Главные вкладки

    Мои проекты
    проект по развитию речи (подготовительная группа)

    Дудкина Валентина Валерьевна

    "Перелетные и зимующие птицы"; "Игры со словом".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88»

    Проект на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

    http://belozermus.ru/wp-content/uploads/2016/04/6541.jpg

    Составила: Дудкина В.В.,

     воспитатель, первая

    квалификационная категория.

    Республика Татарстан,

    г. Нижнекамск 2016

    Постановка проблемы:

    На нашей планете в последнее время все чаще наблюдаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы – педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая, каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

    Проведенная предварительно диагностика показала, что дети не знают всех птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.

    Но приобщение дошкольников к экологической культуре невозможно без знакомства с  национальной культурой, культурой своего народа. Знакомство  со сказками, старинными обрядами, ритуалами, заучивание потешек, закличек, прибауток погружает  детей в истоки национальной культуры, к русским корням. А ведь как известно, что именно через фольклор  передавались из поколения в поколение знания, в том числе и о природе, об отношении человека ко всему живому. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времен года, связанные с трудом и бытом человека.

    Поэтому было решено познакомить детей  с перелетными птицами через связь с русскими народными обычаями и обрядами. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

    Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам; развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными обычаями и традициями, пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Зимующие птицы».

    Задачи проекта:

    - расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных и зимующих птиц;

    - расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелета;

    - познакомить детей с понятиями : лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»;

    -  развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;

    - воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;

    - вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи-зазывалки, потешки, хороводные песни и т.д.);

    - развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;

    - воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

    - активизировать совместную деятельность родителей и детей. 

    Тип проекта: творческий, коллективный.

    Продолжительность проекта: кратковременный (2 недели).

    Участники проекта: дети, родители, педагоги.

    Формы реализации проекта:

    занятия; дидактические, с\р игры; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; изготовление кормушек; работа с родителями.

    Предполагаемый результат:

    - У детей сформируются знания о жизни перелетных птиц.

    - У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, к культуре русского народа.

    - Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно-прикладного искусства народа.

    - Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.

    - Создание презентации «Птичьи секреты»

    Этапы работы над проектом:

    1. Подготовительный этап

    Проектная деятельность

    Задачи

    Изучение уровня знаний по теме

    Определить актуальные знания детей о перелетных птицах

    Подбор методической литературы

    Методическое обеспечение проекта

    Подбор художественной литературы

    Информационное обеспечение проекта

    Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

    Обеспечение проекта наглядными материалами

    Написание конспектов занятий

    Планирование предстоящей работы

    Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

    Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

    Дети: Ежедневная подкормка птиц; заучивание, беседы, рассматривание, игры.

    Сотрудничество с родителями: Изготовление кормушек разного вида – информация для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

    Необходимое оборудование:

    Литература – Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.

    Музыка – Аудиозапись голосов птиц.

    Иллюстрации - зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки, перелетные птицы.

    Продукты проекта:

    Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»

    Кормушки, выполненные родителями и работниками детского сада.

    Изготовление шапочек птиц к подвижным играм.

    Реализация проекта: Основное направление ФГОС – познавательно-речевое.

    Форма работы с детьми: Игра. Наблюдения. Беседа, разговор. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Чтение. Коллекционирование и др.

    1. Этап - Работа над проектом.

    Проектная деятельность

    Задачи

    Д/и «Назови перелетных птиц», «Назови птенцов перелетных птиц», «Ай да птица, что за птица!»

    Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов

    Чтение рассказов Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г.Снегирев «Птицы наших лесов», В.Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», Стихотворения_______ Разучивание наизусть ________

    Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Развивать выразительность речи.

    П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Бабка-Ёжка», «Жаворонок», «Утица».

    Учить детей подражать голосу птиц

    Загадки о перелетных птицах.

    Учить детей отгадывать загадки о перелетных птицах, построенные на описании и сравнении.

    Составление рассказа по картине А.К Саврасов «Грачи прилетели»

    Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

    Прослушивание музыки, подражающая голосам птиц, «Жаворонки»

    Учить воспринимать и подражать гоосам птиц с помощью музыкальных произведений.

    Аппликация «Перелетные птицы», «Ждем гостей»(объемная аппликация с элементами конструирования)

    Учить создавать изображение птиц с помощью аппликации. Учить правильно создавать композицию.

