Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию «По дороге с облаками» (игра – путешествие)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: расширение представлений детей о транспорте через познавательно-игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навык образования сложных слов путём сложения;
- закреплять знание состава числа в пределах десятка, навыки элементарного счёта;
развивающие:
- развивать причинно-следственное мышление;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
Воспитательные:
-  воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе;
- воспитывать познавательный интерес.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_zanyatie.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 73 комбинированного вида Красносельского района

г. Санкт – Петербурга

Конспект

Педагогического мероприятия с детьми      подготовительной группы по познавательно-речевому развитию

«По дороге с облаками»

(игра – путешествие)

Подготовила

 воспитатель

 Алимова Рабият

Валентиновна

г. Санкт- Петербург

2019

Цель:Расширение представлений детей о транспорте через познавательно-игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять навык образования сложных слов путём сложения;

- закреплять знание состава числа в пределах десятка, навыки элементарного счёта;

- закреплять зрительный образ цифр;

- познакомить с понятиями «вместимость» и «грузоподъёмность»;

- сформировать первичное представление о некоторых профессиях на транспорте;

- закреплять умение ориентироваться в помещении по плану.

развивающие:

- развивать причинно-следственное мышление;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- формировать самоконтроль детей за четкостью дикции и звукопроизношения;

- развивать речевое дыхание, зрительное и слуховое внимание, память, общую моторику.

Воспитательные:

- создать хорошее настроение;

-  воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе;

- поощрять активность и самостоятельность;

- воспитывать познавательный интерес.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

        - речедвигательные упражнения с элементами биоэнергопластики (1) Е. Алябьева «Би-би-би – гудит машина», 2) Ю. Разумовский «Мчатся бешено машины»);

        - познавательные беседы;

        - речевая игра «Продолжи предложение, найди причину»;

        - игра на внимание малой подвижности «Транспорт»;

        - творческая игра «Погрузка» с использованием дидактической математической игры «Палочки Кюизенера»;

        - коммуникативно-математическая игра «Весёлые задачки».

Материалы и оборудование: музыкальный центр,  аудиозапись песен из м/ф «По дороге с облаками», пробковая доска с изображением шоссе и остановок, съёмные изображения облаков (дополнительные облака), мягкий мяч,  мольберт и/или доска, картинки: грузовик, автомобиль, карточки с цифрами и словом «тонна», игрушки-грузовики по числу мальчиков, столько же наборов палочек Кюизенера, технических заданий и путевых листов, цифровой ряд от 0 до 9, фломастеры, изображение дерева (для работы с однокоренными словами), карточки со словами и чистые, 3 листа с надписью «решение».

Количество детей: 15 детей .

Ход образовательной деятельности

№ п/п

Этапы образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Вводная часть, мотивация на деятельность

Обращает внимание детей на доску с изображением дороги (названия остановок закрыты облаками).

В: Ребята нас сегодня с вами ждёт дорога. Не просто дорога, а шоссе с разными остановками. Раз это шоссе, на чём нам удобнее всего будет передвигаться?

В: Я с вами согласна, удобнее всего по шоссе двигаться на каком-нибудь транспорте. Предлагаю сесть на машину. Встаньте в круг.

Ответы детей (предположительно названия разных видов транспорта).

2.

2.1

Вступительная часть

Речедвигательн. упражнения (1)

Сопряжённое проговаривание с выполнением движений

Дети с воспитателем стоят в кругу Сопряжённое проговаривание с выполнением движений

2.2

Речевая игра

В: Остановка первая. (Снимает «облако»). Давайте вместе прочитаем «Почему?». На этой остановке надо правильно продолжить предложение. Сядьте по-турецки радугой. Играть будем с мячом.

Кидает мяч одному ребёнку выборочно, начиная предложение:

*Машина  буксовала  и  не  могла  тронуться  с  места,  потому  что  …и т.п.

В: Чтобы добраться до следующей остановки, мы будем двигаться на разных видах транспорта.

Читают хором.

Сидя на ковре,

ребёнок ловит мяч, продолжает предложение, возвращает мяч

2.3

Игра «Транспорт»

В: Я буду называть разные виды транспорта. Если вы услышали, что я назвала воздушный транспорт, нужно поднять руки вверх  и, двигая ими из стороны в сторону, произносить на одном выдохе: «В-в-в». Если я называю наземный транспорт, нужно выполнить движение «поворот руля» и произнести на одном выдохе: «Ж-ж-ж». Если я назову водный транспорт, нужно выполнить «плавательное» движение и произнести; «буль-буль-буль-буль».

