Мониторинг образовательного процесса в области "Развитие речи"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Предлагается методика проведения мониторинга в образовательной области "Развитие речи", разработанная на основе методических рекомендаций Т.П. Ничепорчук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_monitoringa_obrazovatelnogo_protsessa.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение мониторинга образовательного процесса  

Описываемый мониторинг разработан на основе методических рекомендаций татьяны Петровны Нечепорчук.

Компоненты мониторинга речевой деятельности детей 4-5 лет

  1. Владение речью как средством общения и культуры.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи.
  5. Развитие звуковой и интонационной культурой речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух тестов различных жанров детской литературы.
  1. Владение речью как средством общения и культуры. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Использует развернутую речь для выражения намерения, просьбы, своей потребности, желания. Выражает в речи свои желания, просьбы в обращении к ровеснику и взрослому, общается вежливо, используя соответствующие слова в отношении, как знакомых, так и новых людей.

Принимает участие в групповой беседе: внимательно слушает, отвечает на вопросы и задает их по ходу разговора, высказывается по предложению взрослого, откликается на высказывания партнеров по общению, соблюдает очередность в разговоре, выслушивает собеседника не  перебирая, поддерживает общую тему разговора, говорит спокойно с умеренной громкостью, доброжелательно; в игре разворачивает ролевой диалог; вступает в продуктивное диалогическое общение со сверстниками.

Пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации, отвечает на вопросы и активно задает их, рассказывает из своего опыта, поддерживает беседу, регламентирует действие других людей с помощью речи выражает в речи свои желания, цели в игре и повседневных ситуациях; использует речь как ведущее средство общения; речь, мимика и пантомимика, предметные средства общения выразительны.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Использует вежливые слова, но нуждается в напоминании взрослого, в его примере: затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, в обращении к взрослому, как правило, использует речевые формы коммуникации.

Принимает участие  в групповой беседе: непродолжительно слушает, но отвлекается; отвечает на вопросы и задает их по ходу разговора, высказывается по предложению взрослого, откликается на высказывания партнеров по общению, но недостаточно внимателен к высказываниям других, нередко не соблюдает очередности в разговоре, не выслушивает собеседника, перебивает, не поддерживает общую тему разговора; говорит не всегда спокойно и доброжелательно, нередко разговаривает  слишком громко; в игре использует ролевой диалог, но не развернутый; вступает в диалогическое общение со сверстниками, но не соблюдает правил диалогического общения.

Речь является ведущим средством общения, дополняется мимикой и пантомимикой, предметными средствами общения, средства общения недостаточно выразительны.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Затрудняется  в речевом выражении своих желаний, просьб, намерений в обращении к ровеснику и взрослому. Использует  некоторые вежливые слова по напоминанию взрослого, делает это часто неохотно.

Не стремится принимать участие в групповой беседе, обычно отмалчивается или кратко, односложно отвечает на отдельные вопросы, не инициативен в диалогическом общении, редко задает вопросы взрослому или не задает совсем, в диалогическое общение со сверстниками вступает редко, в игре не использует элементы ролевого диалога.

Преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, с помощью речи обычно выражает ситуативные потребности, намерения или желания, речь не развернута, средства общения невыразительны.

  1. Обогащение активного словаря. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

В общении используют все части речи. Называет предметы, их свойства, качества, детали, части. Активно использует обобщающие слова, обозначая родовые категории. Называет признаки объектов, в том числе визуально не воспринимаемые, например, тяжесть, а также пространственно-временные категории, разнообразные действия. Обозначает качество характера, эмоциональные состояния, свои особенности. Все словарные формы использует точно.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

В общении используют все части речи, наиболее активно – существительные и глаголы. Называет предметы, их свойства, а также отдельные качества, детали, части. Использует обобщающие слова, обозначая родовые категории. Называет признаки объектов, преимущественно визуально воспринимаемые. В обозначении отдельные качества характера, эмоциональные состояния, свои особенности. Не все словарные формы использует точно.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

В речи использует существительные и глаголы, остальные части речи немногочисленны. Называет предметы, их свойства. Использует обобщающие слова, обозначая родовые категории. Называет признаки объектов, преимущественно визуально воспринимаемые. В обозначении пространственно-временных категорий  допускает ошибки. Многие называемые действия или признаки не дифференцированы в отношении объектов (например, лягушка бегает, заяц бегает). Не обозначает отдельные качества характера, эмоциональные состояния, называет некоторые свои особенности с помощью взрослого. Многие словарные формы использует точно.