    Выставка книг по теме «Перелетные птицы» с иллюстрациями.

    Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

    Беседа о жизни перелетных птиц, чем питаются, где выводят потомство, зачем птицам перелет в теплые края.

    Формироватьт представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

    Д/и «Кто как голос подает?», «Чей хвост?», «Чей клюв?»

    Активизировать глагольный словарь. Развивать способность к подражанию голосам птиц. Расширить словарь прилагательных по теме.

    Аппликация нетрадиционной формы «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Ледоход».

    Продолжать учить передавать характерные особенности птиц  с помощью аппликации»

    Заучивание потешки «птички-невелички», закличек «жаворонушки», «Весна-весна красная», пальчиковая гимнастика «птицы»

    Развивать выразительность речи, моторику рук. Учить плавным движениям во время хороводной песни.

    Создание альбома для рассматривания «Птичьи секреты»

    Обобщить представления детей о характерных особенностях перелетных птиц.

    1. Рассматривание картинок «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»

    2. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

    3. Лепка «Птичка

    1. Д.И. «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы)

    2. Беседа «Для чего кормушке крыша?»

    3. Создание коллажа «На кормушке» (коллективное творчество)

    1. Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»

    2. Слушание муз.пьесы «Воробей»

    3. Дидактическая игра «Угадай по описанию» (внешний вид с опорой на картинку)

    4. Беседа «Как зимуют птицы»

    5. П.и. «Птички-невелички»

    1. «Загадки и отгадки»

    2. Наблюдение за вороной.

    3. Дидактич. Игра «Кто улетел?» (развитие внимания)

    4.Составление рассказа «На нашей кормушке»

    1. Разучивание п.и. «Вороны»

    2. Аппликация «Ворона»

    3. Беседа «Знакомство со снегирем»

    1. П.и. «Вороны»

    2.Рассматривание картины «Снегири прилетели»

    3. Чтение стихотворения «Сел на ветку снегирек»

    1. Д.и. «Чей хвост»

    2. Наблюдение за голубями.

    3. Чтение «Воробьишко»А.М.Горький

    4. Беседа «Чем можно кормить птиц?

    1. Конструирование из строительных материалов «Птичья столовая»

    2. Знакомство с дятлом «Почему лесной доктор?»

    3. Закрепление знаний о зимующих птицах.

    1. П.и. «Вороны», «Птички в гнездышке сидят»

    2. Проблемная ситуация «Нужна ли птицам зимой вода?»

    3. Рисование «Воробышки»

    1. Д.и. «Угадайте, что за птица?»

    2. Наблюдение за воробьями.

    3. Проблемная ситуация«Из чего можно сделать кормушку?»

    4.Рисование «Снегири»

    5. Вывешивание кормушек на территории детского сада

    Мероприятия по работе с родителями:

    - изготовление кормушек, скворечников

    - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

    - фотовыставка.

    - проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, скворечников, поделок – из природных даров.

    3. Этап - Заключительный

    Проектная деятельность

    Задачи

    Развлечение «Жаворонки прилетите – весну красную принесите»

    Обобщить и систематизировать знания о перелетных  и зимующих птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе, к русскому фольклору.

    Выставка детских работ.

    Представить результат творческой деятельности детей.

    Презентация «Птичьи секреты»

    Способствовать желанию рассказывать о птицах, выражать свои эмоции.

    - подведение итогов конкурса среди семей по изготовлению кормушек;

    - оформление фото выставки;

    - оформление выставки семейных поделок птиц из природного материала .

    Ожидаемый результат:

    Педагоги:

    - удовлетворение проведенной работой и результатами проекта.

    - собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

    Дети:

    - знают и называют большое количество зимующих и перелетных птиц;

    - отличают и сравнивают птиц:

    - у детей появилась ответственность и забота о пернатых друзьях;

    - в свободной деятельности широко применяют стихи, пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

    У родителей:

    - появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.

    Оценка результатов деятельности:

    В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:

    - Сформированы устойчивые знания о жизни перелетных и зимующих птиц.

    - Создан интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству.

    - Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.