Дети с воспитателем стоят в кругу Выполняют движения в речевом сопровождении согласно правилам игры

3.

3.1

Основная часть

Познавательная беседа (образование сложных слов)

В: Мы прибыли на вторую остановку. (Снимает «облако»). Давайте вместе прочитаем «Сложная».

Прошу всех сесть на стулья. Мы будем говорить о сложных словах.

В: По шоссе спешат разные виды транспорта: грузовой и пассажирский. Что это? (Картинка – автомобиль). Ответы детей.Автомобиль -  пассажирский транспорт. Автомобили бывают разные. Например, автомобили отличаются вместимостью. Как вы думаете, вместимость – что это такое? Ответы детей. Вместимость – это количество людей, которые могут ехать в этом автомобиле. Если автомобиль совсем маленький, только для одного человека (на доску выставляется цифра 1), то это одноместный автомобиль. Если это спортивный автомобиль, в нём могут ехать два человека (на доску выставляется цифра 2), то это двухместный автомобиль. А если в автомобиле четыре места (на доску выставляется цифра 4)? Ответы детей. Аналогично: 6, 8. А если в автомобиле одиннадцать мест, то это уже будет микроавтобус, то есть маленький автобус. Итак, пассажирские машины имеют разную вместимость. (Цифры и картинка убираются) А чем же отличаются грузовые машины? (Картинка – грузовик). Ответы детей. Грузовики имеют разную грузоподъёмность. Попробуйте объяснить это слово. Ответы детей. Грузоподъёмность – это максимальный, то есть самый большой вес груза, который может везти это грузовик. А кто знает, как измеряют вес, в каких единицах? Длину можно измерить в сантиметрах, метрах, километрах…  А вес? Ответы детей. Вес измеряют в граммах и килограммах. А когда надо измерить вес чего-то очень тяжёлого, то считают тоннами. Тонна – это тысяча килограммов. Это много или мало?

Итак, грузоподъёмность измеряют тоннами (на доску выставляется слово «тонна»). Читают хором за указкой.

Если грузовик может везти две тонны груза  (на доску выставляется цифра 2), то это  двухтонный грузовик. А если он может везти три тонны (на доску выставляется цифра 3)? Ответы детей. Аналогично: 5,6, 8.

Можно отправляться на следующую остановку.

Читают хором

Сидя на стульях, дети беседуют с воспитателем по содержанию, слушают объяснение, выполняют речевые упражнения.

3.2

Творческая игра «Погрузка»

В: снимает «облако» с третьей остановки. Давайте вместе прочитаем: «Грузовая». Приглашаю вас на базу.  Водитель грузовика – это мужская профессия. Поэтому сегодня на машинах будут работать мальчики. А с девочками мы заранее договорились, что одна будет диспетчером, а другая – контролёром погрузки. Расскажите девочки, что вы будете делать.

В: Девочки могут пройти на свои рабочие места. Мальчики сейчас выберут себе машины. Вы – водители. В кузове каждой машины лежит её техническое задание, в нём указана грузоподъёмность машины. Водитель подъезжает к месту погрузки и сам максимально загружает свою машину. Одно условие: количество загруженных «коробок» должно быть больше одного. А «коробками» сегодня являются палочки Кюизенера.  Напоминаю, что палочки имеют своё значение. Сегодня оно соответствует тоннам: 1 тонна, 2 тонны и т.д. Кто загрузит свою машину, подъезжает к контролёру. Я буду директором базы и при необходимости могу оказать вам любую помощь, обращайтесь. Всё понятно? Ответы на вопросы детей по ситуации.

В: Рабочий день на базе закончен. Всех работников приглашаю на остановку.

Читают хором.

Контролёр и

Диспетчер объясняют свои роли

Дети играют: загружают машины; контролёр проверяет правильность загрузки, ставит печать в тех. задании, направляет к диспетчеру; диспетчер выдаёт путевой лист – план зала с указанием места доставки; водитель доставляет груз и обводит в путевом листе столько квадратиков, сколько «коробок» он привёз, указывая на них «вес»; директор проходит и проверяет, верно ли доставлен груз.

3.3

Познавательная беседа (Родственные слова)

В: снимает «облако» с четвёртой остановки. Давайте вместе прочитаем: «Парк». Пройдите на эту площадку возле большого дерева и садитесь на стулья.

        На мольберте изображение дерева (для работы с однокоренными словами).

