Игротека Зайцева
статья по развитию речи (старшая группа)

 Иванова Екатерина Николаевна

Методика быстрого обучения детей дошкольного возраста чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИГРОТЕКА ЗАЙЦЕВА29.77 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРОТЕКА Н.ЗАЙЦЕВА»

     Никто не станет спорить, что умение читать – основа любого развития. Это знание помимо всего прочего является базисным. С него начинаются первые попытки самообразования. Именно поэтому так важно грамотно научить ребёнка читать. А в последнее время в обществе растёт число людей, кому не привили любовь к чтению, более того, вызвали чувство отторжения и неприязни. Все шире и увереннее шаг набирает система Зайцева в России и за рубежом. Она основана как раз на освоении языковых основ в процессе игры. Эту методику в наше время используют развивающие центры. Впрочем, она достаточно проста и для того, чтобы быть применимой в домашних условиях. Основа методики – кубики.

Все больше родителей, педагогов и организаторов основного и дополнительного образования делает ставку на быстрые, здоровые, естественные методы обучения.

     Пособия Зайцева предназначены для организации развивающего пространства для детей дошкольного и школьного возраста, которое позволяет желающим педагогам творчески подходить к готовым программам, содержанию образования, способам его подачи (методам и приемам); вносить в работу элементы исследовательской деятельности; кардинально сокращать время овладения навыками счета, чтения, грамотного письма.

     А значит, система Зайцева дает прекрасную возможность для профессионального роста педагогов, коллективного творчества  детей, формирования целостной неискаженной системы взглядов. И ребята, и взрослые при этом сохраняют своё  ЗДОРОВЬЕ, т. е. ставится заслон многим проблемам:  со зрением, позвоночником,  стрессами и комплексами. Если среда организована в ключе Зайцева(подвижное ведение занятий) - значит, без ущерба для психического, интеллектуального и физического здоровья, просто потому что это действительно ИНТЕРЕСНО.

  Побочные результаты применения методики  Зайцева:

     - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ   отсутствие угрозы близорукости и дальнозоркости; отсутствие перенапряжения спинных мышц.

     - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   поддержка естественной мотивации учебной деятельности за счет неизбежного ухода от насильственной последовательности в реализации чужих программ, более внимательного отношения к интересам и потребностям своих детей. Каждый коллектив под руководством педагога имеет возможность работать в собственном режиме. Специально мотивировать учебную деятельность у детей при такой организации взрослым в голову не приходит - от детей и так отбоя нет!

     - СОЦИАЛЬНЫЕ  Вся игротека направлена на формирование взаимоотношений в группе в процессе общего дела, где каждый уважаем, неизбежно расцветает, развивается в заданном ему природой направлении и темпе. Педагогу остается только отследить, направить и помочь раскрытию.

     - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ   каждый член коллектива и коллектив в целом со временем становится настолько жизнеспособен, что автоматически выходит на самообразование и саморазвитие с фантастической легкостью. Дети хорошо себя чувствуют в любой ситуации даже при переходе таких "всезнаек" в обычный первый класс. В таких случаях дети самостоятельно находят себе пищу для развития, реализуют педагогический потенциал, заложенный в них природой (им очень нравится учить других), и находят в обязательной школьной программе то, чем не занимались до этого.

     - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Система позволяет избавиться от таких полярных педагогических страхов как "дидактическая перегрузка" и "чрезмерное увлечение играми" На занятиях по методике Зайцева  дети становятся более самостоятельными, любознательными, оптимистичными, заботливыми, творчески открытыми, музыкальными, ритмичными по сравнению с группами своих сверстников.

     РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА  Наличие инструментария позволяет обойтись без обычной обстановки в помещении, более того - даже такая мебель, как столы и стулья на каждого, просто мешают двигаться детям и вызывает в педагогах привычное желание посадить детей.

  Каких же дидактических результатов можно достичь с помощью системы Зайцева?