    Список используемой литературы:
    1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
    2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «УправлениеДОУ».
    3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
    4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
    5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

    Приложение

    Игры к проекту «Помогите птицам»

    Дидактическая игра «Угадай по описанию»

    Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

    Цель: научить составлять описательный рассказ; продолжать знакомство с птицами.

    Дидактическая игра «Счет птиц»

    Цель: закрепление согласования числительных с существительными

    Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

    Дидактическая игра «Улетели птицы»

    Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

    Нет (кого?) – нет филина, сороки

    Нет (кого?) – нет филинов, сорок

    Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

    Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

    Дидактическая игра «Чей хвост?»

    Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-( -ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных.

    Ход игры.

    Воспитатель: Ребенок. Нужно найти по заданию хвост животного, поставить стрелки в нужной позиции.

    Воспитатель показывает на картинке хвост животного и спрашивает: «Чей хвост? » Ребенок отвечает: «Это лисий хвост». Потом ребенок на картинке находит хвост лисы, устанавливает стрелочки в нужном положении.

    Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»

    Взрослый описывает признаки птицы, а ребенок называет ее.

    Дидактическая игра «Улетает – не улетает»

    Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет.

    Дидактическая игре «Четвертый лишний»

    По картинкам; по представлению.

    Лебедь, дикая утка, журавль, голубь. (Голубь – не перелетная птица)

    Дидактическая игра «Один–много»

    Образование множественного числа существительных: сорока – сороки, сова – совы, дятел - …

    Дидактическая игра «Назови ласково»

    Упражнение в словообразовании: синица – синичка, соловей - …

    Дидактическая игра «Счет птиц»

    Закрепление согласования числительных с существительными: Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

    Первый соловей, второй соловей, … пятый соловей.

    Первая сова, вторая сова, …, пятая сова.

    Дидактическая игра «Подбери признак»

    Ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…

    Дидактическая игра «Улетели птицы»

    Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

    Нет (кого?) – нет филина, сороки.

    Нет (кого?) – нет филинов, сорок.

    Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

    Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

    Составление сравнительных рассказов о птицах (лебедь и утка, снегирь и синица).

    Составление описательных загадок о птицах.

    Подвижная игра «Вороны»

    Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

    Xод игры:

    Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

    Вот под елочкой зеленой

    Скачут весело вороны:

    «Кар-кар-кар!» (громко)

    Целый день они кричали,

    Спать ребятам не давали:

    «Кар-кар-кар!» (громко)

    (Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

    Только к ночи умолкают

    И все вместе засыпают:

    «Кар-кар-кар!» (тихо)

    (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

    Дидактическая игра «Назови птичку, которой не стало»

    Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

    Сюжетно ролевая игра «Птичий двор»

    Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

    Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.

    Наши уточки с утра ...

    Наши гуси у пруда ...

    А индюк среди двора ...

    Наши гуленьки вверху ...

    А как Петя-петушок

    Ранним-рано поутру

    Нам споёт ...!

    В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.

    Подвижная игра «Снегири»

    Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.

    Вот на ветках, посмотри,

    (по 4 хлопка руками по бокам)

    В красных майках снегири

    (4 наклона головы на строку)

    Распушили перышки,

    (на первое слово – частое потряхивание руками)

    Греются на солнышке.

    (на второе – хлопок по бокам)

    Головой вертят,

    (по 2 поворота головы на каждую строку)

    Улететь хотят.

    - Кыш, кыш! Улетели!

    (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

    За метелью! За метелью!

    Подвижная игра «Собака и воробьи»

    Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

    Скок поскок

    Скок поскок.

    Скачет, скачет воробей,

    Кличет маленьких детей

    Чив, Чив, чив,

    Киньте крошек воробью

    Я вам песенку спою,

    Чик-чирик!

    (имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)

    Вдруг собачка прибежала,

    Воробушек распугала.

    Загадки

    На шесте - веселый дом

    С круглым маленьким окном.

    Чтоб уснули дети,

    Дом качает ветер.

    На крыльце поет отец -

    Он и летчик, и певец.

    (Скворец)

    Чик-чирик!

    За зернышком прыг!

    Клюй, не робей! Кто это?…

    (Воробей)

    На ветвях, украшенных снежной бахромой,

    Яблоки румяные выросли зимой.

    Яблоки по яблоне весело снуют,

    Гусениц мороженых яблоки клюют.

