Методическая разработка "Использование элементарной логоритмики с детьми старшего возраста для развития речи в ДОО и дома"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Керимова Зурида Рахметовна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_111.docx836.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

C:\Users\User\Desktop\hello_html_m33e8d90a.jpg

«Использование элементарной логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста для развития речи в ДОО и дома»

C:\Users\oleg12\Desktop\хадижат\хадижат аттестация\для презен\20150113_164224(1).jpg

Автор: Керимова З.Р.

воспитатель МБДОУ «ДС«Олененок»

г. Новый Уренгой, ЯНАО

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретическое обоснование опыта  работы по развитию    речи   детей  старшего  дошкольного  возраста  посредством  элементарной логоритмики ................................................……..........................................6

Глава 2.   

          2.1. Содержание  системы работы ..............................…………11

          2.2. Создание предметно-развивающей среды……………………13

           2.3.Формы  и  виды работы, используемые  в  работе  с детьми    

                 старшего  дошкольного  возраста  по  развитию  речи ……16

          2.4. Методы и приемы работы………………………………………24

          2.5. Формы взаимодействия воспитателя с родителями в процессе развития речи  у  детей  старшего  дошкольного  возраста   ……............................................................................................................30

Заключение…………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………….37

Приложения…………………………………………………………………38

  Введение  

 (актуальность)  

 «Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними».

Г. А. Волкова «Логопедическая ритмика»

       Дошкольный возраст – важный период в  становления личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития  речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. У многих детей этот процесс задерживается, в силу многих причин: нарушения в анатомической строении речевого аппарата, функциональной незрелости  речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д.   Сами собой дефекты не исправляются.  Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных и эффективных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.

  Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления  речевых нарушений, где  музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.  Логоритмика, по определению  Г.А.Волковой,  одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Методами элементарной логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи.   Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

        Логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что важно для логопеда — отвлекают ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождает от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

Проблема развития  речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.  К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают о  важности процесса развития речи своего ребенка. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке    различных методик   развития  речи  детей старшего дошкольного  возраста,  и  одна  из  наиболее  эффективных,  на  наш   взгляд, элементарная  логоритмика. Этот процесс должен происходить не только  во время   непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения  и  дома. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования,  родители были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний). Использование  в работе с детьми элементов  логоритмики создает уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Таким  образом, мы  считаем,  что  логоритмика важное  звено  в  работе  с  детьми  по  речевому  развитию. Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.

Цель: средствами  элементарной логоритмики   способствовать  развитию  речи детей старшего дошкольного возраста  в  ДОО  и дома.

Задачи:

  • на основе психолого-педагогической и методической литературы  обосновать понятия «речевое  развитие» и «логоритмика»;
  •  формирование  звукопроизносительных  навыков,  фонематического  слуха,  фонематического  восприятия, расширение, обогащение и активация словарного  запаса посредством  элементарной  логоритмики;
  • развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • организовать взаимодействие педагогов и родителей  в  процессе развития    речи  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  посредством  элементарной  логоритмики.

 

Участники: дети старшего дошкольного возраста,  родители, воспитатели.

Глава 1.Теоретическое обоснование опыта  работы по развитию    речи   детей  старшего  дошкольного  возраста  посредством  элементарной логоритмики.

«Детская речь на всех этапах своего развития

 питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка»  

Корней Иванович Чуковский.

       Проблема развития  речи у дошкольников является очень актуальной и интересной, т. к. развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Развитие  речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития . Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов, ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.

     Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонация, выразительность, жест, мимика и т.п. - основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника. Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и ее словесному оформлению; при этом очень важно сохранить живость и непосредственность речи. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом . Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность педагогов, занимающихся с детьми дошкольного возраста.

   Анализ  уже имеющегося педагогического опыта использования логоритмики  показывает, что физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целых физического оздоровления организма.

     На рубеже 19-20 веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н.А.Римского-Корсакова, Э.Жака-Далькроза, Б.М.Теплова, Н.Г.Александровой и др.