     1) Дети четвертого года жизни овладевают навыками чтения и письма через 6 - 7 месяцев. Дети 6 - 7-го года жизни – через  2 месяца (при условии проведения занятий 2-3 раза в неделю по 15-30 минут). А те, у кого есть возможность не выделять специальное время для таких занятий, но играть по мере потребности по несколько раз в день (от 2 минут и больше), сокращают это время во много раз. И очень быстро становится не удержать их от чтения книг.

     2) Всю грамматику русского языка (а это значительно больше школьной программы) можно пройти за один год.

     3) Программу младшей школы по математике легко пройти еще в детском саду. И не просто познакомиться, а в уме выполнять операции в четыре арифметических действия, знать таблицу умножения, а также убедиться, как "нам тесно в сотне" (именно так называется одно из пособий Зайцева). Существует опыт выхода детишек на отрицательные числа и десятичные дроби .

     Нельзя забывать, что эти данные - результаты работы конкретных педагогов. Руководствоваться ими и подгонять себя и детей под такие же результаты и сроки - по меньшей мере неразумно! Как это будет у Вас - целиком зависит только от Вас: поставленных задач и условий, что Вы себе создадите.

     Но к таким результатам можно прийти при ОДНОМ ВАЖНОМ УСЛОВИИ - использовании игры как единственного метода организации процесса. Рассматриваем  игру как создание  ситуации творческого поиска решения сиюминутной задачи, где обязательно присутствуют поиск и выбор каждого, и которая может стать сверхзадачей для конкретного ребенка, но позволяет выбрать себе подзадачу по силам и интересам, и вполне преодолима и увлекательна для группы детей.     Механизм обучения прост: частые и разнообразные операции с грамотно написанными словами и их элементами, фразами, текстами без готовых объяснений правил   в присутствии детей и вместе с ними, ведет к желанию воспроизводить, создавать по аналогии и использовать по своему усмотрению. Что и воплощается в конкретные действия самостоятельно, с педагогом ("из рук в руки"), под контролем и направлением его или других детей, всей группы… Другими словами, выстраивается алгоритм процесса: разнообразные многочисленные игры - навык - осмысление - вывод (правило) - новые игры на основе этого вывода и т.д.

        Достоинства инструментов Зайцева по обучению чтению и грамотному письму.

     1. Пособия универсальны для любой аудитории (возраста, уровня развития, количества участников, поставленных задач и т.д.).

     2. Все традиционные знания даны в наиболее полном объеме, в систематизированном виде. А это позволяет педагогам  использовать пособия по необходимости как средство для решения своих дидактических задач (в качестве основного или параллельного содержания обучения)

     3. Система дает возможность использовать пособия в качестве дополнения для развития имеющихся программ.

4. Пособия воздействуют на многие органы чувств: - цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз; текст крупный и виден издалека;

     - расположенный в разных местах помещения, тренирует мышцы глазного яблока на дальность зрения;

     - уход от красно-сине-зеленых сочетаний цветов в символике звукобуквенного анализа позволил избежать цветовой "раздробленности" слов при зрительном восприятии;

     - кубики издают звуки разного тембра и высоты, и педагог будет много раз "озвучивать" их сам (петь, называть) и использовать сольное и хоровое исполнение - все это позволит создавать музыкально-эмоциональные эстетические ассоциации;

     - часто находясь в руках у детей, пособия разного размера будут воздействовать на мелкую мускулатуру рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта;

     - если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий,

     - предоставленные детям в свободное пользование позволяют развиваться в собственном темпе и в перспективе выходить на истинное само- и со-образование.

     5. За наименьшую фонематическую единицу языка безоговорочно принят склад. По мнению автора пособий, предпосылки для осознанного деления на буквы и звуки появятся гораздо позже, чем мы и сможем воспользоваться на следующем "витке" развития интеллекта. А пока дошколятам, особенно младшего и среднего возраст, гораздо легче и увлекательней общаться с грамотно выложенной системой русского языка, радостно непроизвольно запомнить ее и наполнить смыслом текст. Вся игротека будет направлена на это.