  1. Формирование грамматического строя речи. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Различает и употребляет предложно-падежные конструкции с предлогами В, НА, ПО, ПОД, ПЕРЕД, ЗА, ОКОЛО. Использует развернутые высказывания, правильно употребляет все виды предложений, согласовывает слова в предложении. Грамматически правильно строит повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Правильно употребляет форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных, глаголы повелительного наклонения, согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания; соотносит названия животных и их детенышей, образовывает названия детенышей в единственном и множественном числе.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Использует развернутые высказывания; употребляет все виды предложений, использует повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения, допускает отдельные ошибки, так же, как и в предложно-падежных конструкций. Большинство названий детенышей животных в единственном и множественном числе образует правильно. В отдельных случаях ошибки проявляются в согласовании слов в предложении, в употреблении отдельных предлогов. Употребляет форму родительного падежа множественного числа существительных, глаголы повелительного наклонения, согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания, соотносит названия животных и их детенышей, образовывает названия детенышей в единственном и множественном числе, но допускает отдельные ошибки.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Преимущественно использует неразвернутые высказывания, не употребляет или употребляет редко сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; при грамматическом построении повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений допускает многочисленные ошибки. Испытывает трудности в понимании и использовании многих предлогов. Допускает ошибки в употреблении грамматических форм. Затрудняется  в образовании большинства названий детенышей животных в единственном и множественном числе.

  1. Развитие связной речи. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Составляет рассказ по картинке или об игрушке при помощи взрослого. Самостоятельно кратко описывает предмет, изображений на картинке, высказывает свое суждение. Рассказы последовательны, имеют определенную структуру: начало, середина и концовка.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми. С помощью взрослого кратко описывает предмет, изображенный на картинке, но затрудняется высказать свое суждение. Рассказы в целом последовательны, но может нарушать их структуру.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Составляет краткие малоинформативные рассказы при значительной помощи взрослого по его вопросам, в рассказах нарушает последовательность.

  1. Развитие звуковой и интонационной культурой речи, фонематического слуха. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Четко произносит звуки родного языка. Возможны ошибки в произношении трудных звуков (шипящих, свистящих, сонорных). Подражает окружающим звукам и шумам в природе. Речь выразительна. Может изменять темп и интонационную выразительность речи, рассказывая сказки и стихи.

Восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов. Воспроизводит сложные ритмические, в том числе звуковые цепочки. Различает слово, звук.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Четко произносит звуки родного языка. Возможны ошибки в произношении трудных звуков (шипящих, свистящих, сонорных). Подражает окружающим звукам и шумам в природе. Речь недостаточно выразительно не может изменять темп и интонационную выразительность речи, рассказывая сказки и стихи.

Восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов. Воспроизводит простые ритмические, в том числе звуковые цепочки. С помощью взрослого различает слово, звук.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Нечетко произносит звуки родного языка, допускает много ошибок. Затрудняется в подражании звукам, нуждается в помощи взрослого. Речь невыразительна.

Воспроизводит простые ритмические, в том числе звуковые цепочки с помощью взрослого. Не различает слово, звук.

  1. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух тестов различных жанров детской литературы. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Знает и с удовольствием воспроизводит стихи, небольшие сказки и рассказы. Понимает последовательность эпизодов, качества характеров персонажей, некоторые мотивы их поступков. Соотносит иллюстрации с эпизодами текстов. Развернуто отвечает на вопросы по тексту.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Знает и воспроизводит немногочисленные стихи, 1-2 небольшие сказки или  1-2 рассказа. Понимает последовательность эпизодов, с помощью взрослого определяет качества характеров персонажей, некоторые мотивы их поступков. С помощью взрослого соотносит иллюстрации с эпизодами текстов. Кратко отвечает на вопросы по тексту.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

С помощью взрослого может воспроизвести короткое стихотворение, простую сказку. Затрудняется  в понимании последовательности эпизодов, пропускает эпизоды, не определяет качества характеров персонажей, мотивы их поступков. С помощью взрослого соотносит иллюстрации с эпизодами текстов, односложно отвечает на вопросы по тексту, допускает ошибки.