Воспитатель: Мы находимся под кроной большого дерева, корень которого таит в себе слово  (к коням крепится слово «груз») ГРУЗ. Сегодня нам встречалось много слов, в которых пряталось это слово, то есть слова родственные слову «груз», выросшие от одного корня. Давайте попробуем их вспомнить. Дети с воспитателем припоминают слова,  названные крепятся на кроне дерева.

Воспитатель: есть ещё такие слова: грузчик – человек, который загружает или выгружает машину, и автопогрузчик – это машина, с помощью которой производят погрузку (названные слова крепятся на кроне дерева). Вот какое красивое дерево родственных слов у нас получилось.

Путешествуем дальше.

Читают хором.

Сидя на стульях, дети беседуют с воспитателем по содержанию

3.4

Динамическая пауза

Речедвигательн. упражнения (2)

Сопряжённое проговаривание с выполнением движений

Дети с воспитателем стоят в кругу Сопряжённое проговаривание с выполнением движений

3.5

Коммуникативно-математическая игра «Весёлые задачки»

В: Остановка пятая. (Снимает «облако»). Давайте вместе прочитаем «Школа

 Подходите ребята, сядьте по-турецки радугой. В школе вас ждёт урок математики. Я – учитель. Звонит в колокольчик. Будем решать задачи. Слушайте внимательно, думайте старательно. Задача первая:

Любопытная ракета облетела три планеты,

Отдохнула и опять – облетела целых пять.

Познакомилась со всеми в нашей солнечной системе.

Ты же дай скорей ответ, сколько видели планет?

В: Как ты узнал(а)? Запиши решение.

В: Задача вторая:

Паровоз привёз к перрону

Девять новеньких вагонов.

Там смотритель, дед Кирилл,

Два вагона отцепил.

С ними проводницу Клаву.

Какова длина состава?

В: Как ты узнал(а)? Запиши решение.

В: Задача третья:

В лужу посреди двора

Флот пустила детвора –

Пять бумажных кораблей

И коробку от сластей.

Утром в лужу заглянули –

Глядь, четыре утонули,

А коробку пёс Барбос

В конуру свою унёс.

Сосчитайте же скорей,

Сколько целых кораблей?

В: Как ты узнал(а)? Запиши решение.

Воспитатель звонит в колокольчик. Урок математики окончен. Прошу учеников покинуть класс. Возвращаемся на наше шоссе.

Читают хором.

Сидят полукругом на ковре

Ответы детей.

Запись решения

Ответы детей.

Запись решения

Ответы детей.

Запись решения

4.

Рефлексия

В: Посмотрите, наше шоссе сделало круг и вернулось к началу пути. Значит и нам пора заканчивать путь. Сегодня вы хорошо потрудились, узнали что-то новое, немного поиграли. Было ли вам интересно? Понравилось? А довольны ли вы своей работой на занятии? Подумайте, всё ли у вас получилось. Здесь у меня много облаков, возьмите по одному и нарисуйте на нём ту эмоцию, которая показывает как вы сами себе сегодня понравились на занятии.

Облака крепятся на доску.

В: Спасибо всем за сотрудничество. Прощайтесь.

Ответы детей

Под музыку (2-я песня из м/ф) дети рисуют, подходят к воспитательу, отвечают на индивидуальные вопросы.

Дети прощаются и уходят.

Литература:

  1. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6 – 7 лет). – СПб.: КАРО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста познавательно - речевого развития «Рождество»

Тема: «Рождество»Цель:Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника;дать представление о его значении.Задачи:   Обучающая: Формировать духовно ...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР) по речевому развитию Тема: « Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева»

На неделе профессионального роста в детском саду проведено мероприятие по НОД с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР) по речевому развитию. Тема: " Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева"...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по познавательному развитию «По дороге к знаниям». (квест-игра)

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием танграма, лего-схем, игр в настольной песочнице, п...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей напрввленности по познавательному развитию Знакомство с газетой и журналами

Познакомить детей с печатными периодическими изданиями. Познакомить с внутренним содержанием газет и журналов. Способствовать формированию представлений о профессиях людей, работающих в редакции....

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы. квест-игра "В поисках потерянной книги"

Тема: В поисках потерянной книгиВозростная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа)Вид детской деятельности: игровая, позновательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.Тип о...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по социально-личностному развитию «Платье для Золушки»

Программные задачи: Расширить и уточнить представления о профессии швея (портной), закройщик, модельер.Активизировать словарь по теме «Профессия швея» (закройщик, модельер, эскиз, вык...