     С 30-х годов двадцатого века в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика, система которой была разработана В.А.Гиляровским. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

Благодаря существенному вкладу Г.А.Волковой в 80-х годах двадцатого века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А.Волкова расширила область применения логоритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной терапии таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса.

     Образовавшаяся ветвь лечебной ритмики – логоритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики. Появилась в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками, потом при коррекции афазии. В 60-е годы Г.А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. В настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях. Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. В.М.Бехтерев выделял такие цели ритмического воспитания, как выявление ритмических рефлексов и зрительные установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, умение приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, как слуховые, так урегулирование неправильных и лишних движений. Профессор В.А.Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. По мнению Е.В.Чаяновой, Е.В. Коноровой логопедическая ритмика развиваетвнимание, память. А В.А.Гринер и немецкие исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для коррекции речи детей писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Особую роль здесь играет логоритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Ещё в начале XX века было известно о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально- эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.Наблюдения за эффективностью применения различных методов логоритмических упражнений на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении в рамках методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Этими ресурсами обладает логоритмика, которая является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики нарушений звукопроизношения дошкольников.

 И именно логоритмика дома и в детском саду, по  нашему  мнению,  помогает ребенку развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом. В нашем дошкольном учреждении немалое место уделяется логоритмической гимнастике. Каждый педагог обращается в своей работе к элементам данной  практики. В нашей работе будут рассмотрены различные элементы логоритмики, используемые в процессе развития    речи  у  детей  старшего  дошкольного  возраста.

Глава 2.

2. 1. Содержание системы  работы.

Изучив имеющуюся методическую литературу по         развитию   речи у  детей  старшего  дошкольного  возраста  посредством элементарной  логоритмики, я решила адаптировать практический    материал к условиям нашего детского сада.  Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.   Мною разработано перспективное   планирование по развитию связной  речи у  детей  старшего  дошкольного  возраста  посредством  логоритмики, которое позволяет грамотно распределить изучаемый материал на весь учебный год. Для удобства поиска  дидактических  материалов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование форм  логоритмики в картотеку.

В  содержание  системы  работы  входит:

                     

Логопедическая  ритмика - практический  метод  в  нашей  работе  по  речевому  развитию  детей  старшего  дошкольного   возраста.

        

Дидактические  игры,  игры  драматизации,  игры-инсценировки, хороводные  игры, логоритмические  упражнения

2.2. Создание предметно-развивающей среды.

Эффективности и результата можно достигнуть только при грамотно организованной развивающей предметно - игровой среде. Это, способствует запоминанию текста, развитию речи, движений и вызывает у детей хорошее настроение. Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

     При создании предметно-развивающей речевой среды   мы основываемся  на  следующих  составляющих:

Предметно-развивающая среда  представляет собой центры  развития в свободной, самостоятельной деятельности. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.  

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

- восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослыми.

Наполнение нашего речевого уголка отражает все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).

Во всех образовательных центрах  подобраны схемы логоритмических  комплексов, отражающие изучаемую  лексическую  тему.  В центре физического развития находятся атрибуты логоритмических подвижных  игр, шумелки,  стучалки, ритмослоги. Предметно-пространственная среда нашей группы мобильная, содержательно-насыщенная, полифункциональная.  В соответствии с содержанием программы, мы создавали различные интерактивные предметные  уголки:

- «уединения» - ребёнок может расположиться на мягком диване, коврике с книгой, игрушкой, настольной игрой;

- «именинника», в котором находятся, атрибуты: именинный наряд, красивый самовар. На стене – «поезд» в вагончиках разного цвета фотографии детей;

- «родительский уголок» - он служит для информирования родителей: «Подготовка ребёнка к посещению детского сада».

  Предметно-развивающая среда  группы   создана в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для  непосредственной  образовательной деятельности и эмоционального благополучия. Таким образом, в предметной деятельности происходит психическое, физическое и  речевое  развитие ребёнка.

 

2.3. Формы  и виды работы,  используемые  в  работе  с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  по  развитию  речи.

     Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

        Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

      Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра).

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста

● Ситуации общения;

● Игровые обучающие ситуации;

● Интегрированные занятия с элементами кооперации;

● Творческие мастерские.

Алгоритм проведения ситуации общения:

1. Создание педагогом реально-практической ситуации.

2. Педагог выслушивает предложения детей.

3. Педагог направляет детей на поиск проблемы, помогает приобрести новый опыт.

4. Совместный анализ результатов.

       Одной  из  основных  форм  работы  по  речевому  развитию формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

      Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт. Ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми.

 Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

       В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Старшим дошкольникам можно предложить следующие ситуации общения: «Лена пролила варенье на пол. Что теперь ей делать? Как поступить лучше?», «Катя решила пригласить детей к себе в гости. Что она для этого должна сделать?» и др.

Для развития полноценного игрового общения использую игровые обучающие ситуации:

1. Ситуации-иллюстрации.

2. Ситуации-упражнения.

3. Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы).

4. Ситуации-оценки.

     В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах) способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам.

    Действуя в игровом образе, ребенок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое, а затем и реальное поведение.

 и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

     В старшей группе начинаем использоваться ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например, принятие в старшем дошкольном возрасте на себя ролей отрицательных персонажей в ходе игр-драматизаций должно вызывать феномен децентрации, то есть формировать умение моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, но не провоцировать эмоционального слияния с его образом, идентификации с ним. Это позволяет сравнивать различные черты характера (добрый — злой, честный — лживый) и создавать установку на формирование положительных черт характера у детей.

    Обучение игровому (диалогическому) общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.

     Задачи сценариев активизирующего общения:

1. Коммуникативное развитие детей.

2. Развитие детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

3. Обогащение и активизация словаря.

4. Корегирование грамматического строя языка ребенка.

5. Развитие связной речи.

Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, инсценировки, игры-драматизации, подвижные, народные, дидактические игры, имитационные упражнения.

В сценариях активизирующего общения обучение имеет не учебную, а игровую, коммуникационную мотивацию. Поэтому необходимо так подбирать языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания,  широко  используя  логоритмические  упражнения  и  песенки.

  Таким образом, решая задачи языкового развития, параллельно и одновременно решаем задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми.

   Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

   Одной из  наиболее  эффективных  форм  работы  по  речевому  развитию  считаю  формы  игровых  ситуаций  с  использованием  элементарной  логоритмики или так называемых упражнений на координацию речи с движением. Содружество двигательных упражнений с проговариванием специальных текстов под музыку дают хорошие результаты в формировании правильной речи малышей. Практикующие логопеды знают, что использование логоритмики очень эффективно и нравится детям.

   Во время выполнения таких упражнений у ребенка совершенствуется речевое развитие, двигательные навыки. Давно известно, что на интенсивность развития речи влияет двигательная активность ребенка. Еще одним фактором, благоприятствующим речевому развитию, является хорошо развитая мелкая моторика, так как двигательная зона кистей рук и речевая зона в коре головного мозга расположены рядом.

    Ритмические тексты (стихотворения, поговорки, потешки), использующиеся в логоритмических упражнениях, помогают развитию правильного речевого дыхания, темпа речи, формируют речевую и двигательную память, способствуют развитию речевого слуха.

 Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятия как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.

Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

 Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно - эстетические и этические чувства.

 Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. В основе методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приёмами. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

   Мы  считаем,  что  использование логоритмики в  работе с детьми  старшего дошкольного возраста, способствует реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности детей.

Виды  логоритмических  упражнений:

- пальчиковые  игры  или  массаж  пальцев;

-упражнения  на  развитие  дыхания,  голоса  и  артикуляции;

-стихотворения,  сопровождаемые  движениями;

-упражнения,  регулирующие  мышечный  тонус;

-речевые  упражнения  без  музыкального  сопровождения;

-чистоговорки;

-речевые  и  музыкальные  игры;

- гимнастика  для  глаз;

-упражнения  для  развития  музыкального  слуха;

-различные  виды  ходьбы  и  бега под  музыку;

-ритмические  упражнения, пение;

-упражнения  в  игре  на  музыкальных  инструментах;

-массаж  биологически  активных  зон;

-подвижные  игры,  драматизации;

-мимические  упражнения;

-упражнения  на  релаксацию  под  музыку.