Представьте, как напишет ребенок слово "мотоцикл" - правильно, "матацыкал". И совсем не потому что неграмотный, просто пишет как слышит, а слышит гораздо чутче, чем взрослый... И именно по складам гораздо легче научиться переносить, нежели по слогам.

Попробуйте проверить себя в слове СЕ-С-Т-РА: 2 слога, 4 склада. По современным канонам грамматики переносить можно в любом из отмеченных мест, а вот безусловную границу между слогами определить довольно сложно.

     6. Возможность каждому учиться читать наиболее удобным для него способом. На личном опыте я проверила, что к чтению многие детишки приходят по-разному: кому-то легче разобраться в письменности через склады, но существует большое количество детей, которые начинают читать сразу словами, не изучая букв (пример, методика Г.Домана)  В традиционных  методиках к чтению идут в основном через знание букв и "постановку навыка слияния". Таким образом, мы перекрываем детям возможность подходить к формированию этого навыка с наиболее удобной для них стороны.

Аксиомы организации образовательного пространства

и памятка начинающим

     I. Весь инструментарий кроме незначительных деталей дается в руки сразу с первого дня. Разными будут цели, задачи, приемы, возраст, ситуации… - т.е. игры. Они будут служить отправными точками в развитии самой развивающей среды.

     II. Никакой опоры на псевдопроизвольность внимания и памяти! Даже Вы не можете заставить себя что-либо сделать, если не определили конкретно цель, зачем Вам это нужно. А если она появилась у детей (узнать, поиграть, сделать), надеюсь, под Вашим руководством, их внимание и память активизировать не придется. Лишь бы не тормозили... Значит, решаем - не "как втолковать детям", а как вместе определить дидактические и воспитательные (для себя) и содержательные (для группы) цели интересной игры.     . При этом ставится табу на назидания, наставления, подачу готовых знаний, правил и т.д.!  Только неподдельное эмоциональное увлечение процессом игры, совместный поиск решения на равных и право любого ребенка на уважение его собственного мнения.

     III. Категорически исключить из лексикона слова "нет" и "неправильно". За ними стоят отрицание программы детей и оценка их вместо анализа ситуации. Вместо этих слов допускаются грамотный образец взамен ошибочного и доступные пониманию правила игры. Только тогда это не педагогический ожог, а помощь, воспринимаемая детьми позитивно. И если на занятиях стоит атмосфера свободы - дети не боятся ошибиться, и это со временем происходит все реже.

     IV. Учитывать и использовать психофизические особенности детей в педагогических целях:

 - желание подражать Вам абсолютно во всем

 - педагогические устремления (им просто необходимо учить друг друга);        

 - потребность в самоутверждении  

 - потребность в любознательности и желании удовлетворить свой интерес;

 - желание играть совместно

 - потребность в периодических "всплесках" эмоций и двигательной активности.

     V. Начинать работу с коллективом детей рекомендуется с разрешения и знакомства родителей с методикой,  договоре  сотрудничестве с ними, где помощью с их стороны может стать, например, участие в приобретении пособий, организации и проведении игр, контроля за результатами и т.д.. Родители в свою очередь могут приобрести пособия для игр дома.

     Особенности игротеки

Сборник игр, составленный на основе рекомендаций Н.А.Зайцева, расположен в относительном порядке возрастающей сложности и знакомства с дополнительными пособиями.

     Здесь всего 15 основных игр, каждая из которых имеет свои варианты. Они расположены в относительной последовательности от простого к сложному. Применить это к конкретному возрасту очень легко, надо только помнить, что детишки младшего возраста могут значительный отрезок времени посвятить всего нескольким вариантам игр, в то время как старшие успеют наиграться во многие за то же время. Все это касается не только самих вариантов, но и основных игр, которые в свою очередь также усложняются от номера к номеру.     Игротека развернута в наиболее широком спектре направлений и не ограничена ни во времени, ни в содержании.