Компоненты мониторинга и диагностические методики

Компоненты мониторинга

Содержание компонентов мониторинга

Диагностические методики

1.Владение речью как средством общения и культуры.

Речевое взаимодействие со взрослыми (выявление вербальных и невербальных возможностей общения)

Речевое взаимодействие со сверстниками

Беседа

Наблюдение игровой деятельности

2.Формирование словаря.

Уточнение названий предметов

Уточнение названий частей предметов

Уточнение названий материалов

Уточнение названий качеств предметов

Употребление слов-антонимов

Употребление глаголов

Уточнение названий профессий и трудовых действий

Уточнение названий местоположения предметов

Название частей суток

Называние обобщающих слов

Игровое упражнение «Что это?»

Игровое упражнение «Назови части предмета»

Игровое упражнение «Из чего сделан предмет?»

Игровое упражнение «Назови по цвету»

Игровое упражнение «Назови какой формы предмет?»

Игровое упражнение «Назови по вкусу»

Игровое упражнение «Наоборот»

Игровое упражнение «Что делает?»

Игровое упражнение «Кто это и что делает?»

Игровое упражнение «Репка»

Игровое упражнение «Назови части суток»

Игровое упражнение «Назови одним словом»

3.Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных от единственного числа существительных

Употребление формы множественного числа родительного падежа существительных

Согласование прилагательных с существительными

Употребление предложно-падежных конструкций

Согласование числительных с существительными

Игровое упражнение «Один - много»

Игровое упражнение «Много чего?»

Игровое упражнение «Скажи, какой по цвету каждый из этих предметов?»

Игровое упражнение «Кто где находится?»

Игровое упражнение «Сосчитай»

4.Связная речь

Составление предложения по картине

Владение монологической речью

Выявления уровня развития связной речи

Игровое упражнение «Картинки»

Игровое упражнение «Опиши предмет»

Пересказ рассказа «Муравей»

5.Звуковая культура речи

Выявление состояний артикуляционного аппарата

Выявление использования средств интонационной речевой выразительности

Выявление состояния звукопроизношения

Выявление развития фонематического восприятия

Звуковой анализ слова

Выяснение умения произношения слов различной слоговой структуры

Обследование строения артикуляционного аппарата

Упражнения для обследования артикуляционной, мимической мускулатуры

Игровое упражнение «Мама и детеныш»

Игровое упражнение «Назови картинки»

Игровое упражнение «Эхо»

Игровое упражнение «Покажи и назови»

Игровое упражнение «Назови первый звук в слове»

Игровое упражнение «Назови картинки»

6.Художественная литература

Выяснение названий и содержания сказок, стихотворений, считалок

Выявление правильного восприятия содержания произведения, сопереживание героям

Игровое упражнение «Назови и расскажи»

Беседа

Общие оценочные уровни

Низкий уровень

Ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, нет представлений по указанному критерию рече языковой компетенции.

Средний уровень

Ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого и имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию речеязыковой компетенции.

Высокий уровень

Ребенок  выполняет все предложенные задания самостоятельно и имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию речеязыковой компетенции.

Результаты обследования заносятся в таблицу мониторинга.

Компоненты мониторинга речевой деятельности детей 5-6 лет

  1. Владение речью как средством общения и культуры.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи.
  5. Развитие звуковой и интонационной культурой речи, фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух тестов различных жанров детской литературы.

