речевые игры-Триз
учебно-методическое пособие по развитию речи

Монгуш Милана Чимитовна

Речевые ТРИЗ-игры

К современным технологическим приемам формирования диалога

можно отнести тризовские игры.

 

Например, тризовская игра "Хорошо-плохо"-

 

построена по типу: сообщение – возражение. Она замечательным

образом упражняет детей в умениях поддерживать тему разговора и слышать

собеседника, понимать его высказывания. Для проведения игры выбирается

объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или

отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.).

Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в

предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится.

Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой

участник (команда) – называет наоборот отрицательные стороны объекта.

Во втором варианте игры объект обсуждения может вызвать стойкие

отрицательные ассоциации (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор). В данном случае диалог строится также, только задача

взрослого – помочь увидеть другую – хорошую или плохую – сторону

объекта

 

 

Еще,приведу несколько игр для развития речи,которые очень удобно применять в дороге или просто гуляя:

 

«Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи)


    Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить?
 

 

Ответы Сони:

-пойти купить(вот он,21 век,все покупается и продается)

-можно взять палку 

-растянуть тесто руками

-поискать скалку, а потом сделать пирожки.

 

 

Игра «Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками.

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 "Теремок" на новый лад

Давно собиралась написать про наши игры ТРИЗ и вот  ,наконец,нашла время. Когда я впервые задумалась с чего бы начать и как подступится к этой теме,то  мне попался курс и я пошла на обучение к самому Анатолию Александровичу Гин Прослушав его лекции мне стало предельно ясно и доступно в этом "темном лесу " под названием ТРИЗ. 

 

Я думала,что придется готовить материал,искать задания, а после курса мы стали решать изобретательские задачки практически каждый день и это не доставляло дискомфорта,потому что они все жизненные и возникают здесь и сейчас.

 

Например,когда мы ходили на рынок,то часто я спрашивала СОню, а как донести овощи,если бы у нас не было пакета и она предлагала нести в руках,но это было совершенно не удобно и так мы бы могли унести всего несколько шт: причем я давала овощи Соне и она их пыталась нести до дома. И вот в один из дней,до нее дошло новое решение этой задачи,она завернула футболку и предложила их положить туда. Я была рада,что ребенок в процессе нашел новое решение.

А однажды гуляя у пруда мы встретили лягушку и я вспомнила задачку,которую прочитала в книге "150 творческих задач о том,что нас окружает"

 

С весны многие сельские жители ловят жаб и выпускают их в огород. Как вы думаете,зачем?

 

 

Соня ответила сразу про то,что она будет есть комаров и они не будут кусать тех,кто на огороде. Ну почему бы и нет......

Стали думать еще и ребенок назвал -гусениц,они ж вредят. 

-Да,-потвердила я.

А потом еще дополнила про то,что на огороде в ночное время жабы еще истребляют различных слизней,которые тоже вредят посадкам.

 

Но сегодня я бы хотела рассказать о необычной игре с которой все и началось. Этот вариант игры есть в интернете и вы сами можете выбрать любые картинки,но вот для первого раза я брала вот эти,т.к. Соне было проще выделить признак и сравнить.

Игру начинаем так: кладем в центр стола карточки рубашкой вверх. Берем гитару и начинаем рассказывать сказку теремок. Потом пришла удочка и попросилась в теремок, а гитара ей отвечает:

-А чем мы с тобой похожи?

И ребенок называет чем: это струна(и там и там бывает леска),деревянная и т.д.

Поиграйте,это правда очень весело.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_triz.docx195.46 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые ТРИЗ-игры

К современным технологическим приемам формирования диалога

можно отнести тризовские игры.

Например, тризовская игра "Хорошо-плохо"-

построена по типу: сообщение – возражение. Она замечательным

образом упражняет детей в умениях поддерживать тему разговора и слышать

собеседника, понимать его высказывания. Для проведения игры выбирается

объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или

отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.).

Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в

предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится.

Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой

участник (команда) – называет наоборот отрицательные стороны объекта.

Во втором варианте игры объект обсуждения может вызвать стойкие

отрицательные ассоциации (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор). В данном случае диалог строится также, только задача

взрослого – помочь увидеть другую – хорошую или плохую – сторону

объекта

 

 

Еще,приведу несколько игр для развития речи,которые очень удобно применять в дороге или просто гуляя:

 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=243x1024:format=jpg/path/sc8724c7fd8b257c3/image/i12189313ab21aa79/version/1439312880/image.jpg

«Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи)


    Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить?

