Конспект НОД по развитию речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Савченко Татьяна Рихердовна

Тема: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».

Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/open?id=1XXG2Stg9WweyYfwD...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_kuvshin.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи дошкольников

с использованием здоровьесберегающих, игровых, мнемотаблиц, ИКТ-технологий

(старшая группа)

Тема: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».

Задачи: 

  • Совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу. 
  • Организовать процесс для активизации и обогащения словарного запаса детей.
  • Организовать процесс для умения произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
  • Создать условия для развития мышления, творческого воображения, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи. 
  • Создать условия для воспитания аккуратности при работе с пластилином.

Методические приемы:

  • Наглядный – демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций к сказке. 
  • Словесный - беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа. 
  • Игровой – игра «Угадай сказку», сюрпризный момент, помощь сказочному герою. 
  • Практический – пластилинография «Кувшин».

Словарная работа:

«Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля. 
«подобралась» - тихо подбежала;
«вылакала» - выпила;
«кувшин не отстает» - не отпускает. 
Предварительная работа: Чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Живые слова», «Доскажи словечко», «Угадай героя», «Назови правильно» и др. 
Материал и оборудование: Книга сказок, сундучок, конверт с запиской, иллюстрации к сказкам, презентация Power Point, проектор, мнемотаблица, кукла, заготовки кувшинов на каждого ребенка, пластилин, мольберт. 

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
А оно нам сегодня пригодится. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес. 

Беседа с детьми.

Воспитатель: - Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю сундук) – это же волшебный сундук, а в нем книга и записка:
Уважаемые читатели! 
Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному. 
Чтобы сказку прочитать, 
Её название сначала придется угадать! 
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:
Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Хвост пушистый – краса, 
А зовут ее … (лиса) 

(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей)

– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое, 
Круглые бока. 
Нужен нам для молока. 
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин) 

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину ее делали из глины и хранили там молоко или квас. Из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина)

Воспитатель: - перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин») 
Воспитатель: - Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?

Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др. 
Воспитатель: - Молодцы, много знаете сказок о лисе. 
Вопросы детям:
1. «Как в сказках называют лису ласково? » (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна) 
2. А какой лису в сказках изображает автор? (Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой) 
3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок? (Нельзя) 
4. А почему? (лисенок – это детеныш) 
Воспитатель: - Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню

(Словарная работа)

Чтение сказки

Воспитатель: - Понравилась вам сказка? Беседа по содержанию

Вопросы к тексту:

  • О ком была эта сказка? 
    С чего сказка началась? 
    Что случилось с лисой? 
    Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? 
    Какие слова она говорила? 
    Кувшин ответил лисе? 
    Почему он не ответил? 
    Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом? 
    Какие слова она говорила? 
    Чем заканчивается сказка?
     

Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась, 
Лапкой вправо потянулась, 
Лапкой влево потянулась, 
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала, 
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока. 
Вот какая красота! 
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко. 
Ну, красавица – Лиса! 
До чего же хороша! 

Повторное чтение с установкой на запоминание. 
Пересказ.
 

Воспитатель: - А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека). Пересказ с помощью мнемотаблицы. 
Молодцы. Давайте мы с вами поиграем.

Игра «Угадай сказку»

(Работа со слайдами)

Воспитатель: - Слышите, кто - то плачет, а это бабушка из сказки. (Кукла) Дети, почему она плачет? Давайте мы с вами подарим бабушке кувшин. У вас на столах заготовки кувшина, давайте его украсим в технике «пластилинография», чтобы он был красивым. 

Пластилинография «Кувшин».

Под музыку. 

Воспитатель-бабушка: - Молодцы, мне очень понравились ваши кувшины. Расскажите бабушке, чем вы занимались сегодня. 
Воспитатель: 
- С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин») 
- Кто главные герои сказки? (Баба и лиса) 
- Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная) 
- Чему нас научила эта сказка? (Жадность до добра не доведет) 
Воспитатель: - На этом наше путешествие в сказочную страну закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить, а дома родителям рассказать о нашем путешествии.

Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.

Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....

Конспекты занятий по развитию речи дошкольника

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Осуществляется при разных видах деятельности.Одна из основных целей при формировании речи, подготовки к...

Конспект занятия по развитию речи дошкольников 5-6 лет "Звук -ш- или поиграем с Мишкой"

Образовательная область "Речевое развитие". Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Звук -ш- или поиграем с Мишкой"...

Конспект занятия по развитию речи дошкольников

Разработка занятия по развитию речи дошкольников с использованием сказочных героев....

Я и моё тело. Конспект НОД по развитию речи дошкольников

Занятие содействует систематизации знаний детей о частях тела человека, упражнению детей в умении употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать существительные с чис...