Конспект Нод по развитию речи в старшей группе "Путешествие в старину".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Якушева Оксана Михайловна

Этот материал поможет в работе воспитателей дошкольных учреждений. В нем собраны стариныые обычаю, стариные слова, сведения о том , как в старину праздновали первый день рождения мылыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Путешествие в старину».

Воспитатель МКДОУ детского сада комбинированного вида «Рябинка» Новосибирская область, р.п.Маслянино  Якушева Оксана Михайловна.

Цель образовательной деятельности:

-Познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

-закреплять знания  детей о купании, укачивании, одевании ребенка в старину;

-закреплять знания старинных русских имен;

-обогащать  словарный запас существительными  такими, как:   лапти, чугунок, оберег, колыбелька ;  определениями: старинный, колыбельная;

-развивать связную речь, память, внимание, мышление;

-воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору;

-упражнять в нетрадиционной технике рисования.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, вы, любите  путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я вас сегодня приглашаю в путешествие. Пойдемте со мной. Посмотрите, что это?

Дети: Это камень.

Воспитатель: Правильно. Но камень этот не простой, на нем что – то  написано. Хотите узнать, что?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Я вам прочту, а вы внимательно слушайте:

«Налево пойдешь – много интересного найдешь»

«Прямо пойдешь - в чужую страну попадешь»

«Направо пойдешь – далеко не уйдешь»

Ребята, как,  вы, думаете, куда нам надо идти?

Дети: Налево.

Воспитатель: Ну что же, тогда отправляемся в путь.

Дети проходят в зону «Изба».

Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, куда мы с вами попали? Где же мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Почему , вы, решили, что это изба?

Дети: Потому что, что здесь стоят старинные предметы.

Воспитатель: Назовите мне, что вы здесь видите?

Дети: Самовар, русская печь, лапти, деревянная посуда, пряльца, чугунок.

Воспитатель: Ребята, кто знает,  как использовали эти старинные вещи?

Дети отвечают.

Раздается плач ребенка.

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто это плачет?

Воспитатель достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: Посмотрите, вот кто  у нас плачет. Малыш. Это кукла – малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.  ( Ребенок, доставший куклу , качает его, плач стихает ).

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя.

Давайте, и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.

Дети предлагают разные имена и выбирают имя Егор

Воспитатель: Дети, вы знаете, что сейчас , пока ребенок маленький,  все его будут называть ласково Егорушкой? А когда он вырастет, то его будут называть Егором. Потому что мы растем,  и вместе с нами растет наше имя. А вы знаете, как вас будут называть, когда вы вырастете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали свои имена.

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь  из вас знает, что обозначает имя Егор?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда  называли сына этим именем, хотели, чтобы , когда он вырастет у него было бы много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. А вы знаете, что обозначают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие у вас интересные и разные имена. Назовите мне, какие вы знаете старинные имена?

Дети: Ольга, Игорь, Олег, Татьяна, Варвара, Светлана и другие.

Воспитатель: Но наши имена не принадлежат только нам ,многие люди  носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети: Тезки.

 Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята, хотите продолжить наше путешествие в старину?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, для Егорушки приготовлены какие - то вещи. Что это?

( Показывает поочередно уголек, зернышки и монетки).

Дети:  Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: Скажите, зачем же эти вещи нашему малышу?

Дети: Их клали. Когда купали ребенка.

Воспитатель: Правильно.  Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой. Когда ребеночка купали в первый раз.

Давайте и мы с вами искупаем Егорушку и положим эти вещи в воду.

Воспитатель: (кладет уголек) А что говорили, когда клали уголек?

Дети: привыкай к домашнему теплу.

Воспитатель: а что приговаривали, когда клали зернышки?

Дети: Будь всегда сыт.

Воспитатель: а когда клали монетку?
Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает одному ребенку купать куклу - малыша.

Все остальные приговаривают:

«Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки полное ведерко.

Мыли, мыли,  мыли,  мыли

Бело - набело отмыли,

Лишь головка одна

Все черным - черна ».

Дети: вытирают куклу и приговаривают:

«Полотенце вышито и бело

Вытирай – ка  малыша умело,

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш».

Воспитатель: Вот мы и помыли и вытерли нашего ребеночка.

Ребята, во что одевали ребеночка после первого купания?

Дети: в отцову рубашку.

Воспитатель: Почему его так одевали?

Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель: Да. Родители хотели. Чтобы ребенок ,когда вырастет, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка?

 Дети: Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель: Давайте, и мы оденем нашего Егорушку.

Дети одевают куклу и приговаривают:

«Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись , как они трудятся. Отдыхай, как  они отдыхают».

Воспитатель: Одели мы малыша. А что же делали родители дальше?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель: Правильно.  Я предлагаю вам тоже уложить его спать. Кто  скажет, куда в старину укладывали ребенка спать?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: Что  такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, в которой качали и спал малыш.

Воспитатель:  Посмотрите, какая она?

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке? (показывает кусочек хлеба и соль ).

Кто знает для чего это?

Дети: На Руси встречали хлебом – солью дорогих, долгожданных гостей. Родители  клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: «Наконец-то  ты родился, долго мы тебя ждали».

Дети кладут ребеночка в колыбельку.

Воспитатель: Что делали в старину, чтобы малыш уснул?

Дети: Пили колыбельную.

Воспитатель: Что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Может и мы споем колыбельную для нашего Егорушки?

( дети совместно с воспитателем поют колыбельную):

Баю - баюшки- баю я тебе покой дарю,

 Ветер в окна к  нам  свистит, снег по улице кружит.

В небе звездочка горит: Спи сыночек, говорит.

Баю-бай-баю-бай, спи. Егорка, засыпай.

Воспитатель: Вот и уснул наш  Егорушка. Это был первый день рождения ребеночка, родившегося на Руси. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Ответы детей.

Воспитатель:  Пока ребенок в свой первый день рождения спал, его родные  не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Подарки были непростые, а настоящие обереги.

Кто знает, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищает людей от бед.

Воспитатель: Правильно. Оберег от слова оберегает, защищает.

А вы, хотите сделать подарки для нашего Егорушки?

Дети? Да.

Воспитатель: Тогда проходите на рабочие места и садитесь за столы.

Посмотрите, что лежит перед вами?

Дети: Соленое тесто.

Воспитатель: Да, ребята, это соленое тесто и из него мы будем делать обереги, затем их будем расписывать. А раз мы находимся в русской избе, то и расписывать будем по старинным обычаям. Кто мне ответит, какими  способами расписывали в старину?

Дети: Угольками, гусиными перьями.

Воспитатель: Какой узор рисовали на Руси?

Дети: Точки, волнистые  линии ю листочки и т. д.

Воспитатель:  Ребята, можете приступать к  изготовлению оберегов

( дети расписывают обереги гусиным  пером).

Воспитатель: А теперь давайте подарим нашему Егорушке подарки .  Когда дарили подарки, то произносили пожелания. Что желали ребенку в старину?

Дети:  - Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь  добр, и пусть  встречаются  добрые люди.

- Пусть живет - поживает ,  да добра наживает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...