    (Снегири)

    Мал конек за морем бывал:

    Спереди - шильце,

    Сзади - вильце,

    Сверху - черное суконце,

    Снизу - белое полотенце.

    (Ласточка)

    Хочет - прямо полетит,

    Хочет - в воздухе висит,

    Камнем падает с высот,

    А весной в полях поет.

    (Жаворонок)

    Верный страж и друг полей,

    Первый вестник теплых дней.

    (Грач)

    Непоседа птица эта,

    Одного с березой цвета:

    Верещунья, белобока,

    А зовут ее…

    (Сорока)

    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая.

    (Сорока)

    Шипит, гогочет,

    Ущипнуть меня хочет,

    Я иду, боюсь, Кто это?…

    (Гусь)

    Вот птичка так птичка,

    Не дрозд, не синичка,

    Не лебедь, не утка

    И не козодой.

    Но эта вот птичка,

    Хоть и невеличка,

    Выводит птенцов

    Только лютой зимой.

    (Клест)

    На когтях на ствол сосновый

    Влез монтер красноголовый.

    Он трудился на весу,

    Но не вспыхнул свет в лесу.

    (Дятел)

    Посмотрите – выше крыш

    Небо режет быстрый ….

    (Стриж)

    Днем спит,

    Ночью летает,

    Прохожих в лесу пугает.

    (Сова)

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки…

    Да это ...

    (Снегири)

    Стоит ствол,

    На стволе кол,

    На колу дворец,

    Во дворце певец.

    (Скворец)

    Эта птица

    Зовется ….

    (Синица)

    Днем молчит,

    Ночью кричит,

    По лесу летает,

    Прохожих пугает.

    (Филин)

    Длинная, носатая,

    Целый день стоит, как статуя.

    У меня ходули -

    Не боюсь болота.

    Лягушат найду ли, -

    Вот моя забота!

    (Цапля)

    Об этой пташке лесной

    Поется в песне одной:

    На базар она отправлялась,

    Горькой водки там напивалась.

    (Чижик)

    На скале он строит дом.

    Разве жить не страшно в нём?

    Хоть кругом и красота,

    Но такая высота!

    Нет, хозяин не боится

    Со скалы крутой скатиться –

    Два могучие крыла

    У хозяина …

    (Орла)

    Знает небо, знают ветер,

    Скалы и речной лиман,

    Что быстрее всех на свете

    Птица гордая …

    (Сапсан)

    В лесу на ветке она сидит,

    Одно «ку-ку» она твердит,

    Года она нам всем считает,

    Птенцов своих она теряет.

    «Ку-ку» то там, то тут,

    Как птицу эту зовут? –

    (Кукушка)

    Каждый вечер спать ложусь,

    В комнате один я не боюсь.

    Засыпаю сладко я,

    Под пенье птицы –

    (Соловья)

    В клетке целый день сидит,

    И под нос себе твердит,

    Но услышав двери скрип,

    Он кричит «Филипп-Филипп»,

    Кеше пить быстрее дай,

    Кто же это –

    (Попугай)

    Итоги проекта:

     

    Вот такие кормушки для птиц сделали дети со своими родителями!

    Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

     «Кормушка»

    Снегири сидят на ветке,

    Канарейка поёт в клетке.

    Прилетели две синицы,

    Жёлтобокие сестрицы.

    И сороки-белобоки,

    Стрекотать не устают.

    У окошка на пенёчке,

    Мы поставили кормушку,

    И зимой для малых пташек,

    Здесь застолье и уют.

     Проект "Помогите птицам"

    С папой сделали мы домик

    Для синичек, воробьёв,

    Каждый день их хлебом кормим

    И сестричек, и братьёв.

     

    Проект "Помогите птицам"

    Проект "Помогите птицам" 

    «Скворечник». Татьяна Борисовская

    Я трудился над скворечником,

    Получилась красота!

    Сколько надо - в поперечнике,

    Сколько надо - высота.

    Я старательно, по правилам,

    Сделал все по чертежам,

    Только что-то не понравилось

    Привередливым скворцам.

    Загрустил я - делать нечего,

    Знать, зазря труды мои.

    Но в отвергнутом скворечнике

    Поселились… воробьи!

    И папаша там, и маменька,

    И веселый писк птенцов.

    И представьте - я ни капельки

    Не скучаю без скворцов!

