Мастер-класс
консультация (старшая группа)

Горская Светлана Николаевна

Мастер-класс для родителей

На тему: "Учите детей говорить правильно"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

На тему: "Учите детей говорить правильно"

Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.

Задачи:

1.  Обучить родителей приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, элементам дыхательной гимнастики.

2.Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей.

Оборудование и материалы:

- Оборудование для практического показа (трубочки для коктейля, стаканы с водой, горох, макаронные изделия, нитки, зеркала)

- выставка игр по развитию моторики и мелкой моторики (разнообразные виды шнуровок, прищепки, счетные палочки и схемы к ним, мозаика, кубики, конструкторы, разрезные картинки, трафареты);

- памятки и рекомендации для родителей (по выполнению и проведению дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик);

 - мультимедиа для практического показа дыхательных упражнений, артикуляционных упражнений.

Ход мероприятия

Логопед. Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи. Вы увидите, как надо применять их в повседневной работе с детьми и как можно использовать данные рекомендации для занятий дома.

1.Пальчиковая гимнастика

Логопед. Послушайте «Сказку про пальцы». (Рассказывает, поочередно разгибая пальцы.)

Жили братья, не тужили,

Но однажды приуныли.

Стали думать и гадать,

Как же имена всем дать?

- Я хоть ростом невелик,

Но веселый озорник.

Все стоите вы за мной.

Буду зваться я Большой.

- Я указывать люблю

На цветы и на Луну,

Очень я внимательный,

Палец Указательный.

- Я стою посередине,

Буду зваться я отныне

Средний палец-удалец.

Вот такой я молодец!

- Меньше всех я братьев ростом.

Ох, как маленьким

непросто!

Но меня легко узнать,

Пусть Мизинцем будут звать.

Брат один, как ни гадал,

Имя так себе не дал.

Но его не обижают,

Безымянным называют!

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

А сейчас я хочу предложить вам упражнения которые можно использовать для развития у детей рунной умелости дома:

- разминать пальцами пластилин;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

- выполнять пальчиковые игры и упражнения; рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем; вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

- играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;

- штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны. Какие игры и пособия можно приобрести для развития мелкой моторики вы можете ознакомится на представленной выставке.

Уже к четырем годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, все это можно интересно и с пользой обыграть. Например, скажите ребенку: «У Мити был День рождения. Ему подарили много игрушек. А какие игрушки, ты узнаешь, если сумеешь отгадать загадки».

Логопед предлагает родителям отгадать загадки, а ниточкой нарисовать   отгадку.

1.Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет (мяч)

2.Возьми за палочку,  дружок,

И подними вот так (флажок)

3.Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел,  я побежал. (шарик)

2. Развитие артикуляционного аппарата.

Чтобы произносить все звуки – надо укрепить мышцы языка, губ, челюсти. А для этого можно делать артикуляционную гимнастику. Все это делается в игровой форме, чтобы не утомить ребенка.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

2. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.

3.Не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз.

4.Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность органов артикуляции.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнить движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься  кверху»)

         А теперь давайте возьмем зеркала и выполним упражнение вместе со мной.

«Лягушки». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

«Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и  «прыгал» только язык.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 – 10 раз.

Тик – так, тик – так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

  1. Развитие речевого дыхания.

От развитости речевого дыхания зависит непрерывность речи, её плавность. От силы воздушной струи зависит: получатся некоторые звуки или нет.  Чем лучше развито речевое дыхание, тем лучше и красивее звучит голос ребенка. 

Приведем примеры игр, в которые вы можете поиграть с ребенком:

«Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите «капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф» — непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?

Купите игрушку-вертушку и как можно чаще дуйте на нее. Научите малыша правильно дуть: делайте глубокий вдох и выдох, складывая губы трубочкой. Не надувайте щеки при выдохе!

Можно использовать разнообразные музыкальные дудочки, вертушки, смешные язычки, как у клоуна, мыльные пузыри и т.д.

4. Развитие фонематического слуха.

Это предполагает – умение различать неречевые звуки; различать речевые звуки. Уметь подбирать слоги, слова с заданным звуком.

Уметь определять позицию звука в слове, порядок звуков в слове;

Уметь различать звонкие и глухие, твердые и мягкие.                                         Можно предложить поиграть с ребенком в следующие игры:

«Радист». Ребенок – радист.  Ему нужно срочно принять и отправить сообщение. Вы будете хлопать в ладоши, а ребенок должен так же повторить за вами, только отстучав это карандашом по стулу.  Для выполнения этого задания ребенок должен внимательно прослушать, сколько раз вы стукнули, чтобы потом повторить. Это очень хорошо развивает слуховое внимание.  Дальше можно передать сообщение, состоящее из слогов, например, са – са. Ребенок так же должен повторить. Далее передаем: са – са – са - са  и  са – сы – со - су.  Все это отрабатывается постепенно от 2 до 4 слогов сначала одинаковых, потом разных.

«Поймай звук». В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: «Поймай звук «м». Ребенок отвечает – машина. Поймай звук «с». Ребенок придумывает – сова и т. д.  А потом поиграем: «Кто больше придумает слов со звуком, например, «к» - и по очереди говорим: кот, конь, канарейка и т.д. Играем со звуками, которые ребенок хорошо говорит.   А следующий этап - ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале слова, середине или в конце слова.

«Шутки - минутки".Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

За окошком зимний сад,

Там листочки в (бочках) спят.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин (том).

Мальчишек радостный народ                         

Коньками звучно режет ( мёд).         

Кит из блюдца ест сметану.

(Кот) плывет по океану,

Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается правильно.  И обратите его внимание на те звуки, которые он говорит неверно, покажите, как вы говорите.

Пожелания:

  1. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Не ругайте, а помогайте. Он ни в чем не виноват.
  2. Играйте в звуковые кубики, детское лото или домино с изображением животных, овощей, предметов быта, одежды.
  3. Больше читайте и пойте, делайте массаж пальчиков и кистей, занимайтесь пальчиковыми играми, развивайте мелкую моторику.
  4. Приучайте ребенка самостоятельно следить за своей речью, слышать самого себя.

Итог: Уважаемые родители, я надеюсь, что полученные на сегодняшней встрече знания будут применяться в работе с детьми и дадут хорошие результаты. Успехов вам. Спасибо за внимание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...