 

Ответы Сони:

-пойти купить(вот он,21 век,все покупается и продается)

-можно взять палку 

-растянуть тесто руками

-поискать скалку, а потом сделать пирожки.

 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=243x1024:format=jpg/path/sc8724c7fd8b257c3/image/ib922d6b857c7df6b/version/1439312664/image.jpg

Игра «Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками.

 

 "Теремок" на новый лад

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=243x1024:format=jpg/path/sc8724c7fd8b257c3/image/ia65d5df6f9d24d35/version/1438180703/image.jpg

Давно собиралась написать про наши игры ТРИЗ и вот  ,наконец,нашла время. Когда я впервые задумалась с чего бы начать и как подступится к этой теме,то  мне попался курс и я пошла на обучение к самому Анатолию Александровичу Гин Прослушав его лекции мне стало предельно ясно и доступно в этом "темном лесу " под названием ТРИЗ. 

Я думала,что придется готовить материал,искать задания, а после курса мы стали решать изобретательские задачки практически каждый день и это не доставляло дискомфорта,потому что они все жизненные и возникают здесь и сейчас.

Например,когда мы ходили на рынок,то часто я спрашивала СОню, а как донести овощи,если бы у нас не было пакета и она предлагала нести в руках,но это было совершенно не удобно и так мы бы могли унести всего несколько шт: причем я давала овощи Соне и она их пыталась нести до дома. И вот в один из дней,до нее дошло новое решение этой задачи,она завернула футболку и предложила их положить туда. Я была рада,что ребенок в процессе нашел новое решение.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=243x1024:format=jpg/path/sc8724c7fd8b257c3/image/ie9c012e327fc58c5/version/1438186050/image.jpg

А однажды гуляя у пруда мы встретили лягушку и я вспомнила задачку,которую прочитала в книге "150 творческих задач о том,что нас окружает"

С весны многие сельские жители ловят жаб и выпускают их в огород. Как вы думаете,зачем?

Соня ответила сразу про то,что она будет есть комаров и они не будут кусать тех,кто на огороде. Ну почему бы и нет......

Стали думать еще и ребенок назвал -гусениц,они ж вредят. 

-Да,-потвердила я.

А потом еще дополнила про то,что на огороде в ночное время жабы еще истребляют различных слизней,которые тоже вредят посадкам.

Но сегодня я бы хотела рассказать о необычной игре с которой все и началось. Этот вариант игры есть в интернете и вы сами можете выбрать любые картинки,но вот для первого раза я брала вот эти,т.к. Соне было проще выделить признак и сравнить.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/sc8724c7fd8b257c3/image/icc3b5d0163fa0656/version/1438185710/image.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/sc8724c7fd8b257c3/image/ic6177cc16074e8db/version/1438185710/image.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/sc8724c7fd8b257c3/image/ia03c6e4cfdac5a98/version/1438185710/image.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/sc8724c7fd8b257c3/image/i892bd023919de6f1/version/1438185710/image.jpg

Игру начинаем так: кладем в центр стола карточки рубашкой вверх. Берем гитару и начинаем рассказывать сказку теремок. Потом пришла удочка и попросилась в теремок, а гитара ей отвечает:

-А чем мы с тобой похожи?

И ребенок называет чем: это струна(и там и там бывает леска),деревянная и т.д.

Поиграйте,это правда очень весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»

Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:·         Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)

Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблему, что же такое ТРИЗ, но и применить на практике свои знания и умения в играх по данной технологи...

«Интернет кафе» Развивающие игры ТРИЗ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» с родителями

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх с детьми.Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеов...

Родительское собрание "Развивающие игры ТРИЗ" (в форме интелектуальной игры "Что, где, когда?"

Родительское собрание для родителей воспитанников старшей группы с целью представления о технологии ТРИЗ, практических навыках использования приемов ТРИЗ в играх....

Игра "Лабиринт сказок" на семинаре "Игры ТРИЗ своими руками".

На семинаре "Игры ТРИЗ своими руками" были представлены игры для развития воображения, нестандартного мышления дошкольников. Участники демонстрировали возможность использования настольных, н...