 5

Методы реализации ОО «Речевое развитие» /по используемым средствам/ Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений ; заучивание наизусть; пересказ ; обобщающая беседа ; рассказывание без опоры на наглядный материал Практические : дидактические игры , игры-драматизации , инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры .

Слайд 6

Методы реализации ОО «Речевое развитие» /в зависимости от характера речевой деятельности/ Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов - метод наблюдения и его разновидности; - рассматривание картин; - чтение художественной литературы; - пересказ ; - заучивание наизусть; - игры-драматизации по содержанию литературных произведений; - дидактические игры. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения - обобщающая беседа; - рассказывание; - пересказ с перестройкой текста; - дидактические игры на развитие связной речи; - творческие задания.

Слайд 7

Приемы развития речи Словесные Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос Наглядные Показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению Игровые Игровое сюжетно-событийное развертывание Игровые проблемно-практические ситуации Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание Ролевые обучающие игры Дидактические игры

Слайд 8

Формы образовательной деятельности «Речевое развитие» НОД Режимные моменты Самостоятельнаядеятельность Взаимодействие с родителями Беседа после чтения; рассматривание; игровая ситуация; дидактическая игра; интегративная деятельность; чтение; беседа о прочитанном; игра-драматизация; показ настольного театра; разучивание стихотворений; театрализованная игра; режиссерская игра проектная деятельность; интегративная деятельность; решение проблемных ситуаций; разговор с детьми Ситуация общения в процессе режимных моментов; дидактическая игра; чтение (в том числе на прогулке); словесная игра на прогулке; наблюдение на прогулке; труд ; игра на прогулке; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; экскурсия; разговор с детьми; разучивание стихов, потешек ; сочинение загадок Сюжетно-ролевая игра; подвижная игра с текстом; игровое общение; все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками; хороводная игра с пением; игра-драматизация; чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; дидактическая игра Консультации ; мастер-класс ; информационные стенды

Слайд 9

Рекомендации к проведению НОД по речевому развитию. Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения . Следует также продумать структуру и ход НОД , подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Посмотреть соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Обучение должно иметь развивающий характер . Большое значение имеет интерес детей к НОД, которая поддерживает и развивает путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала Структура НОД должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.

Слайд 10

Структура НОД по речевому развитию вводная основная заключительная 1.связь с прошлым 2. цель задачи 3. мотивация решение главных задач Закрепление и обобщение: художественное слово, музыка, хороводные игры

Слайд 11

Структура занятий по развитию речи «Обучение пересказу художественного произведения» I часть 1.Вводная часть Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов: показ картины, сюрпризный момент, художественное слово, использование грамзаписи. 2.Основная часть 1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 2. Повторное чтение с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать». 3. Беседа по содержанию художественного произведения: - уточнить идейное содержание; - дать характеристику литературных героев; - обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.; - подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи) Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-5 дней. 4. Повторное или выборочное чтение с установкой: «Вслушайтесь, как я читаю» (при необходимости). 5. Пересказ детьми (3-5 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью. 3.Заключительная часть. Подводится итог I части занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех. II, III части - решение других задач по развитию речи.

Слайд 12

Структура занятия по рассматриванию картины 1.Вводная часть (картина закрыта) Цель : заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины. Приемы: художественное слово, сюрпризный момент, аудиозапись, вводная беседа. 2.Основная часть (картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями) Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивать словарь. Приемы: Вопросы : 1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать? 2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д.. 3 группа - на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи? 4 группа – вопросы из личного опыта детей Приемы словарной работы. Словесные упражнения. 3.Заключительная часть Цель : обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам. Приемы: обобщающий рассказ воспитателя; чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.

Слайд 13

Общие требования к организации работы с картиной При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Слайд 14

Структура занятия по рассматриванию предметов (формирование родовых понятий) 1.Вводная часть. Заинтересовать детей, используя сюрпризный момент, загадки. Внести предметы или их изображения. (3-4 видовых понятия, относящихся к одному роду.) Например, пароход, поезд, машина, самолет – транспорт. Кратко их рассмотреть. (Что это? Кто управляет? Для чего нужен?) 2.Основная часть. Здесь идет работа над родовым понятием. Воспитатель вместе с детьми сравнивает эти предметы между собой эти предметы по следующему плану: 1. Что разного у этих предметов (машин): внешний вид, строение, место передвижения, умения человека, который ей управляет. 2. Что общего : назначение – все, что случит для перевозки людей и грузов, называется транспорт (закрепление слова). 3.Заключительная часть. Воспитатель упражняет детей в классификации предметов, закрепляет знания, подводит итог.

Слайд 15

Структура занятия по ознакомлению с окружающим Экскурсия 1.Вводная часть (она вынесена за рамки экскурсии) Цель: заинтересовать детей, объяснить, куда пойдут, с какой целью, напомнить правила поведения. Приемы : художественное слово; показ предметов, фото, картин; вводная беседа; сюрпризный момент. 2.Основная часть (проводится на месте экскурсии) Цель: познакомить с предметами и объектами окружающего мира; развивать словарь. Начинается с самостоятельного рассматривания детьми (1-2 мин). Приемы: вопросы (от главного к второстепенному); приемы словарной работы; обследовательские действия; наблюдение за трудом людей; рассказ воспитателя или сотрудника учреждения; игровые приемы; художественное слово; уточнение воспитателя; дидактическая игра, подвижная игра. 3.Заключительная часть. Цель: подвести итог, сделать обобщение, дать оценку знаниям детей. Приемы: обобщающий рассказ воспитателя; отрывок из художественной литературы; пение; дидактическая игра; угощение детей . ( Закончить на эмоциональной ноте!)

Слайд 16

Развитие у детей связной речи . Структура итоговой беседы 1.Вводная часть (3-5 минут) Цель : оживить в памяти впечатления детей, используют приемы: вопросы-напоминания; загадки; показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины). Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор. 2.Основная часть (20-25 минут). Вся беседа разбивается на подтемы , после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения: вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др .); художественное слово; показ наглядного материала; приемы словарной работы; ИКТ. Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце. 3.Заключительная часть (2-3 минуты). Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы. Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями. Приемы: дидактическая игра; упражнение; рассказ воспитателя; чтение отрывка из художественного произведения.

Слайд 17

Этапы детского художественного творчества На первом этапе – накопление опыта. Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел , идут поиски художественных средств. На третьем этапе появляется новая продукция – рассказ.

Слайд 18

Приемы обучения творческому рассказыванию: В старшей группе: - рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам; - придумывание с детьми продолжение авторского текста. В подготовительной группе: - придумывание продолжения и завершение рассказа; - вспомогательные вопросы; - план в виде вопросов; - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом; - придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему, придумывание сказки, - описание природы.

Слайд 19

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.) Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций) Соблюдение структуры занятия : Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа) Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию для детей, решение которой они будут находить в течение всего мероприятия. В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства : наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации. После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка . Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно») На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов . Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.). Также необходимо подвести итог всего занятия : дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия)

Слайд 20

Хороших начинаний, коллеги, в работе по развитию речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару-практикуму "Формирование речи-сложный процесс"

Презентация к семинару-практикуму "Формирование речи-сложный процесс"...

Семинар-практикум "Развитие речи и речевого общения дошкольников"

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений с родителями дошкольников, способствующих гармоничному развитию личности ребенка. Повышение уровня педагогической культуры родителей....

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники" Краткое описание новой тенологии "Мнемотехника". Здесь можно найти ответ , почему мнемонические приемы пол...

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...

Отчёт по самообразованию (презентация и доклад для семинара по развитию речи)

laquo;Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего возраста»...