ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
консультация по развитию речи

Жданова Наталья Викторовна

Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении мозговых структур, т.е. наиболее часто имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Среди характерных нервно-психических нарушений наибольшее значение имеют гипертензионный и церебрастенический синдромы. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими порезами, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_povysheniya_effektivnosti.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении мозговых структур, т.е. наиболее часто имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Среди характерных нервно-психических нарушений наибольшее значение имеют гипертензионный и церебрастенический синдромы. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими порезами, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей этой группы выявляет у многих из них характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения активной памяти, внимания, гиперактивное поведение.

В таких случаях логопедическая помощь окажется эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различными физиопроцедурами, стимулирующими созревание ЦНС. Дополнительно к известным и традиционным методам работы логопеда я предлагаю применять нетрадиционные воздействия и методы, которые помогут добиться большей эффективности в работе. Некоторые методы уже апробированы и используются в работе с детьми, страдающими ДЦП, ЗПР, со слепыми, слабовидящими и нормально развивающимися детьми.

Исследования М.Н.Кольцовой, Л.В.Фоминой, О.С.Бот, Л.А.Новиковой показали, что чем раньше начата тренировка мелкой моторики, тем быстрее идет развитие речи. И.А.Вартанян, Л.А.Попова, Е.М.Цирюльников, Л.Н.Савинкова считают, что чувствительность кожи пальцев рук связана с чувствительностью оральной области.

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Если работать над развитием мелкой моторики пальцев рук, то можно стимулировать тем самым созревание речевой зоны коры головного мозга. Раздражая кожные покровы пальцев руки, активизируя мышечную мускулатуру кисти, мы можем повысить чувствительность оральной области. Мы использовали в своей работе систему различных упражнений: пальчиковую гимнастику, самомассаж с различными тренажерами, гидропроцедуры, искусственную локальную гипертермию, рекомендованные для профилактики различных заболеваний детей с нормальным развитием следующими авторами: В.Т.Олиференко, В.Т.Спировой, С.С.Волковой, Т.И.Осокиной, В.А.Чунтовой.

Вся работа осуществляется логопедом с участием других специалистов: физиотерапевта, медсестры по массажу, воспитателей, - и проводится под контролем врача. Процедуры строго дозированы, проводятся в течение учебного года. Работа включает следующие направления:

1.       Пальчиковая гимнастика и артикуляционные упражнения (проводятся ежедневно, 3-4 раза).

2.       Криотерапия (игры со льдом - десять процедур через 1-2 дня в течение месяца).

3.       Работа в тетрадях и с предметами (штриховка, обводка, шнуровка, застегивание и растегивание пуговиц, кнопок, плетение косичек - 2 месяца)

4.       Контрастотерапия (использование контрастных ванн для кистей рук – 10 процедур 3 недели через день по 5 минут)

5.       Работа с наждачной бумагой (2 недели каждый день по 5 минут)

6.       Работа с тестом (мукосолька – 2 недели каждый день по пять минут)

7.       Работа иппликатором Кузнецова или с логопедической щеткой “ежик” (2 недели каждый день 3-5 минут)

8.       Самомассаж рук и “пальчиковый бассейн” (2 недели каждый день по 5 минут)

9.       Самомассаж и “разноцветные прищепки” (2 недели от 3-5 минут до 7-10 минут; 1-3 дня – большой палец, 4-6 дней – большой и указательный пальцы; 7-9 дней – большой, указательный, средний пальцы).

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме. В этот период проводится ИЛГ для детей со спастическими проявлениями в артикуляционном аппарате. Затем возвращаемся к криотерапии, т.к. перерыв между процедурами криотерапии и контрастотерапии должен быть не менее 2,5-3 месяцев.

Таким образом, нетрадиционные методы в работе логопеда способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают функциональную базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

Прослеживается позитивная динамика произносительной стороны речи, возрастает сила голоса, продолжительность непрерывного произношения (увеличивается длина фразы на одном выдохе). Быстрее устраняются искажения в произношении звуков. В группе снизилась заболеваемость детей. Все эти методы просты в использовании, не требуют использования дорогостоящего оборудования, аппаратуры, практически не имеют противопоказаний. Применение этих методов позволяет значительно повысить эффективность логопедических занятий в условиях специализированного детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооборазование " Методические приемы и формы работы с детьми с ОНР по формированию связной речи"

Дипломная работа по окончанию курсов повышения квалификации "Современные технологии предупреждения и преодоления речевых расстройств". В работе представлена теоретическая часть по развитию связной реч...

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Долженко Д.В. МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова В н...

«Использование игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»

Опыт работы по использованию игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе   с детьми  общим недоразвитием речи»...

использование приемов мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи

Развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи...

Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми по развитию речи"

Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми по развитию речи"....

Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личност...