Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по речевому развитию "Весна. Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте. Тема «Весна и перелётные птицы».

Задачи:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Закреплять умение составлять предложения и схему предложения.

4. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

5.  развивать речь детей;

6. Закреплять знания о весне и перелётных птицах.

Демонстрационный материал: персонаж Ворона, картина весны на фланелёграфе, презентация, мнемосхемы.

Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие, зеленые); полоски-схемы для составления предложения. Раскраска птиц

Организация детей: в кругу, за столами, перед манитором;

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания, заучивание стихов, чистоговорок, составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура:

1. Организационный момент –2мин

2. Сообщение темы занятия-1 мин

3. Артикуляционная гимнастика (1 задание) -1мин

4. задание (Загадка о Весне.)3 мин

5. ФИЗМИНУТКА – Весна 1-2 мин

6. задание ( загадка о кукушке)-2-3 мин

7. задание (загадка о ласточке)-описательный рассказ 2 человека и хоровые ответы.-3мин

8. таблички по охране птиц, -1-2 мин

9. Задание Разбор слова Грач. «Подели слова на слоги и определи их количество» 6-мин.(

10. Итог занятия. 1 мин.(25 мин)

Ход занятия.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети входят в группу под негромкую музыку.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем но по особенному, стихами:

Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном крaю.
Всех я вaс приветствую!

(Дети встают в круг).

К нам пришли. Сегодня, гости. Покажем, что мы умеем и знаем, а прежде вспомним правило, которое помогает нам говорить.

Все дети хором:

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо,

Плавно громко говорим

И, конечно, не спешим.

2. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

-Ребята, сегодня в садик пришло письмо от Ворона Метра.  В письме он жалуется на зиму, которая не хочет уступать свои права весне. Она спрятала весну. В лесу стало холодно. Птицы попрятались. Ворон просит помощи у вас. Верните птиц, а то мне даже не с кем поговорить.  Ребята, поможем освободить весну?

-Я предлагаю нам всем отправиться к мудрому ворону. А где же Ворон Метр? (На столе лежит письмо).

-Ребята, меня срочно вызвали на лесной совет. Все задания я оставил вам в волшебной книге. Книга открывается задания выполняются. (ворон).

( На экране слайд книга.)

Садятся на стульчики. Перед экраном.

Воспитатель: первое задание. Мы с вами будем много разговаривать, и нам нужно размять наш язычок.

1. Артикуляционная гимнастика.

Сказка «ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА»

1.        Жил был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3–4 раза.

2.        Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6–8 раз.

3.        После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4–5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

II. Основная часть

Открываем первое задание.

2. Задание «Отгадай загадку и опиши» (на слайдах картинки весны)

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня … Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.

Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.

3. Физкультминутка «Весна»

Дети повторяют вместе с воспитателем.

Вот и кончилась зима (топают)

Постучалась к нам весна (хлопают)

Солнца яркие лучи (руки вверх)

Превратят снега в ручьи.

Птицы станут щебетать (машут руками как крыльями)

Реки толстый лед ломать (поворот влево, вправо)

4. Задание (отгадать загадку)
Кто на елке на суку счет ведет: «ку-ку…ку-ку»?

Ответы детей: кукушка

Как подаёт голос? кукует

Строит ли гнёзда? Не строит, яйца несет на земле и подбрасывает в другие гнёзда.

Перелётная или нет? Да, зимует на юге.

Стих: тихо громко. Про кукушку.

Высоко на суку сидит кукушка, и поет свое ку-ку. развитие тембра голоса.)

.

5.задание.(загадка)

Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста
Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину.

Описательный рассказ по схеме..

1) Кто это, величина (Это ласточка, она маленькая)
2) Внешний вид (У ласточки черная спинка, грудка белая; у нее короткий клюв, крылья длинные, хвост раздвоен и похож на рогатку)

3) Чем покрыто тело? (тело покрыто перьями)

4) Голос (Ласточка щебечет)
5) Чем питается (Ласточка – «воздушная» птичка, она питается насекомыми в воздухе, даже пьет на лету)

6) Как передвигается? (Она умеет только летать)

7) Жилище (Ласточки вьют гнёзда под крышами домов) 
8) Как выращивает птенцов. (Ласточка вьет гнездо высоко на деревьях или в горах. Ласточка откладывает 4 – 6 яиц и по очереди с самцом высиживают кладку в течение 15 дней)

9) Какая это птица. Где зимует? (Ласточка зимует на юге, она перелетная птица)

6.Воспитатель:  Давайте  посмотрим на таблички по охране птиц, расскажем о том, что нельзя делать и почему.