     

    Кормушку папа сделал,

    Повесил за окном –

    И вот какой-то смелый

    В ней голубь ест пшено!

    С большим удовольствием работали над аппликацией «Снегири»

     Проект "Помогите птицам"

    И вот, что у нас получилось…

     

     

     Голубь в лужице купался

    В летний, солнечный денёк.

    Уж плескался он, плескался,

    Прыгал так, что весь намок.

     Проект "Помогите птицам"

    Мне в окошко голубь бьётся,

    Говорят, к вестям хорошим.

    А ему прям не имётся,

    Рассказать мне, что-то хочет. 

    «Ворона»

    -Каррр! Кричит ворона. Каррр!

    Улетаю на базаррр!

    Воронята, Не деритесь!

    И меня в гнезде дождитесь!

    (Н. Берестова)«Наши синички»

    Пусть снег вокруг искрится

    И зимний ветер злится –

    Поет не уставая

    Синица расписная.

     

    Эта птица с силой воли,

    В день раз сто бывает в поле.

    Птичке некогда лениться,

    Носит корм птенцам синица.

     Проект "Помогите птицам"

    Спозаранок скачут птицы

    По заснеженным ветвям –

    Желтогрудые синицы

    Прилетели в гости к нам.

    «Тинь-тень,

    Тили-тень,

    Всё короче зимний день –

    Не успеешь пообедать,

    Солнце сядет за плетень

    Ни комарика,

    Ни мушки.

    Всюду только снег да снег.

    Хорошо,

    Что нам кормушки

    Сделал добрый человек».



    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№88»

    http://mamaliza.com/wp-content/uploads/2015/04/7d0dbnsVXno.jpg

    Республика Татарстан,

    г. Нижнекамск 2016

    Проблема: В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

    Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

    Ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

    Актуальность:

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

    В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

    Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

    Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.

    Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма.

      В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Особые трудности в проведении звукового анализа слов наблюдаются у детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

    От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

    Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

    Цели проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

    научить выделять первый и последний звук в слове;

     находить место звука в слове;

    научить подбирать слова на определенный звук;

    научить определять количество звуков и последовательность звуков в слове;

    научить делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;

    научить дифференцировать звуки на мягкий-твердый, звонкий – глухой

    Задачи проекта

    Образовательные Подготовка к обучению грамоте

    - формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;  

    - формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов.

    Воспитание звуковой культуры речи

    - формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;

    - выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

    Формирование грамматического строя речи

    - развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;

    - развитие  процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

    Развивающие-повысить профессиональную компетентность воспитателей  в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму; повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе.

    Воспитывающие-создание в группе особого микроклимата, доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.

    Тип проекта:По характеру создаваемого продукта:

    - исследовательский,

    - творческий,

    - практико-ориентированный

    По количеству детей, вовлеченных в проект:

    - групповой

    По продолжительности:

    - долгосрочный

    Предполагаемый результат и продукты проекта

    В ходе реализации проекта у детей сформируются первоначальные лингвистические представления, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят. Научатся проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов. Выработают правильную дикцию, силу голоса, темп речи. Научатся образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.

    Результат деятельности педагога

    - Систематизация работы по использованию игр на занятиях по обучению грамоте

    - Повышение качества педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.

    Продукты деятельности педагога:

    • Игры и упражнения по обучению грамоте
    • Наглядно-демонстрационный материал к играм и упражнениям
    • Фото альбом «Разноцветный алфавит»
    • Методические рекомендации к проведению консультации с родителями по теме: «Игры со звуками и буквами».

    Результат деятельности детей

    - положительное отношение к занятиям по обучению грамоте;

    - сформированность первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;

    - умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;

    - интонационная выразительность, дикция, сила голоса, темп речи.

    - умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, правильное построение предложений;

    - успешность ребенка в творческом самовыражении.

    Дети овладеют навыками проведения полного звукового и слогового анализа слов, овладеют элементами грамоты.

    -усвоение детьми знаний по обучению грамоте.

    -развитие речевой активности на занятиях по обучению грамоте.

    -активное вовлечение родителей в процесс обучения русскому языку.