На протяжении  трех  лет, я использую элементарную  логоритмику при организации воспитательно-образовательного  процесса детей  дошкольного  возраста  в  процессе  речевого  развития. Постоянное и систематическое  использование  логоритмических  песенок  и  упражнений при организации режимных  моментов позволило  ускорить процесс овладения детьми культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, что является одной из основ здорового образа жизни.

           Они развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, т.е. вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира  и  развития  фонематического  восприятия,  связной  речи  ребенка.  

Формы подачи логоритмики разнообразны, я использую все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир  речевой игры.

2.4. Методы и приемы работы

      Движение издавна использовалось в качестве лечебного и профилактического средства. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика. «Чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». В   методе «логоритмика»  выделяют два основных направления в работе с детьми  старшего  дошкольного  возраста  по  речевому  развитию.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов:        совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы развитие речи детей и коррекция их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.  

      Весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями (чаще стихотворное сопровождение) или музыкально-двигательными упражнениями. Для   эффективного  речевого  развития  и коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей, используюем следующие разделы:

1. Вокальное музицирование. Сюда входят игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением.

1.2 Инструментальное музицирование. В раздел включаются игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.

 2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела являются для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.

3.Танцевально-ритмические упражнения способствуют развитию чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры ( в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств, эмоций.

3.1.Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевальноритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, притопываниями и.т.д.). Для игрового оформления задания часто используются погремушки, палочки, кубики, камешки.

4. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры

и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости). Эмоционально-волевой тренинг направлен на развитие эмпатии, коммуникативных навыков и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку это этюды на развитие мимики, пантомимики. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции.

5. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком. Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми нарушениями.

   Принцип системности обуславливает последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики. Системность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми упражнениями. Принцип наглядности. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Большое значение имеет образное слово, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения. Принцип доступности и индивидуализации. Он предусматривает учет возрастных, психологических особенностей ребенка, а также характер нарушения моторики речи. В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Каждый метод имеет ряд разнообразных приемов:

наглядно-зрительные показ педагогом образца движения или его отдельных элементов; подражание образцам окружающей жизни; наглядных пособий. тактильно-мышечные включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротцадуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. И если воротца задеваются, то ребенок сам определяет неправильность своего движения. наглядно-слуховые звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и.т.п. игровой прием близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее эмоционально-эффективен. Он позволяет детям глубже погрузится в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. В результате знания усваиваются быстрее. Этим объясняется повышенное внимание к используемому игровому оснащению занятий по логоритмике. Дети играют с кубиками, шишками, каштанами, палочками, колечками, бусами, мячиками, пробками, прищепками и эта работа с материалами различными по фактуре дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции.

    При словесном методе используются следующие приемы: пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы; беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет игры и.т.д. образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.        Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием различных пособий и наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную). Таким образом, используя  элементарную  логопедическую ритмику педагог  осуществляет развитие слуховых, зрительных функций, оптикопространственных представлении, тактильного восприятия, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.

Использование  логоритмики  в  режиме  дня

        

  2.5. Формы взаимодействия воспитателя с родителями в процессе развития     речи  у  детей  старшего  дошкольного  возраста.

   Современная педагогика  утверждает: для ребенка наиболее полезным может быть интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную его формы.  Очень важно привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе.  Родители в  нашем дошкольном образовательном учреждении являются активными участниками образовательного процесса.

