«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»
статья по развитию речи (старшая группа)

КВЕСТ-игра – это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих технологий, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в совместную деятельность. Очень важно добиться этого в таком сложном направлении образовательной работы с детьми, как РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»

     Современному воспитателю в своей ежедневной работе необходимо опираться на основополагающие принципы ФГОС, такие как: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для  дошкольников формах - в игре, познавательной и исследовательской деятельности.

   Квест – технология - это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОО, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.  Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды; происходит интеграция различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.     

    В  настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста особенно актуальна, происходит обеднение живого общения. Просмотр мультфильмов, компьютерные игры, неконтролируемые по времени, минимальное общение со сверстниками и взрослыми  приводят к снижению речевой культуры ребенка. Как следствие этого у дошкольника развивается односложная речь.

     Находясь в постоянном поиске  эффективных средств, облегчающих процесс усвоения и закрепления с детьми нового материала, пришла к выводу, что игра-приключение наиболее подходящая для этих целей форма работы.  Квест дает детям возможность экспериментировать, получать и синтезировать новые знания, мотивирует и создает условия для углубленного развития речи, развития творческих способностей и коммуникативных навыков. Для того чтобы добиться цели, дети должны последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения. Главное условие для успешного использования квеста– это четкое выстраивание содержания, заданий, условий организации игры в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями ребенка. Коллективно решая задания, каждый ребенок чувствует свою значимость, становится увереннее в себе, самостоятельней. Педагог же является только проводником и партнером для него.

     

     Основными направлениями моей работы по развитию речи детей, через использование квест-технологии являются:

  1. Формирование грамматического строя речи: изменение слов по родам, числам, падежам; освоение различных типов словосочетаний; словообразование.
  2. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь и монологическая речь (рассказывание).
  3. Сенсорное развитие: развитие мелкой моторики рук.
  4. Развитие словаря: освоение значений слов и их употребление в соответствии с ситуацией.
  5. Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

В качестве примера работы с использованием квест-игры по речевому развитию дошкольников предлагаю методическую разработку по лексической теме «Зимние забавы».


Методическая разработка для детей старшей группы

 «Приключения в зимнем лесу»

Образовательная область: «Речевое развитие»  

 

Цель: создание условий для эффективного развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи: образовательные — формировать умение подбирать прилагательные к существительным, образовывать притяжательные прилагательные, образовывать родственные слова.

                 развивающие — упражнять в образовании словосочетаний с уменьшительно-ласкательным значением; развитие умения комментировать свои действия, активизировать словарь по теме «Зима», развивать связную речь, зрительное внимание, дыхание.

                 воспитательные — воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, давать ответ полным предложением.

Предварительная работа: беседы с детьми по теме «Зима», чтение художественной литературы,  заучивание с детьми приветствия, пальчиковой гимнастики .

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра.

Материалы и оборудование: компьютер, колонки, мольберт, ёлочка, снежинки,

картинки диких животных, предметные картинки, изображение зимнего дерева, костюм снеговика, конверт с письмом.

I. Вводная часть (3 минуты)

а) Приветствие гостей.

б) Чтение письма от Снеговика

II. Основная часть (20 минут)

а) дидактическая игра «Волшебный сундучок»

б) дидактическая игра «Доскажи словечко»

в) дидактическая игра «Чей след?»

г) физкультминутка

д) дидактическая игра «Четвертый лишний»

III. Заключительная часть (3 минуты)

Ход:

     Дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята! Давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.

Дети берутся за руки и встают в круг.

В этот чудный зимний день, нам здороваться не лень

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Шлём привет мы всем вокруг. Я твой друг и ты мой друг

(дети поворачиваются к друг другу, приветствуя)

Шлём привет мы всем гостям. Очень, очень рады вам!

( поднимают руки вверх, приветствуя гостей).

Воспитатель: Молодцы ребята! Садитесь на стульчики.

Звучит музыка, для привлечения внимания детей.(Вьюга)

Под дверь подкидывается письмо от Снеговика.

