конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Козлова Татьяна Вениаминовна

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Деревья и кустарники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya_i_kustarniki.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему

"Деревья и кустарники".

(Старший дошкольный возраст.

Познавательное развитие).

Цели:

Развитие речи:

  • Продолжать учить детей

- работать над тексом, понимать содержание, отвечать на

вопросы;

- учить составлять небольшие рассказы о деревьях и кустарниках;

- продолжать учить словообразованию, обогащая словарь

прилагательных и существительных;

- подбирать слова-антонимы (противоположные по смыслу);

- составлять предложения из заданных слов, правильно связывая

их лексически и грамматически.

  • Развивать внимание, слуховую память, выразительную речь.

Окружающий мир:

  • познакомить детей с особенностями строения деревьев и кустарников;

учить классифицировать деревья на лиственные и хвойные, а

кустарники на ягодные, декоративные и орехоплодные;

  • формировать интерес к растительному миру и бережное к нему отношение.

Аппликация:

  • учить детей выполнять объемную аппликацию, путем складывания детали в гармошку;
  • продолжать учить пользоваться шаблонами, ножницами
  • выполнять начатую работу аккуратно и до конца.
  • Воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности и эстетический вкус.

Материалы и оборудование: картинки  с деревьями и кустарниками, кубик, волшебный мешочек, аудиозапись, котенок, дядюшка Ау; листочки цветной бумаги-2, шаблон, клей, ножницы, трубочки для коктейля; доска.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня нам с вами предстоит удивительное путешествие в мир деревьев и кустарников. Но для этого мы с вами должны превратиться в деревья. Раз-два-три…

2. Логоритмическое упражнение.

Станем мы деревьями         Дети ставят ноги на ширине плеч, 

Сильными, большими.           Руки на поясе.

Ноги – это корни,                        Раздвигают ноги шире.

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,        Сжатый кулак ставят над другим 

Падать не давали,               кулаком

Из глубин далеких                Наклоняются, разгибаются, руки

воду доставали.                    чашечкой

Тело наше – ствол могучий, Раскрытыми ладонями проводят вдоль

                                                               тела сверху вниз

Он чуть-чуть качается         Покачиваются из стороны в сторону

И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком,

                                                              острым концом вверх

В небо упирается                Поднимают соединенные руки вверх.

Наши руки – это ветви,       Раскрывают ладони в поднятых руках

Крону вместе образуют.     Смыкают пальцы над головой.

В кроне им совсем не страшно, Качают головой.

Когда ветры сильно дуют.   Качают поднятыми руками.

Пальцы веточками будут,   Шевелят пальцами обеих рук.

Листья закрывают их.         Прикрывают одну ладонь другой.

Как придет за летом осень, Поднимают вверх правую руку, затем левую.

Разлетятся листья вмиг.   Разводят руки в стороны.

Давайте вспомним, как называются части дерева.

(иллюстрация)

У человека ноги, а у дерева…(корни).

У человека тело, а у дерева…(ствол).

У человека руки, а у дерева…(ветви).

Ветви и листья образуют…(крону).

3. - Молодцы. Вы на месте покружитесь и в детишек превратитесь.

Ребята, а если бы вы на самом деле могли превратиться в деревья, каким бы деревом захотел стать каждый из вас и почему? (ответы детей)

  1. А сейчас мне бы хотелось прочитать вам рассказ о том, как однажды деревья поспорили. Рассказ так и называется «Спор деревьев». Написал его К.Д. Ушинский. (чтение рассказа)
  2. Работа над содержанием рассказа.

- Как называется рассказ?

- Какие деревья поспорили?

- По какому вопросу возник спор?

- Что говорил дуб?

- О чем говорила яблоня?

- Что ответила ей сосна?

- Какие плоды у дуба, сосны, яблони?

- А как вы думаете, кто из них лучше? (каждое полезно по-своему)

6. Посмотрите на доску. Назовите известные вам деревья (клен, дуб, береза, липа, сосна).

- Чем сосна отличается от других деревьев? (у нее иголки).

- Правильно. А вы знаете, ребята, что иголки, а по-другому их называю хвоинки, это тоже листочки. Так что все деревья имеют листочки. Только все они разные, отличаются друг от другой формой и размером. Деревья, которые имеют обычную, привычную для нас листву, называются лиственными, а деревья, имеющие иголки-хвоинки, хвойными.

7. Игра с кубом « Скажи какое дерево».

8. Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

9. Какие листочки считал ветер?

10. –Послушайте и назовите самое короткое слово: дуб, липа, береза, осина.

- Послушайте и назовите самое длинное слово: ель, сосна, клен, рябина.