 

Задачи совместной работы:

● создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

● обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;

● повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;

● выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

● определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;

● целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

● учитывать пожелания родителей, их предложения;

● познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

          Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:

● групповые собрания;

● индивидуальные беседы;

● консультации;

● анкетирование;

● наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);

● открытые занятия с детьми;

● День открытых дверей;

● приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;

● совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»;

● тренинги игрового взаимодействия;

● интерактивные выставки;

● викторины, конкурсы;

● проектная деятельность;

● презентации;

     На консультации «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» я познакомила родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовила  индивидуальные рекомендации для родителей. Довела до их сведения, как развивается речь их ребенка, указала, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Также родителям был предложен список литературы по заинтересовавшим их вопросам.

     Была организована игротека с родителями. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей я познакомила с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры и т.п.). Причём родители принимали активное участие в игре с детьми.

     Проводилась викторина «В гостях у сказки» целью, которой было развитие у детей слухового внимания, творческого воображения, интонационной выразительности речи в драматизациях. В викторине принимали участие команда детей и команда родителей. Им предстояло справиться с различными заданиями (отгадывание сказок; решение сказочного кроссворда; сочинение сказки; проигрывание сказочного сюжета и т.п.)

     Родители активно участвовали в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны были придумать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создавались альбомы, книжки.

    Также  вниманию родителей была представлена папка-передвижка «Я дарю тебе словечко» целью, которой было обратить внимание родителей на то, что эффективнее знания у детей усваиваются в бытовых ситуациях и в игре. Также в папке была представлена подборка игр способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

    По моей рекомендации родители вводят в жизнь семьи игру «Я дарю тебе словечко», цель — расширить словарь детей. Дети приносят в группу подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Родители участвуют в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю «Игры на кухне».

Игровые логоритмические упражнения для развития мелкой моторики и  речи «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

 Логоритмические игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга.

Логоритмические игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т. д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…).

Логоритмические игры на развитие слоговой структуры. «Путаница».

Подвижные игры.

«Игры с мячом и  логоритмическими  стишками «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

    Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

     Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Я считаю, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.

     Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются  совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» создавался альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются. Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

     Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

     В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Заключение

     Проведенная работа показала -  значимость элементарной  логоритмики для дошкольного периода неоспорима  в  плане  развития  и  коррекции  речевого  развития. Логоритмическая  система  работы  оказывает активизирующее воздействие на речевой звуковой поток , фонематический  слух,  фонематическое  восприятие,  связную  речь  ребенка -  дошкольника.

  Элементарная логоритмика - это метод ,  который принадлежит к числу эффективных средств развития , все чаще применяемых  не  только в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении имеющихся трудностей у детей,  но и  как  профилактический  модуль  речевого  развития  ребенка  дошкольника. Эффект  применения логоритмических  упражнений зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.  

       Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов — М.: Астрель, Владимир, 2015.

2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи./ Под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2015.

3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016.

4. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ — 2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет. — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2019.

5. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2016.

6. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «Гном-Пресс», 2017 г. – 64 с.

7. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2017, - 99 с.

8. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2019.

9. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 2017г.

10. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2016г.

                                                                                                                         

ПРИЛОЖЕНИЯ

Картотека по логоритмическим играм

     Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми не только в развитии  речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

    Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

 

Речевые игры со звучащими жестами (используются  на  прогулке)

 

Солнышко

Солнышко, солнышко,                  Ритмичные хлопки.

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,                         Притопы.

По камушкам скачут.                    Лёгкие прыжки с хлопками.

Листопад

Осень, осень! Листопад!                 Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами.

Листья рыжие шуршат                     Трут ладошку о ладошку.

И летят, летят, летят!                        Качают руками.

 

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.         Хлопки чередуются со шлепками

                                                         по  коленям

Веселится детвора!                          Лёгкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,                              Притопы.

Шлеп-шлеп.                                            Хлоп в ладоши, Хлопки.

Дождик, нас не поливай,                Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                             Убегают от «дождика».

Фома

Стучит, бренчит по улице:               Притопы с хлопками.

Фома едет на курице,                        Щелчки по бедрам.

Тимошка – на кошке                         Щелчки.

По кривой дорожке.                          Показывают руками кривую дорожку.

Фома песенку поёт,                           «Пружинка» с хлопками.