Воспитатель: Что это? (поднимает письмо)  Это письмо от Снеговика! Давайте прочтём его?

Дети: Давайте!

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Я ехал к вам в гости. Но в пути со мной приключилась беда, меня заколдовала Снежная Королева. Помогите мне пожалуйста. Для этого вам надо выполнить задания волшебного леса. После выполнения каждого задания вы получите часть моего портрета. Из этих частей надо собрать целую картину. Найти задания вам помогут цифры.

Воспитатель: Ну что ребята, поможем Снеговику?

Дети: Да.

Воспитатель: Нам надо сказать волшебное заклинание, чтобы оказаться в волшебном лесу. «Вокруг себя обернись, в волшебном лесу окажись!».

(Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова)

Основная часть

Воспитатель: Вот мы и оказались в волшебном лесу. Ребята, нам надо найти  первое задание!

(Дети показывают на задание под номером один).

Игра «Волшебный сундучок»

К фланелеграфу прикреплены две силуэтные картинки «большой сундучок» и «маленький сундучок». На полу стоит сундучок с парными картинками.

Воспитатель: Какой красивый сундучок, а что же внутри? Предлагаю заглянуть.

Ребята, нам надо разложить картинки в сундучки. Для этого надо назвать предмет на большой картинке и положить в большой сундучок. А потом сказать про него ласково и положить маленькую картинку в маленький сундучок. Попробуем?

ветка (какая?) - зеленая, колючая, снежная -  веточка зелененькая, колюченькая...

Санки (какие?) - деревянные, быстрые, красивые — саночки деревянненькие....

Елка (какая?) - зеленая, колючая, высокая — елочка зелененькая, колюченькая...

Снежинка (какая?) - голубая, красивая, холодная — снежиночка голубенькая...

Снеговик (какой?) - круглый, веселый, снежный — снеговичок кругленький...

Сосулька (какая?) - длинная, прозрачная, холодная — сосулечка длинненькая...

Снежок (какой?) - круглый, твердый, гладкий — снежочек кругленький...

Льдина (какая?) - холодная, твердая — льдинка холодненькая, тверденькая...

Рябина (какая?) - красная, круглая, маленькая — рябинка красненькая, кругленькая...

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы справились с первым заданием и нам надо найти первую часть портрета снеговика.

Звучит волшебная музыка.

Вот и первая часть портрета снеговика!

Дети кладут часть в мешочек.

Воспитатель: Пора нам отправляться выполнять следующее задание. Давайте глазками найдем второе задание.

Дети находят задание под номером два.

Звучит музыка для прогулки на санках.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на чем мы можем весело и быстро добраться до него?

Дети: На санках.

Воспитатель: Давайте отправимся с вами на санках!

Звучит музыка, дети под музыку отправляются ко второму заданию на санках.

Воспитатель: Как весело мы с вами прокатились, правда ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая елочка! А как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут ?

Дети: Потому что они укрыты снегом.

Воспитатель: Предлагаю и нам укрыть елочку снегом, чтобы она не замерзла. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете добавлять слова отгадки, связанные со словом снег и укрывать елочку снежинками.

Игра «Доскажи словечко»

(Дети берут по одной снежинки и добавляя слово-отгадку вешают снежинки на елочку.)

1. Тихо, тихо, как во сне падает на землю....(снег)

2. На поселки, на лужок выпал беленький....(снежок)

3. Все бегут вперегонки, все хотят играть в ….(снежки)

4. С неба все скользят пушинки, серебристые ….(снежинки)

5. Вот веселье для ребят, все сильнее....(снегопад)

6. Словно в белый пуховик нарядился....(снеговик)

7. Рядом снежная фигурка, это девочка...(снегурка)

8. На снегу то посмотри, с красной грудкой...(снегири)

9.Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...(снег)

Воспитатель: Ребята, как мы елочку укрыли снежинками! А чтобы елочке было еще теплее, давайте подуем на снежинки. Я скажу волшебные слова, а вы подуете на ёлочку. «Щечки мы не раздуваем, плечики не поднимаем».

Дети дуют на елочку.

