Осень в нашем поселке
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Осень в нашем поселке
Цель:
уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- активизировать словарь по темам «Осень в нашем поселке»
- развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.
- закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
- Совершенствовать навыки пересказа небольших рассказов;
- воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;
- воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе.
Ход занятия:
I. Организационная часть:
Логопед выставляет картинки с изображением осеннего пейзажа поселка, читает стихотворение:
Здравствуй, осень!
Ты приносишь
Листьев шорох,
Шум дождей,
Трав увядших грустный ворох,
В роще россыпи груздей,
Крик прощальный журавлей,
Грозди красные калины,
Грусть пустующих полей.
Слушай. Осень, оставайся!
Не прощайся! Задержись!
В золотом венке из листьев
Над землею покружись.
Н. Нищева.
Дети вместе с логопедом рассматривают картинки.
- Посмотрите ребята, что это такое? Может кто-то из вас здесь был?
- А вы заметили, как изменился наш поселок? Что произошло?
- А что еще вы знаете об осени?
II. Основная часть:
- Ребята я предлагаю вам вместе со мной провести расследование и узнать. что нас ждет осенью.
Логопед включает мелодию – звуки леса, а затем предлагает ребятам поиграть в игру «Послушай – отгадай»
Как шуршат осенние листочки?
(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги). Ребята угадывают, какой листочек шуршит.
- Ребята посмотрите, что это такое, как вы думаете? (На столе лежат картинки с признаками осени).
-Я предлагаю вам выбрать себе по картинке и рассказать, что там изображено.
(Подбор прилагательных к существительным)
- Отлично! Теперь мы знаем признаки осени.
- Предлагаю немного отдохнуть, послушать осеннюю Сказку о веселом Язычке. (Ребята повторяют упражнения за логопедом)
Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно"),
посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики"),
посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели"),
услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер"),
испугался и спрятался ("Прятки"),
потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),
он пошёл дальше и увидел кудрявую капусту (удивиться), рядом рос лук (нахмуриться).
Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)
Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик),
Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки"),
потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.
- Посмотрите, что это такое? (на столе лежат тематические картинки для игры «Посчитайка»)
- Что мы с вами можем сделать? Давайте посчитаем? (Считают осенние деревья, лесные ягоды, хмурые тучи, осенние листья).
- Здорово, вы так быстро и правильно вы умеете считать.
Звучит мелодия «Звуки дождя»
Логопед предлагает поиграть в подвижную игру «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке В лужице – смотри, смотри! он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты, Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей Сушит перышки скорей. | Прыжки на одной ноге по кругу Встают лицом в круг, выполняют ритмичные движения Руки вверх, потряхивания кистями. Наклон, руки к полу, потряхивания кистями. Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями. |
- Как хорошо мы отдохнули, но впереди нас ждут дела.
- Вы умеете внимательно слушать? Сейчас проверим.
Логопед читает рассказ «Осенние дожди»
Осенние дожди совсем не похожи не летние. Дождь осенний – моросящий. Как заряд сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.
- Какие дожди осенью?
- Как долго может идти осенний дождь?
- Какое настроение у вас, когда на улице целый день идет дождь?
- Что мы видим на улице, когда несколько дней не переставая идет дождь?
Логопед читает рассказ еще раз и предлагает ребятам попробовать его пересказать.
III. Заключительная часть:
Итог и анализ занятия.
- Ребята, мы с вами провели расследование и что же мы узнали?
- Может мы, с вами запишем все что узнали? Чтобы не забыть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-95125-1582143432.jpg)
Викторина для родителей "Улицы нашего поселка"
Целью данной викторины является обобщение знаний родителей воспитанников ДОУ об истории родного поселка, его достопримечательностях и особенностях, об архитектуре зданий и сооружений, о людях оставивш...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-187785-1359196503.jpg)
Экологический проект "Деревья нашего поселка"
Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия « Птицы нашего поселка» Образовательная область «Познание» (старший дошкольный возраст)
Закрепить знания о зимующих птицах. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и песням. Да...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-95125-1582143432.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Социализация": "Улицы нашего поселка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Улицы нашего поселка" является обобщающим мероприятием по итогам проведения педагогического проекта "Наш поселок"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-118149-1389109423.jpg)
Проектная деятельность на тему:"По улицам нашего поселка Хвойная"
Цель проекта: расширить и углубить знания детей о родном поселке, его истории, достопримечательностях; воспитывать любовь к маленькой родине.Материал может быть использован воспитателями для детей под...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/08/picture-936136-1631125400.jpg)
ПРОЕКТ «Полезная» достопримечательность нашего поселка»
Проект по легоконструированию для детей дошкольного возраста «Полезная достопримечательность»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-138512-1378055257.jpg)
Профессии нашего поселка
Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Профессии нашего поселка»для детей старшего дошкольного возраста...