(Дети п составляют из картинок-символов (фразы).

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

      Самая первая птица

А сейчас мы пройдём за столы и выполним ещё одно задание.

Пальчиковая зарядка ( птенчики, птичка,)-концентрация внимания.

Дети садятся за стол, для того чтобы сканцентрировать внимание и настроить на продолжение работы.

П Т И Ч К А  П Ь Ё Т  В О Д И Ч К У
П Т И Ч К А П Ь Ё Т В О Д И Ч К У
Исходное положение. Пальцы сложить «щепотью» — это «клюв».
Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее — имитировать движение птицы: захватить «воду», поднять «голову» пощёлкать «клювом».
Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.

П Т Е Н Ч И К И В Г Н Е З Д Е
Пальцы правой руки собрать в «щепоть» —
это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить
пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать
положение рук.
Вот птенцы, а вот — гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.

П Т И Ч К А Л Е Т И Т
(усложнённый вариант)
Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими.
Птички летели,
(помахать «крыльями»)
Сели — посидели,
(прижать ладони к груди)
Дальше полетели.

7. Разбор слова по составу.(на экране, звуковые человечки, обьяснить чем они отличаются).

Слово Грач-4 звука,1 гласный-красный,2 согласных твёрдых(синий-сердитых),1 согласный мягкий (зелёный-добрый,ч-правило всегда мягкий.) С какой стороны выкладываем квадратики( одежду звуковых человечков)

Выложить схему из квадратиков. Объяснение на звуковой птичке. Птичка первый звук взяла в клювик-проговариваем г,г.г, второй проглотила РРРР, третий в животике поём АААА( круглый ротик), и последний на хвостике Ч.(добрый). Прохлопаем слоги, «правило сколько гласных столько и слогов.»

Предложение1 ребёнка к доске. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце точка. Выложить схему.

Страница итоговая.

Вопросы:

• О чём  мы сегодня узнали сегодня? Что было самым трудным, что больше всего понравилось?

-Ребята, славно мы с вами потрудились, выполнили все задания Ворона. Надеюсь, мы помогли весне победить зиму.

Спасибо вам за работу. Мне было приятно с вами общаться. А вам? С каким

настроением вы уходите с занятия и почему?

 Все так дружно вы играли

 Здорово мне помогали

 И хоть жалко расставаться

 Но пришла пора прощаться.

-Ребята, чтобы на нас не обиделась зима скажем ей, что- нибудь хорошее, приятное.

(Дети вспоминают, что было хорошего зимой: санки, снег, лыжи, горка, ледяная дорожка, снеговик). Попрощаемся с зимой.

-Ребята, мудрый ворон приготовил  вам сюрприз: вот какие необычные птицы.

. Но на них нужно дорисовать части тела, которых не хватает у птиц.

 Смотри от солнечного света

 Так выгорела птица эта!

 Дружок, бедняжку пожалей

 Раскрась-ка ты её скорей!

Можно заменить на эти игры!

Дидактическая игра

«Кто у кого?»

Отвечать готов? Называй птенцов.

 -У скворца- скворчата.

 -У воробья- воробьята.

 -У вороны- воронята.

 -У галки- галчата.

 -У совы- совята.

 -У грача- грачата.

 -У голубя- голубята.

• Назови всю семью скворца.

Папа - скворец, мама - скворчиха, птенчик - скворчонок.

Пословица о птицах.

Пословица недаром молвится.

-Ребята, я начну пословицу, а вы её должны закончить.

• Плоха та птица, которая (своё гнездо марает).

• Слово не воробей (вылетит, не пйомаешь).

• Лучше синица в руках, чем (журавль в небе).

Страница шестая.

Конкурс «Трындычиха»

 (скороговорки).

Кукушка кукушонку

Сшила капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

(Сначала проговаривается в медленном темпе, а затем- в быстром).

2. С целью активизации глагольного словаря ребенка, поиграйте с ним в игру 
«Как птица подает голос»:
Ласточка – щебечет
Грач кричит «гра»
Соловей – заливается
Кукушка - кукует
Журавль – курлычет
Жаворонок – звенит
3. Поиграем в игру «Один – много». Закрепляем умение образовывать существительные множественного числа.
ласточка – ласточки 
жаворонок – жаворонки 
кукушка – кукушки 
журавль – журавли 
грач – грачи
стриж - стрижи
соловей - соловьи
аист - аисты
цапля - цапли
утка - утки 
скворец - скворцы 

Педагог: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Педагог: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Становится холодно и нечем питаться.

Педагог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Педагог: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Педагог: – Давайте вспомним, как называют птенцов.

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...