1.Владение речью как средством общения и культуры. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения  разнообразными способами; понимает разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагирует, передает содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики – реакции, реплики – ответы, реплики – сообщения, реплики – побуждения, в том числе к совместно й деятельности; вступает в речевое общение разными способами: сообщает о своих впечатлениях. Переживаниях, задает вопросы, побуждает партнера к совместной деятельности; дифференцированно использует вербальные и невербальные средства в разных ситуациях общения. Самостоятельно использует вежливые слова адекватно ситуации общения.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Устанавливает продуктивные контакты со знакомыми взрослыми и сверстниками с помощью речевых и неречевых средств общения, затрудняется в общении с незнакомыми людьми, недостаточно  четко дифференцирует вербальные средства в соответствии с разными ситуациями общения. Использует вежливые слова, в ряде ситуаций нуждается в напоминании взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Испытывает затруднения в выборе адекватных средств общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, наиболее успешно общается в привычной обстановке. Использует вежливые слова по напоминанию взрослого.

  1. Обогащение активного словаря. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Лексические средства разнообразны, использует все части речи, синонимы, антонимы. Употребляет слова, обозначающие все части речи. Свободно использует обобщающие слова, группируя предметы по родовидовым признакам. За счет развития смысловой стороны речи начинает употреблять синонимы, антонимы. Выбирает наиболее точную, подходящую к ситуации лексику. Употребляет слова в разных значениях. Активно  использует слова, обозначающие абстрактные категории.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Лексические средства разнообразны, но не использует или использует редко синонимы, антонимы. Употребляет слова, обозначающие все части речи. Свободно используют обобщающие слова, группируя предметы по родовидовым признакам. Начинает использовать слова, обозначающие абстрактные категории.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Преобладают в речи существительные и глаголы. Называет отдельные признаки и свойства предметов. Использует преимущественно слова, обозначающие конкретные объекты.

  1. Формирование грамматического строя речи. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Адекватно отбирает и использует лексические и грамматические средства. Согласовывает существительные и числительные от двух до пяти. Образовывает существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, названия детенышей животных. Правильно употребляет предложно-падежные конструкции с предлогами В, НА, ПО, ПОД, с, СО, НАД,  ПЕРЕД, ЗА, ОКОЛО. Устанавливает и отражает в речи причинно-следственные связи, обобщает, анализирует и систематизирует. Согласует прилагательное с существительным в роде, числе, правильно употребляет существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Активно употребляет сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Образовывает существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы с помощью взрослого. Допускает немногочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств, в употреблении предлогов. С помощью взрослого, а в ряде случаев самостоятельно устанавливает и отражает в речи причинно-следственные связи, обобщает, анализирует и систематизирует. Согласует прилагательное с существительным в роде, числе, правильно употребляет существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Допускает многочисленные ошибки. Использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Допускает многочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств. Допускает много ошибок в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Испытывает затруднения, несмотря на помощь взрослого, в установлении и вербализации причинно-следственных связей, обобщении, анализе и систематизации. Допускает многочисленные ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже, в употреблении предлогов. С помощью взрослого может составить  сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

  1. Развитие связной речи. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Составляет рассказ по картинке или об игрушке при помощи взрослого. Самостоятельно кратко описывает предмет, изображений на картинке, высказывает свое суждение. Рассказы последовательны, имеют определенную структуру: начало, середина и концовка.

При рассказывании по серии картинок соединяет части в единое целое, композиция рассказов выдержана. Самостоятельно составляет предложения разных типов.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым. С помощью взрослого кратко описывает предмет, изображенный на картинке, но затрудняется высказать свое суждение. Рассказы в целом последовательны, но может нарушать их структуру.

При рассказывании по серии картинок с помощью взрослого соединяет части в единое целое, композиция рассказов может быть не выдержана.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Составляет краткие малоинформативные рассказы при значительной помощи взрослого по его вопросам, в рассказах нарушает последовательность.

Затрудняется в рассказывании по серии картинок.

  1. Развитие звуковой и интонационной культурой речи, фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Отчетливо произносит звуки, речь внятная. Использует разнообразные средства  интонационной выразительности, в том числе выражая эмоции. Регулирует громкость голоса и темп речи в разных обстоятельствах. Активно  использует повествовательную, вопросительную и восклицательную  интонацию. Замечает в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении, стремится их исправить. При рассказывании, пересказе интонационно передает особенности персонажей, эмоциональную оценку событий.

