14 игровых приёмов для детей, которые нарушают структуру слова
консультация по развитию речи

Телюк   Юлия Владимировна

 В статье кратко изложены основные игровые  приемы работы с детьми-дошколятами , имеющими нарушение слоговой структуры слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_narusheniem_sss.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

14 игровых приёмов для детей, которые нарушают структуру слова

Если у ребёнка при произнесении слов наблюдаются перестановки, пропуски, а также добавления звуков и слогов, то это говорит о нарушении звуко-слоговой структуры слова.

Например, малыш произносит «исипед» вместо велосипед«рагуда» или «радгуда» вместо радуга и т.д.

Дети с нормальным речевым развитием уже с 3-4 лет могут правильно воспроизводить структуру слова. Если у ребёнка, достигшего 4-5 лет наблюдаются описанные выше трудности, то это может быть признаком стойкого нарушения структуры слова. В такой ситуации ребёнку необходима помощь специалиста-логопеда. Сами по себе такие проблемы обычно не исчезают.

Маленькому ребёнку (до 4 лет) допустимо переставлять или пропускать слоги в сложных словах. Если подобное искажение наблюдается постоянно в одном слове, нужно обратить внимание ребёнка на это, произнести слово чётко, медленно самим взрослым, а затем вместе с ребёнком несколько раз, пока у него самого не получится произнести его правильно. Если ребёнок переставляет или пропускает звуки и слоги в разных словах, даже несложных (например, называет «капет», а не пакет«маёт», а не самолёт), стоит начать заниматься с малышом.

Искажение слоговой структуры слова у ребёнка старше 4-х лет говорит о проблемах с фонематическим слухом и недоразвитии ритмической стороны речи.

Как всегда, при работе с детьми дошкольного возраста я рекомендую использовать игровые приёмы.

1. Произнести слог столько раз, сколько точек на картинке.

2. Нанизывать кольца пирамидки на стержень с одновременным повторением за взрослым слоговой цепочки.

3. Пересчитать количество слогов в слове с помощью хлопков: со-ба-ка – три хлопка.

4. Определить, какое слово «лишнее»: назвать на картинке то слово, в котором другое количество слогов. Например, сумка, белка, стол, лиса.

5. Ударять мячом об пол, одновременно произнося слово по слогам.

6. Подбрасывать шарик, одновременно проговаривая слово по слогам.

7. Составить разрезную картинку, проговаривая слово по слогам. Для этого предварительно нужно разрезать любую картинку на столько частей, сколько в слове слогов.

8. Разделить слово на слоги с помощью прыжков на месте.

9. Сгибать и разгибать пальцы рук, синхронно проговаривая слоги, из которых состоит слово.

10. Проговаривать слова в процессе ходьбы. Ребёнок должен сделать столько шагов, сколько слогов в слове.

11. Соотнести количество слогов с цифрой на карточке.

12. Исправлять ошибки в неправильно произнесённом взрослым слове.

В этой игре сначала нужно произнести слова правильно, а малыш должен повторить их за вами. Затем вы произносите слова искажённо, а ребёнок должен назвать их правильно. Например, лекосо – колесо, мосалёт – самолёт и т.д.

13. Постучать карандашом столько раз, сколько слогов в данном слове.

14. Отстучать количество слогов с помощью музыкальных инструментов: бубна, ксилофона, клавишей.

В этой статье я предложила вам занимательные приёмы работы над слоговой структурой слова, которые можно использовать на домашних занятиях с малышом. Ведь, хороший результат бывает тогда, когда успехи, достигнутые на занятиях у логопеда, закрепляются дома с мамой. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова

Дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления задан...

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова

Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове - это одно из сложных умений дошкольника 5-6 лет. Предлагаемые игры помогут детям научиться произносить 1-2-3-хсложные слова, делить...

Презентация семинар - практикум "Преодоление нарушений слоговой структуры слова с помощью игровых приёмов у детей с ТНР"

В презентации представлены игры для совершенствования слоговой структуры слова у детей. Данные игры могут применять в своей работе как воспитатели, так и учителя - логопеды....

Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....

Опыт работы "Использование игровых технологий по преодолению нарушений слоговой структуры слова"

Систематически и целенаправленно используя на практике сочетания разных технологий обучения, творчески их варьируя, проводя поэтапную последовательную работу, коррекционный процесс по формированию сло...

Картотека игр и игровых упражнений: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".

Картотека игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей группы для детей 4-6 лет по разделу: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структур...