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали,                                      Кружатся дробным шагом.

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит                          Присаживаются на корточки.

И на нас рычит:

- Р-р-р-р!                                             Убегают от «мишки».

Снег

Как на горке – снег, снег,                 Поднимают руки вверх, два

хлопка.

И под горкой – снег, снег,                Приседают на корточки.

Два шлепка.

И на елке – снег, снег,                       Поднимают руки вверх, два

хлопка.

И под елкой – снег, снег.                  Приседают на корточки.

Два шлепка.

А под снегом спит медведь.              Притопы.

Тише, тише. Не шуметь!                   Произносят шепотом,

указательный палец возле губ.

Пчёлы водят хоровод

Водят пчелы хоровод –                      Дети топают на месте.

Брум, брум.                                         Хлопки «тарелочками».

В барабан ударил кот –                     Имитируют пальцами игру

на барабане.

Трум, трум.                                         Стучат кулачком о кулачок.

Стали мыши танцевать –                   Выставляют ногу на пятку.

Тир – ля – ля.

Так, что начала дрожать                     Кружатся дробным шагом.

Вся земля.                                            Хлопают в ладоши.

 

Речевые игры с музыкальными инструментами(можно  использовать  в  групповом  помещении )

 Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки.

Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки.

Тук – тук!                                                

 

Мы на ложках заиграли.

Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

 

Вот бежит приятель наш Петрушка,

Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки,

Трень – трень.

 

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

 

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

               

Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

                      Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

 

Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

Речевые игры с музыкальным сопровождением(используются  в  групповом  помещении  и  на  музыкальных   занятиях)

Движения дети выполняют, сидя на стуле или стоя, взрослый предлагает детям представить, как они надувают большой и красивый шар.

Вот так шарик надуваем

  И до облака взлетаем.

Дети держат руки на уровне губ «замочкам», имитируя большой шар, поднимают их вверх. Голова также понимается медленно вверх. за полукруглыми руками.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…

Дети медленно приседают и опускают руки через стороны вниз. Затем выпрямляются, руки опущены, голову держат прямо.

(Для музыкального оформления можно использовать запись музыки Э. Мориконе.)

Все лето качели качались и пели,

                                      И мы на качелях к небу летели!

Дети раскачивают вперед – назад свободные руки, легко пружиня в коленях. На последнюю строчку текста встают на носочки и поднимают руки вверх.

Настали осенние дни

Качели остались одни

Лежат на качелях

Два желтых листа

И ветер качает

Качели слегка.

Голова мягко опускается вниз  руки остаются вверху.

Кисти рук медленно опускаются к плечам.

Туловище слегка раскачивается право и влево.

В музыкальное сопровождение можно использовать фонозапись музыки П. Мориа.

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушке Ложки.

Дети  идут на носочках.

А в деревушки Ложки

У них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки

Дети становятся парами. Держась за руки, имитируют работу пилы.

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Дети меняются парами или местами.

Лопнула и стала

Резко бросают руки

Начинай с начала.

Дети стоят врассыпную

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел

Дети выполняют маховые движения руки.

Дети приседают, руками обхватывают колени,

Вращают кистями поднятых вверх рук.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.

Тот, кто песенку найдет

Дети приседают, руками обхватывают колени,

Будет весел целый год.

Стоя, дети весело хлопают в ладоши.

Может быть использована музыка М. Глинки «Жаворонок»

Ветер дует нам в лицо

Выполняются маховые движения руками на уровне лица.

Закачалось деревцо.

Руки поднимаются, то опускаются подняты над головой, корпус слегка раскачивается вправо – влево.

Ветер дует тише, тише

Мы приседаем ниже, ниже.

Маховые движения вперед – назад. Дети медленно приседают.

Для музыкального сопровождения можно использовать вальсовую музыку.

Дети сидят на корточках.

Из сугроба на опушке

Чьи – то выглянули ушки

Кисти рук прижаты к голове

«Зайчики шевелят ушками»

И помчался, скок – скок – скок,

Белый, маленький зверек.

Дети легко бегут врассыпную, «лапки» сложены перед грудью.