Выделяет первый и последний звуки в слове, подбирает слова с заданным звуком.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Отчетливо произносит большинство звуков, речь внятная. Использует некоторые средства интонационный выразительности. Регулирует громкость голоса  и темп речи по предложению взрослого, иногда самостоятельно. Использует в некоторых ситуациях повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию. Замечает в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении. При рассказывании, пересказе интонационно передает отдельные особенности персонажей, эмоциональную оценку событий.

С помощью взрослого выделяет первый и последний звуки в слове, подбирает слова с заданным звуком.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Речь часто непонятна, нарушено произношение более 2-3 согласных звуков. По предложению взрослого и с его помощью использует некоторые средства интонационной выразительности. Регулирует громкость голоса и темп речи, подражая взрослому. Повторяет за взрослым повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации. Интонационно не передает эмоциональную оценку событий или особенностей персонажей.

Совместно  со взрослым выделяет первый и последний звуки в слове, подбирает слова с заданным звуком. Допускает ошибки.

  1. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух тестов различных жанров детской литературы. Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.

Хорошо понимает прочитанное, развернуто отвечает на вопросы по содержанию. Пересказывает индивидуально и коллективно. Обращает внимание на средства авторской выразительности. Знает и с удовольствием подробно воспроизводит стихи,  сказки, рассказы, знает их названия и авторов; выделяет основные жанры и их признаки, композицию.   Понимает значение иллюстраций, соотносит их с определенными отрывками текста.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.

Хорошо понимает прочитанное, кратко отвечает на вопросы по содержанию. Пересказывает индивидуально и коллективно. С помощью взрослого выделяет средства авторской выразительности. Знает и по просьбе  взрослого воспроизводит несколько стихов, сказок, рассказов, знает их названия и авторов, выделяет основные жанры и их отдельные признаки. Понимает значение иллюстраций, соотносит их с определенными отрывками текста.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Понимает общий контекст прочитанного, с помощью взрослого отвечает на некоторые вопросы по содержанию констатирующего характера. Кратко пересказывает вместе со взрослым. Воспроизводит некоторые эпизоды немногочисленных текстов, не знает их названия и авторов, основные жанры. Невнимателен к иллюстрациям.

Компоненты мониторинга и диагностические методики

Компоненты мониторинга

Содержание компонентов мониторинга

Диагностические методики

1.Владение речью как средством общения и культуры.

Выявление общего кругозора ребенка, выяснение, понимает ли ребенок речь, может ли выразить свои мысли, используется ли формами речевого этикета.

Речевое взаимодействие со сверстниками

Беседа

Наблюдение игровой деятельности

2.Формирование словаря.

Объяснение значения слов

Уточнение названий предметов

Уточнение названий частей предметов

Уточнение названий животных и детенышей

Уточнение названий качеств предметов

Употребление слов-антонимов

Употребление слов-синонимов

Употребление относительных прилагательных

Употребление притяжательных прилагательных

Уточнение названия слов-действий, близких по значению

Уточнение названий профессий и трудовых действий

Уточнение названия глаголов со значением передвижения местоположения предметов

Уточнение названия глаголов

Название частей суток

Называние обобщающих слов

Называние времен года и их признаков

Игровое упражнение «Для чего нужен предмет?»

Игровое упражнение «Что это?»

Игровое упражнение «Назови части предмета»

Игровое упражнение «Семья животных»

Игровое упражнение «Назови по цвету»

Игровое упражнение «Назови какой формы предмет?»

Игровое упражнение «Назови по вкусу»

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Игровое упражнение «Модница»

Игровое упражнение «Лесные жители»

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Игровое упражнение «Профессии»

Игровое упражнение «Кто как передвигается»

Игровое упражнение «Кто как голос подает»

Игровое упражнение «Назови одним словом»

Игровое упражнение «Времена года»

3.Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных от их единственного числа

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Согласование прилагательных с существительными в роде

Согласование числительных с существительными

Образование существительных с помощью суффиксов

Употребление формы множественного числа родительного падежа существительных

Употребление несклоняемых существительных

Употребление  приставочных глаголов

Употребление предложно-падежных конструкций

Игровое упражнение «Один - много»

Игровое упражнение «Великан и гном»

Игровое упражнение «Какой, какая, какое?»