    Работа с родителями

    1. Участие в совместных мероприятиях.
    2. Оформление выставки детских рисунков «Разноцветный алфавит».
    3. Посещение родителями занятий по обучению грамоте
    4. Проведение консультаций для родителей «Игры со звуками и буквами»

    Необходимое обеспечение

    Учебно-методическое:

    - конспекты познавательных бесед

    - дидактические игры

    - наглядный и демонстрационный материал

    Требования к уровню подготовленности воспитанников

    Должны уметь:

    - составлять предложения;

    - членить предложения на слова;

    - соотносить буквы и звуки;

    - называть звуки и слоги в словах;

    - находить слова с определённым звуком;

    - определять место звука в слове;

    - проводить звуковой анализ слова;

    - владеть основами плавного слогового чтения.

    Требования к уровню подготовленности педагога

    • Наличие практического опыта.
    • Целеустремлённость и настойчивость.
    • Зрелость (чёткое знание своих целей и задач).
    • Эмоциональная стабильность.
    • Чуткость.
    • Креативность.

    Продукты деятельности детей:

    • Оформление выставки «Разноцветный алфавит»

    Этапы работы над проектом:

    I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (постановка проблемы)

    - Изучить и проанализировать специальную литературу, педагогический опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;

    - Изучить  мнение родителей по данной проблеме через тестирование их детей психологом в начале учебного года и проведении родительского собрания;

    -  Провести познавательную беседу с детьми «Зачем мне учиться?» с целью вызвать у детей интерес к обучению грамоте;

    Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

    Направление деятельности: информационно-методическое

    - Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

    Разработка учебно-методического комплекта:

    - подборка игр и упражнений;

    - подготовка демонстрационного и наглядного материала;

    - разработка методических рекомендаций к проведению консультаций с родителями.

    Направление деятельности: мотивационно-целевое

    - Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

    - Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету обучение грамоте

    Форма организации:

    • Игровые задания на выявления творческих способностей детей.
    • Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.

    II ЭТАП (обсуждение проблемы и принятие задач)

    Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.Сформулировать задачу: умение читать и писать поможет быть грамотным .

    -Изучить методическую литературу,

    -Подобрать методический материал,

    -Провести с родителями консультирование.

    Направление деятельности: познавательное

    Форма организации:

    • Беседы с детьми.
    • Создание проблемных ситуаций.
    • Дидактические игры и упражнения.
    • Консультирование родителей
    • НОД

    Направление деятельности: практико-ориентированное

    Форма организации:

    Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры направленные на:

    - развитие навыков звукового анализа,

    - умение составлять прямые и обратные слоги;

    - умение детей делить слова на слоги;

    - умение составлять предложения, объединенные тематически;

    - воспитание речевого внимания;

    - развитие речевого аппарата, отработку дикции;

    - совершенствование навыков звукового анализа;

    - закрепление умения детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

    III ЭТАП (работа над проектом)

    Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.

    Направление деятельности: практическое

    Форма организации:

    • Работа над выставкой «Разноцветный алфавит»
    • Фотоальбом проделанной работы

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

    Основные виды деятельности

    Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться»

    Цель: Вызвать у детей интерес к обучению

    Дидактическая игра «Закончи слово»

    «Угадай слово»

    Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

    Развивать умение детей делить слова на слоги.

    Дидактическая игра «Найди братца»,«Красный - белый»,«Звуковые матрешки»

    Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

    Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

    Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

    Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений»

    «Нужные знаки»

    Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

    Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

    Дидактическая игра «Звуковые шапочки»,«Веселый поезд»,«Назови слова, в которых второй (третий) звук гласный (согласный)»

    Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

    Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

    Формировать навыки элементарного звукового анализа.
    Упражнять в различении твёрдых и мягких согласных.

    1.Викторина «Игры со словом».

    2.Закрепление звукобуквенного анализа.

    3. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

    Заключительный этап

    Педагогический проект «Игры со словом» позволяет педагогу разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, использовать занимательный материал, включать в образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

    Выявлена динамика активности детей на занятиях.

    Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.

    Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося и позволяет создать положительное отношение к обучению.

    Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.

    Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

    Проект «Игры со словом» рассчитан на короткий период, и , наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.

    Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
    2. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
    3. Синицына И.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
    4. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.
    5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
    6. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
    7. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
    8. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

    Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

    пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

    педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

    Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

    Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...

    Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

    Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

    Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий

    Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...

    Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.

    Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...