Отчёт по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста» в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Домникова Ирина Вадимовна

«Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самообразование воспитателя68.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

            ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

               УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ  

                   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 222  

                                     ГБОУ СОШ № 222

                                          ( СП д 14 )

                       Отчёт по самообразованию

     по теме: «Проектная деятельность как способ

   развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста»  

                         в подготовительной группе № 2 за 2013 – 2014 учебный год

                                                                           

                                                                        Воспитателя высшей

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Домниковой  Ирины Вадимовны.

                                 

                                        Москва 2014 год.

Актуальность выбора темы:

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столько обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Проектная деятельность ориентирована на развитие художественно-творческих и речевых способностей детей  в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка. Проекты направлены на реализацию таких развивающие функций продуктивной деятельности как: активизация планирующей функции речи, совершенствование ручной моторики, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности,

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель проекта: развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста  через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

Задачи проекта:

1)Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

Разработать перспективное тематическое планирование по развитию творческих способностей детей  посредством изобразительной деятельности.

Разработать циклы игр-занятий по развитию творческих способностей детей, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изоб­разительной деятельности: лепка, аппликация, рисова­ние, а также включались разнообразные материалы, нетрадици­онные техники.

Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

Создать условия для развития художественно-творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей через изобразительную деятельность;

Обогатить игровую среду современным дидактическим материалом.

2) Совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:

экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

развивать художественный вкус

3) Совершенствовать уровень поисковой и экспериментальной деятельности, творческой инициативы: самостоятельный поиск нужного решения;

умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

умение выбирать материал и способ действия при создании художественного образа;

поддерживать инициативу и самостоятельность;

4) Активизировать речь и речевое общение:

развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе художественно-творческой деятельности;

поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе творчества;

развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;

5) Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений;

6) Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.

 В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, возможно, улучшаться качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы, а также повыситься уровень речевого развития.

Критерии:

умение детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов и способов действия для создания образа, пользоваться различными инструментами и оборудованием;

умение детей использовать возможности и свойства различных изобразительных материалов для создания образа;

умение детей использовать различные нетрадиционные техники и технологии;

умение детей поддерживать целеустремленность, творческую инициативу, самостоятельность;

коммуникативные навыки, толерантность, партнерские отношения.

Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами).

 

Работа с детьми

Задачи:

Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Совершенствование у детей технических навыков в изобразительной деятельности.

Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.

Формы организации детской деятельности:

а) традиционные (игры-занятия, развлечения, самостоятельная, совместнаяи художественно-творческая и речевая деятельность);

б) нетрадиционные (детско-взрослые проекты)

Методические приемы:

а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, выпуск фотоколлажей и др.;

б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций;

г) чтение художественной литературы, заучивание.

Работа с родителями

Задачи:

Поиск путей развития и сотрудничества.

Повышение уровня самообразования:

взаимообогащение и нахождение общих интересов;

повышение творческого потенциала.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Подготовка консультативного материала для родителей.

Оформление ширм-фотоколлажей с привлечением родителей.

Участие родителей в оформлении группового помещения.

Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

для педагога:

повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

удовлетворенность работой;

систематизация и повышение качества работы с детьми речевой группы по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды продуктивной деятельности.

для детей:

развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;

способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);

приобщение к миру искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;

развитие «чувства инициативы»;

умение работать в группе активно, сообща;

умение самостоятельно искать нужное решение;

умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;

способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

навыки коммуникативного общения;

обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

для родителей:

осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

бережное отношение к продуктам детского творчества;

партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Заключение

В результате реализации проектов у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей до возрастных норм, заложенных в базисную программу. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Продукты проектной деятельности:

панно-коллаж «Аленькие цветочки»;

творческие мини-выставки: «Осеннее лукошко», «Зимушка хрустальная», «Новогодняя сказка», «Плакала Снегурочка, зиму провожая», «От кареты до ракеты», «Любимые игрушки», «Кто где живёт?», «Весна стучится в окна», «В подводном царстве Русалочки», «Путешествие к звёздам» и др.;

творческая выставка «Твори, выдумывай, пробуй!»

литературно-музыкальные и поэтические вечера: «Осенняя мозаика», «Зимушка хрустальная», «Весеннее настроение».