Игровое упражнение «Магазин»

Игровое упражнение «Образуй слово»

Игровое упражнение «Чего не стало»

Игровое упражнение «Слова-иностранцы»

Игровое упражнение «Машенька»

Игровое упражнение «Котята»

4.Связная речь

Уточнение умения составления предложения по картине

Уточнение умения составления описательного рассказа по сюжетной картинке

Уточнение умения составления описательного рассказа по серии картин

Уточнение умения пересказа рассказа

Игровое упражнение «Картинки»

Задание «Зимние забавы»

Задание «Машина»

Пересказ рассказа «Умная галка»

5.Звуковая культура речи

Выявление состояний артикуляционного аппарата

Выявление использования средств интонационной речевой выразительности

Выявление состояния звукопроизношения

Выявление развития фонематического восприятия

Звуковой анализ слова

Выявление умения произношения слов сложной слоговой структуры

Выявление умения произношения предложений со словами сложной слоговой культуры

Обследование строения артикуляционного аппарата

Упражнения для обследования артикуляционной, мимической мускулатуры

Игровое упражнение «Стихотворение»

Игровое упражнение «Назови картинки»

Игровое упражнение «Эхо»

Игровое упражнение «Покажи и назови»

Игровое упражнение «Назови первый звук в слове»

Игровое упражнение «Назови последний звук в слове»

Игровое упражнение «Посмотри и назови картинки»

Игровое упражнение «Магазин»

6.Художественная литература

Выявление названия основного жанра, прозаического текста, познавательного текста

Выявление названий и авторов литературных произведений

Выявление понимания значения иллюстраций, соотнесение их с определенными отрывками текста

Игровое упражнение «Посмотри и назови»

Игровое упражнение «Назови»

Игровое упражнение «Посмотри и расскажи»

Общие оценочные уровни

Низкий уровень

Ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает и не имеет  представлений по указанному критерию речеязыковой компетенции.

Средний уровень

Ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого и имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию речеязыковой компетенции.

Высокий уровень

Ребенок  выполняет все предложенные задания самостоятельно и имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию речеязыковой компетенции.

Результаты обследования заносятся в таблицу мониторинга.

По окончании  года коррекционной работы (старшая группа):

- объяснять правила игры;

- употреблять сложные предложения разных видов;

- составлять по образцу рассказы из личного опыта, по набору картинок, сюжетной картине;

- определять место звука в слове;

- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

В итоге коррекционной работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями,  владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически  правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги  правильно употребляться;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания  некоторых  букв,  слогов,  слов  и  коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Мониторинг уровня развития речи у детей II и III уровня развития речи

Фамилия Имя

Познавательные процессы

Моторная сфера

Импрессивная речь

Связная речь

Артикуляционный аппарат

Общее звучание речи

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

Слоговая структура слова

Грамматический строй

Словообразование

Словарь

Итоговый результат

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Н К

Оценка уровня развития:

3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

2 балла – единичные ошибки исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции.

1 балл – большинство заданий не выполняются.

0 баллов – невыполнение задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям ДОУ. В нем рассматривается понятие термина "мониторинг", его виды, структура. Описана система организации мониторинга детского развития в ДОУ....

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

Мониторинг образовательного процесса ДОУ по образовательным областям МКДОУ № 17 «Петушок» с.Каясула» /май 2014. г/.2015

№п/пНаименованиегруппОбразовательная область«Познавательное развитие»Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание  »Образовательная область«Речевая »Образовательная област...

Мониторинг образовательного процесса по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни"

В документе подобран дидактический материал по формированию ЗОЖ по программе "От рожднения до школы" Вераксы для детей средней, старшей. подготовительной к школе группе....

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ, разработанный с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ, разработанный с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.В...

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ, разработанный с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Монитринг образовательного процесса в ДОУ  и интегративные качества. разработанные с учетом примерной образовательной программы дошколь...

"Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса по Развитию речи"

Цель аналитической  справки  определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путем всестороннего обследования воспитательно-образовательног...