Воспитатель: Задание мы выполнили, нам надо найти второй фрагмент портрета снеговика.

Звучит волшебная музыка. Дети находят второй фрагмент.

Воспитатель: Скорей, скорей. Нам надо спешить к третьему заданию! На чем теперь мы с вами прокатимся?

Звучит музыка для прогулки на коньках.

Дети: На коньках.

Воспитатель: Ручки спрячем за спинкой, а ножки будут выполнять движения как на коньках.

Под музыку переходят к третьему заданию.

Воспитатель: Сколько чьих-то следов под деревом! Настоящая путаница. Давайте поиграем в следопытов?

Игра « Чей след»

(Цель: закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные)

(под деревом прикреплены фигуры животных: волк, лиса, заяц. На дереве белка)

Дети смотрят где чьи следы, распутывают.

Воспитатель: Скажите ребята, чей это след?

Дети: 1. Это заячий след.

           2. Это волчий след.

           3. Это лисий след.

           4. Это беличий след.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на животных. Что не так с ними?

Дети:

  1. У волка нет хвоста.
  2. У лисы нет лапы.
  3. У зайца нет уха.
  4. У белки нет носа.

Воспитатель обращает внимание детей на мешочек возле дерева. Что это за мешочек? (Заглядывает в мешочек) А вот и не достающие части животных.

Дети: Давайте!

Воспитатель: Это чей хвост?

Дети: Это волчий хвост.

Воспитатель: Это чья лапа?

Дети: Это лисья лапа.

Воспитатель: Это чье ухо?

Дети: Это заячье ухо.

Воспитатель: Это чей нос?

Дети: Это беличий нос.

Воспитатель: Вот мы и распутали все, а значит и задание выполнили! Поищем третью часть портрета снеговика.

Звучит волшебная музыка. Дети находят третью часть портрета снеговика.

Воспитатель: (поеживаясь от холода) Ох как холодно зимой в лесу!!! Ребятки, давайте с вами погреемся немного?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Мы с вами встанем в кружок и будем выполнять движения.

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Губки надуваются, щечки улыбаются.

Воспитатель: Ребята, вы согрелись?

Дети: Да.

Воспитатель: У нас осталось последнее задание, вы готовы?

Дети: Да.

Звучит музыка для прогулки на лыжах.

Воспитатель: На чем мы с вами еще не катались?

Дети: На лыжах.

(Дети под музыку двигаются выполняя движения лыжников).

Воспитатель: А это что такое?

Дети: сугроб.

Воспитатель: Смотрите, а вот и задание.  

В сугробе лежат карточки с предметами, один из которых лишний.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Надо внимательно рассмотреть предметы на карточке, определить какой из них лишний и объяснить почему вы так думаете.

Каждый ребенок берет карточку и объясняет свой выбор.

Звучит волшебная музыка. Дети находят четвертую часть портрета снеговика.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы выполнили все задания. Осталось из частей собрать портрет снеговика.

Дети на мольберте собирают портрет снеговика.

Как только дети закончили, звучит волшебная музыка и приходит Снеговик.

Снеговик: Здравствуйте ребята!

Дети: здравствуй Снеговик.

Снеговик: Благодарю вас, что вы мне помогли, выполнили все задания волшебного леса и расколдовали меня! А я вам принес целый мешочек с подарками, хотите посмотреть?

Дети: Да.

Снеговик: подходите, загляните в мой мешочек.

Дети открывают мешочек и получают подарки.

Снеговик: Ребята, мне пора! Я очень рад, что побывал у вас в гостях. До свидания!.

Воспитатель: А нам тоже пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебное заклинание. «Вокруг себя обернись, в музыкальном зале окажись!».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание - как одно из эффективных средств развития дошкольников

Роль плавания в физическом развитии дошкольников...

Плавание - как одно из эффективных средств развития дошкольников.

Плавание - как   одно из эффективных средств  развития   дошкольников....

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...

Статья на тему : «Квест-игры как средство воспитания и развития старших дошкольников»

Квест Игры как средство воспитания и развития старших дошкольников...