Вот запрыгал он проворно

По тропинке по зеленой

Легкие продвижения вперед и вокруг себя.

Ветер у березок кружит,

Шевелит зайчишке уши.

Выполняются маховые движения руками перед собой с постепенным подъемом вверх.

Ветер – ветер, поиграй – кА,

Не догнать лихого зайку!

Весело хлопают в ладоши. С окончанием текста разбегаются.

Можно использовать музыку П.И. Чайковского «Полька»

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? вышла крыша,

А под крышей мы с тобой!

Дети складывают руки над головой

Подними ладошки выше,

А потом сложи дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси-

Вот один, а вот другой!

Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

Дети складывают руки перед собой одна на другую «полосочкой».

Можно провести под мелодию русской народной песни «Из – под дуба»

Дети становятся лицом к педагогу.

Пусть стоят на месте ножки

Да – да – да, да – да – да!

Выполняют «пружинка», руки на поясе.

Только хлопают ладошки.

Да – да – да, да – да – да!

Дети стучат по коленочкам.

А сейчас мы будем хлопать-

Хлоп – хлоп – хлоп-перед собой

Хлопают перед собой

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

Хлопают за спиной.

Выше, выше будем хлопать,

Выше руки поднимай!

Дети постепенно, хлопая в ладоши, поднимают руки.

Ниже, ниже будет хлопать,

Руки ниже опускай.

Дети, хлопая, опускают руки.

А теперь качать руками

Можно целых пять минут

Покачивают руками вперед – назад, выполняя «пружинку».

Отдыхайте, дети, с ними,

Ручки тоже отдохнут.

Приседают на корточки, ладошки складывают под щечку.

Для музыкального сопровождения можно использовать легкую веселую музыку.

Дети стоят врассыпную, ноги поставлены на ширину плеч, руки сложены «в замочек» за спиной

Стало палубу качать,

Ноги к палубе прижать!

Одну ногу прижимаем.

А другую расслабляем.

Дети  полуприседают сначала на правую, затем на левую ногу, слегка покачиваясь.

Сложим руки на колени,

И тотчас немного лени…

Напряжение улетело

И расслаблено все тело…

Полуприсев, дети выполняют легкие повороты головы, корпус расслаблен

Наши мышцы не устали,

А еще послушней стали.

Дышится легко…ровно…

Глубоко.

Дети выпрямляются, голова поднимается, руки опущены.

Дети делают глубокий вдох.

Используется музыкальное сопровождение П. Мория «Голубая волна»

Любопытная Варвара                                                          Повороты головы влево

Смотрит влево,                                                            Повороты головы вправо.

Смотрит вправо,                                                      Небольшой наклон корпуса вперед.

А потом опять вперед.

И немного отдохнем.                                                        Дети слегка приседают.

Шея не напряжена                                                        Покачивание головы вправо и влево.

И расслаблена…

А Варвара смотрит вверх                                                 Дети выпрямляются,

Выше всех дольше всех     поднимают голову вверх, встают на носки, шею тянут

вверх. Возвращаются обратно –              Дети слегка приседают, покачивают головой вправо

Расслабление приятно!                   влево, возвращаются в исходное положение.

Шея не напряжена

И расслаблена!...

В качестве музыкального фона можно использовать лирическую народную песню (Например:   «Светит месяц»).

Дети стоят врассыпную или по кругу, лицом в центре круга. Пяточки вместе, носочки врозь, руки находятся на поясе. Педагог показывают движения, дети точно повторяют.

Пусть стоят на месте ножки.

Ля – ля – ля.

Дети выполняют повороты корпуса вправо и влево.

Только хлопают ладошки.

Ля – ля – ял.

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай.

Хлоп да хлоп перед собой.

Выполняют ритмичные хлопки перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

Дети хлопают за спиной.

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай

Хлопки перед собой снизу вверх мягкими руками.

Ниже, ниже, ниже хлопай,

Руки ниже отпускай.

Выполняют хлопки сверху вниз.

А теперь качать руками

Можно целых 5 минут.