11. У меня есть друг – котенок Барсик. Он очень любит лазить по деревьям. Однажды с ним приключилась вот такая история (на доске картинки) Составление предложений по картинкам.

12. На доске картинки кустарников.

- Ребята, посмотрите, какие интересные деревья? Ой, хотя нет. Это не деревья. У дерева сколько стволов? А здесь сколько?

- А я поняла это кустарники. Посмотрите и скажите, чем кустарники отличаются от деревьев?

- Кустарники бывают плодовые, орехоплодные и декоративные.

Игра «Четвертый лишний»

13. Тук-тук-тук. Звучит музыка (песенка дядюшки Ау).

- Что это за посылка? (открываю посылку, достаю дядюшку Ау)

(от лица лешего)

- Ой, «здрасте!» Куда это я попал?

- В детский сад.

- Чего? Это как же так? Я же ведь в лесу живу. А здесь стены одни. Ой, горе мне! Я и так вредным был, а теперь еще вреднее буду.

- Ну что ты, дядюшка Ау. Смотри, какие у нас здесь деревья, кустарники. Наверное, как в твоем родном лесу.

- В моем лесу деревья настоящие, а не нарисованные.

- Не нужно так расстраиваться. Лучше поиграй с нами.

14.- Да я такой вредный! Поэтому моя любимая игра называется «Скажи наоборот»

Высокая ель; старый дуб; тонкая сосна; прямой ствол.

15.- Молодцы. Я так люблю природу и свой родной лес. Люблю, когда осенью на деревьях набухают почки, когда весною желтеет и опадает листва. Подойдешь к дубу, а под ним шишек видимо-невидимо, а сосны все в желудях стоят. Такая красота. А еще деревья закачаются и такой ветер поднимется. Уф!

- Постой, постой, дядюшка Ау! Ты ничего не перепутал?

- Нет, а что?

- Ребята, а вы ничего не заметили странного, перепутанного в рассказе дядюшки Ау? (ответы детей).

16. - Ребята, вслушайтесь. Леший живет в лесу. Ходит по лесным тропинкам и работает лесником.

- Вы слышите похожие слова? (если дети затрудняются, предлагаю повторить за мной слова: леший, лес, лесная, лесник.

- Что вы можете сказать об этих словах? (они похожи).

- Правильно. В них есть общая часть – лес. Слова с общей частью

называются родственными.

17.- Что-то скучно мне здесь. Ребята, пойдемте, поиграем. Слушайте и

выполняйте.

Встали дети в ровный круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

А над головой хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу.

Сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу.

- Домой мне пора, в лес. А вы не видели мой волшебный мешочек?

18. Игра «Волшебный мешочек».

( шишка, желудь, каштан, орех, гриб, ягоды)

19. Вот сколько всего полезного у меня в лесу. Лес – это настоящая кладовая, его нужно беречь и охранять. Лес приносит огромную пользу и человеку, и животным.

- Как помогают нам деревья и кустарники? (ответы детей)

- Спасибо тебе, дядюшка Ау. Мы с ребятами обязательно тебе поможем. Мы сделаем для тебя свой настоящий лес.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Осень кисточки взяла стала краски подбирать, я у клена красной краской буду листья рисовать, у березы ….

20. -У вас на столах лежит материал, необходимый для того, чтобы сделать объемные деревья (в тарелочке: листочки цветной бумаги-2, шаблон, клей, ножницы, трубочки для коктейля; доска). Объясняю порядок выполнения объемной аппликации «Деревья».

Самостоятельная работа детей.

Оформление коллективной работы.

21. Итог занятия: Какой теме было посвящено наше занятие?

Что нового узнали о деревьях и кустарниках?

Как называются слова, имеющие общую часть слова?

Какое доброе дело мы сегодня сделали?

Спасибо. Вы все молодцы. Дядюшка Ау сердечно вас всех благодарит. Теперь он будет жить в нашем лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению окружающего мира в 1 мл.гр.

конспект занятия (учимся заваривать чай)...

Конспект занятия по ознакомлению сокружающим миром "Перелетные птицы"

Цели:1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.3. Упражнять...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы.

Тема: «Путешествие в осенний лес» Поздняя осень.Образовательные области: коммуникация, познание (ФЦКМ; ФЭМП), физическое развитие.Программное содержание:  Формировать элементарные представления о...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».  Конспект занятия по ознакомлению с миром природы. Тема: Экологическая тропа.  «Насекомые». ...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Разноцветная осень"

Задачи:1.          Развивать умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи  зависимости в природе осенью (состояние погоды и оде...