Темы проектов:

«Весна идёт, весне дорогу!»( познавательный, творческий)

Формирование представлений о весне, сезонных изменениях в природе;

       Воспитание бережного отношения к пробуждению природы через организацию разных видов деятельности: познавательной
(наблюдение, исследовательская,  художественное слово), игровой, продуктивной (творческая работа)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности;

 Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

 Развивать продуктивную деятельность детей, развивать творческие способности;  

 

Проект: «Кто сказал, что осень грустная пора?»

Дети в недостаточной степени умеют обобщать и систематизировать

 характерные признаки осени. Не устанавливают связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, птиц, зверей. Участие

детей в проекте позволит максимально познакомить с природными особенностями осенних месяцев; развить умение исследовать объекты живой и неживой природы; устанавливать взаимосвязи,  делать выводы.

Цель: Создать условия для развития  познавательных и творческих способностей детей, способствовать систематизации  и углублению представлений детей об осени.

Развивать связную речь при составлении рассказа

 по картинке, на заданную тему; совершенствовать

 диалогическую и монологическую речь, умение

задавать вопросы и

 отвечать полным предложением.

 Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности. Закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой, в рисовании, лепке, аппликации, в  конструировании из природного материала. Вечер загадок «Секреты Осени»

Рассказывание о времени года по сюжетным

картинкам. Чтение стихов об осени, составление рассказов. Интеграция образовательных областей.

По окончании проекта дети знают и называют характерные признаки осени;

знают и называют осенние месяцы; владеют обобщающими понятиями;

Составляют описательные рассказы об осени с использованием опорной схемы; умеют с помощью природно-бросового

 материала совместно с родителями находить оригинальные решения в

создании необычных поделок.

Проект «Да, здравствует театр!!!»( информационно творческий)

      В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Введение познания театрального вида искусства в детском саду способно эффективно повлиять на воспитательно – образовательный процесс. Сплочение коллектива группы, расширение культурного диапазона воспитанников и, повышение

культуры поведения – всё это, возможно, осуществлять через театральное творчество.  Особое значение театральное творчество приобретает в детском саду. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры. Ребёнок накапливает и развивает эмоциональный, интеллектуальный, нравственный социальный и трудовой опыт.  Поддерживая стремления детей к творчеству, проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий.  Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребёнку продвинуться вперёд и обеспечить выход каждого на более высокий уровень. Проект «Да, здравствует театр!» предоставил возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

 Проходила под девизом «Что такое театр?» Мы углубляли знания детей о театре, как виде искусства, познакомили с историей создания театра, закрепляли знания детей о разных видах театра. Проводили беседы с детьми « Театры и музеи Москвы», «Профессия актёр», «Театры бывают разные», «Что такое театр?». Рассматривали иллюстрации в центре книги. В свободное от занятия время  дети осуществляли игровую деятельность с элементами театрализованной деятельности. Во время ручного труда дети  изготавливали конусовой театр, маски шапочки. Разучивали народные песни, игры с элементами драматизации. С детьми  проводили дидактические и развивающие игры »По следам сказок»

Подбирали художественную литературу, театрализованные игры, изготавливали атрибуты, распределяли  роли к постановки сказки; дети посетили театр с родителями.

В игровой форме исследовали с детьми мимические изображения на проявление разных эмоций.

В своей деятельности использовали интеграцию образовательных областей.

 Создали конусовой театр «Лесная сказка». На занятиях по художественному творчеству рисовали театр на ладошке »Моя любимая сказка», теневой театр по сказке «Гуси лебеди»

Провели Вечер загадок. «По следам сказок»

Дети обыгрывали разные виды театра с помощью импровизации.

Постановка кукольного спектакля по мотивам сказки

«Кот , Петух и Лиса»

Инсценирование музыкальной сказки на новый лад «Теремок»

Посещение театра совместно с родителями.

Интегративные занятия - Образовательные области:

«Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

        

Виды детской деятельности:

1.        художественное творчество,

2.        коммуникативная,

3.        игровая,

4.        двигательная,

5.        чтение художественной литературы.

Результат:

У детей появился познавательный интерес к исследовательской

 деятельности; появилась  творческая активность, сплочённость в коллективе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ

В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...

Проектная деятельность как способ развития художественно-творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи

Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основ...

Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

—Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является  проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сот...

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинае...

Проектная деятельность. "Птицы средней полосы России". Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста "Синичкин календарь".

Проектная деятельность. "Птицы средней полосы России". Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста "Синичкин календарь"....

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....