Отдыхайте вместе с нами,

Руки тоже отдохнут.

Дети раскачивают вперед-назад (или перед собой свободно опущенными руками).

Дети стоят по кругу, держась за руки. Под напев русской плясовой  мелодии «Ах ты, береза» двигаются в хороводе, выполняя движения по тексту песни.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выполняют движения по тексту песни.

Для напева используется мелодия песни .

Лесом по проселку

Шли сюда на елку.

Ну давай, подпевай,

Шли сюда на елку.

Идут по кругу, держась за руки.

Вот бегут зайчишки,

Зайчики – трусишки.

Ушками задвигали,

У елочки запрыгали.

Дети бегут легко на носочках друг за другом, руки держат перед грудью, как «лапки» у зайчиков.

Вот шагают петушки

Золотые гребешки

Красные сапожки

На высоких ножках.

Идут друг за другом, высоко поднимая ноги, руками выполняют широкие маховые движения.

Ну – кА, выходи – кА.

Серый кот мурлыка,

Бархатные лапки,

На лапках цап – царапки.

Идут мягким пружинным шагом, поочередно вытягивая перед собой

мягкие руки-«лапки»

Вышел из берлоги

Мишка на дорогу

Лапами захлопал.

По снегу затопал.

Дети идут вперевалочку, пружиня слегка в коленях.

Повторяется 1 куплет                            

Повторяются движения 1 куплета.

Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собой вас!

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке

Дети останавливаются, под музыку выполняют движения по кругу, по «тропинкам» леса, врассыпную.

Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Мышка тихо идет

В норку зернышко несет.

Мягкий, пружинный шаг, спина слегка прогнута вперед «лапки» перед грудью.

А за мышкой шел медведь

Да как начал он реветь

«У – у! У – у!

Я вразвалочку иду!»

Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне. Руки перед грудью слегка согнуты в локтях.

А веселые зайчата –

Длинноухие ребята-

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены.

Шел по  лесу серый волк.

Серый волк – зубами щелк!

Он крадется за кустами

Грозно щелкаем зубами!

Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок – скок – скок

Под мосток – и молчок.

Ноги становятся на ширину плеч, выполняются прыжки с продвижением вперед.

Ой ты, дедушка – ежок,

Не ходи на бережок

Там промочишь ножки

Теплые сапожки!

Легкий неторопливый бег на носочках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена.

Ищут маму медвежата,

Толстопятые ребята,

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие.

Шаг на четвереньках, движение рук и ног поочередно.

В воздухе над лужицей

Стрекозы быстро кружатся

Взлетают и садятся

На солнышке резвятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по развитию речи

Занятие способствует закреплению, систематизированию и обобщению знаний детей о Российской Армии;учит поддерживать беседу, отвечать и задавать вопросы;активизирует специфический словарь детей;воспитыв...

Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи и фонетико-фонематического восприятия на тему: Звук [Ы]

В данной методической разработке представлен опыт работы по одному из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО «Речевое развитие». Предлож...

Планирование работы с детьми старшего возраста по развитию речи, с использованием речевых игр.

Планирование работы с детьми старшего возраста по развитию речи, с использованием речевых игр.Речевые игры:Подвижные игры с речевым сопровождением.Речевые игры на развитие логического мышления.П...

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по развитию речи «День рождение Винни Пуха»

Цель: Обобщение, уточнение и расширение знаний детей по лексической теме «Игрушки»Задачи: 1.     Образовательные: - Уточнение, активизация и актуали...

Консультация для родителей. "Игры с детьми старшего возраста и развитие речи"

Дошкольный возраст - это период когда формируется речь у ребенка....

Интегрированное занятие с детьми старшего возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности «Новогодние покупки».

Развитие  современного общества и появление новых жизненных ориентиров и ценностей влекут  за собой необходимость формирования у    старших дошкольников  новых знаний и у...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию звуковой речи «звук Ы»

Методическая разработка совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию звуковой речи «звук Ы» Составила :ВоспитательСтарцева Е.В.Форма: иг...