Задача начала каждой из них - как можно больше "играть" самому педагогу, не требуя от детей мгновенной отдачи. В каждый новый вариант игры играем так долго и так часто, как того требует интерес группы. Не бойтесь отбросить очередной, если он "не пошел", перепрыгнуть или вернуться. Напомню ,что последовательность развития игр весьма условна.

Помнить необходимо лишь правило: НАУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ - МОЖНО ТОЛЬКО НАУЧИТЬСЯ!

     Игротека раскрывает состав и особенности всех пособий для обучения письму и чтению ("Кубики Зайцева" (письмо и чтение), "Пишу красиво" (каллиграфия), "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Читай и пой" (техника и выразительность чтения), включая те, которые могут быть сделаны самими педагогами. Но так как в основе лежат "Кубики Зайцева", то и внимание будет уделено в первую очередь работе с этим пособием, постепенно будут подключаться и все остальные.

Пособие состоит:

  • из таблиц (расположены в системе склады по звонкости и глухости, а в другой по твёрдости и мягкости);
  • из развёрток кубиков (которые вместе с ребёнком вы можете сложить, тем самым показав ему что находится внутри или уже готового набора;

       Самое компактное и удобное расположение, как показывает опыт, следующее: вдоль наиболее длинной стены выше уровня глаз, но в районе досягаемости детей прикрепляем длинную двойную полку для кубиков

     Классификация кубиков соответствует общепринятой дифференциации букв и звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие), т.е. все знания, которые необходимо иметь детям, уже изначально заложены в пособии. Для них кубики будут "железными" (звонкие), "деревянными" (глухие), "золотыми" (гласные) по цвету и издаваемому звуку, большими (твердые) и маленькими (мягкие) по объему, цвету и диапазону звучания. Но и эти понятия станут родными благодаря не столько назойливому привлечению к ним внимания, сколько постоянным манипуляциям кубиками с более интересными для детей целями. Для дошколят представляет известную сложность разобраться с научными терминами. Терминология, предложенная Зайцевым, гораздо ближе к опыту детей , т.к. более доступна многим органам чувств и, следовательно, пониманию: железные, деревянные, золотые - по цвету, звуку и, в определенной мере, по весу; большие и маленькие - по высоте звучания и объему. Подтверждает зрение, слух, осязание. "Двойные" кубики необычны тем, что ими определяется зрительный образ грамотного написания, а фонетический образ будет неоднократно подкрепляться педагогом. Дети просто и безоговорочно верят Вам, так позвольте им закрепить в сознании эти грамотные образы! Возможно, многие проблемы начальной школы просто не возникнут.

     Слово ЧАЩА через «Я» написать невозможно - складов ЧЯ и ЩЯ не существует ни в таблице, ни в кубиках. В результате дети вынуждены использовать только грамотные образцы написания. А это остается в произвольной памяти гораздо ярче, чем знаменитое правило "ЧА-ЩА - пиши через А", тоже с «жи-ши», «чу-щу».

Виды игр:  (без подвидов)   

  1. Озвучим кубик (прокручивание)
  2. Пропевание таблиц
  3. Цепочки слов
  4. Классификация
  5. Читай и пой (эмоциональность, ритмичность, музыкальность)
  6. Компьютер (нажми на кнопочку)
  7. Чепуха (Веселые слова)
  8. Складовые картинки (мир написанных слов)
  9. Конкретное слово (текст) из конкретных кубиков
  10. Любое слово из конкретных кубиков
  11. Конкретный текст (слово, фраза) из всех кубиков

     Желаю Вам искреннего наслаждения от общения с детишками!

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев (р.1939)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».

                              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  ...

Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"

Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Буратино" с использованием здоровьесберегающей технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»   Конспект открытого занятияПо обучению детей грамоте      ...

Консультация к педсовету "игровое и занимательное обучение детей чтению с использованием интенсивной технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Консультация к педсовету по развитию речи и обучению грамоте...

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.

Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....

Методика обучения чтению Николая Зайцева. «Кубики Зайцева».

Кубики Зайцева, интересный материал, для обучения чтению....