Главные вкладки

    Конспект Нод по развитию речи в старшей группе "Путешествие в старину".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Якушева Оксана Михайловна

    Этот материал поможет в работе воспитателей дошкольных учреждений. В нем собраны стариныые обычаю, стариные слова, сведения о том , как в старину праздновали первый день рождения мылыша.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Путешествие в старину».

    Воспитатель МКДОУ детского сада комбинированного вида «Рябинка» Новосибирская область, р.п.Маслянино  Якушева Оксана Михайловна.

    Цель образовательной деятельности:

    -Познакомить детей со старинными семейными обычаями.

    Задачи:

    -закреплять знания  детей о купании, укачивании, одевании ребенка в старину;

    -закреплять знания старинных русских имен;

    -обогащать  словарный запас существительными  такими, как:   лапти, чугунок, оберег, колыбелька ;  определениями: старинный, колыбельная;

    -развивать связную речь, память, внимание, мышление;

    -воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору;

    -упражнять в нетрадиционной технике рисования.

    Ход занятия:

    Дети входят в группу.

    Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, вы, любите  путешествовать?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Тогда я вас сегодня приглашаю в путешествие. Пойдемте со мной. Посмотрите, что это?

    Дети: Это камень.

    Воспитатель: Правильно. Но камень этот не простой, на нем что – то  написано. Хотите узнать, что?

    Дети: Хотим.

    Воспитатель: Я вам прочту, а вы внимательно слушайте:

    «Налево пойдешь – много интересного найдешь»

    «Прямо пойдешь - в чужую страну попадешь»

    «Направо пойдешь – далеко не уйдешь»

    Ребята, как,  вы, думаете, куда нам надо идти?

    Дети: Налево.

    Воспитатель: Ну что же, тогда отправляемся в путь.

    Дети проходят в зону «Изба».

    Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, куда мы с вами попали? Где же мы?

    Дети: В русской избе.

    Воспитатель: Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Почему , вы, решили, что это изба?

    Дети: Потому что, что здесь стоят старинные предметы.

    Воспитатель: Назовите мне, что вы здесь видите?

    Дети: Самовар, русская печь, лапти, деревянная посуда, пряльца, чугунок.

    Воспитатель: Ребята, кто знает,  как использовали эти старинные вещи?

    Дети отвечают.

    Раздается плач ребенка.

    Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто это плачет?

    Воспитатель достает из колыбельки куклу.

    Воспитатель: Посмотрите, вот кто  у нас плачет. Малыш. Это кукла – малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.  ( Ребенок, доставший куклу , качает его, плач стихает ).

    Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя.

    Давайте, и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.

    Дети предлагают разные имена и выбирают имя Егор

    Воспитатель: Дети, вы знаете, что сейчас , пока ребенок маленький,  все его будут называть ласково Егорушкой? А когда он вырастет, то его будут называть Егором. Потому что мы растем,  и вместе с нами растет наше имя. А вы знаете, как вас будут называть, когда вы вырастете?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали свои имена.

    Воспитатель: Ребята, кто-нибудь  из вас знает, что обозначает имя Егор?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Да, ребята, это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда  называли сына этим именем, хотели, чтобы , когда он вырастет у него было бы много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. А вы знаете, что обозначают ваши имена?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Какие у вас интересные и разные имена. Назовите мне, какие вы знаете старинные имена?

    Дети: Ольга, Игорь, Олег, Татьяна, Варвара, Светлана и другие.

    Воспитатель: Но наши имена не принадлежат только нам ,многие люди  носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

    Дети: Тезки.

     Воспитатель: Правильно.

    Воспитатель: Ребята, хотите продолжить наше путешествие в старину?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Посмотрите, для Егорушки приготовлены какие - то вещи. Что это?

    ( Показывает поочередно уголек, зернышки и монетки).

    Дети:  Уголек, зернышки, монетки.

    Воспитатель: Скажите, зачем же эти вещи нашему малышу?

    Дети: Их клали. Когда купали ребенка.

    Воспитатель: Правильно.  Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой. Когда ребеночка купали в первый раз.

    Давайте и мы с вами искупаем Егорушку и положим эти вещи в воду.

    Воспитатель: (кладет уголек) А что говорили, когда клали уголек?

    Дети: привыкай к домашнему теплу.

    Воспитатель: а что приговаривали, когда клали зернышки?

    Дети: Будь всегда сыт.

    Воспитатель: а когда клали монетку?
    Дети: Будь всегда богат.

    Воспитатель предлагает одному ребенку купать куклу - малыша.

    Все остальные приговаривают:

    «Тили-тили-тили-тили

    Мы по воду ходили.

    Воды для Егорки полное ведерко.

    Мыли, мыли,  мыли,  мыли

    Бело - набело отмыли,

    Лишь головка одна

    Все черным - черна ».

    Дети: вытирают куклу и приговаривают:

    «Полотенце вышито и бело

    Вытирай – ка  малыша умело,

    Будет чистеньким малыш,

    Вырастет у нас крепыш».

    Воспитатель: Вот мы и помыли и вытерли нашего ребеночка.

    Ребята, во что одевали ребеночка после первого купания?

    Дети: в отцову рубашку.

    Воспитатель: Почему его так одевали?

    Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

    Воспитатель: Да. Родители хотели. Чтобы ребенок ,когда вырастет, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка?

     Дети: Красная, красивая, праздничная.

    Воспитатель: Давайте, и мы оденем нашего Егорушку.

    Дети одевают куклу и приговаривают:

    «Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись , как они трудятся. Отдыхай, как  они отдыхают».

    Воспитатель: Одели мы малыша. А что же делали родители дальше?

    Дети: Укладывали спать.

    Воспитатель: Правильно.  Я предлагаю вам тоже уложить его спать. Кто  скажет, куда в старину укладывали ребенка спать?

    Дети: В колыбельку.

    Воспитатель: Что  такое колыбелька?

    Дети: Это кроватка, в которой качали и спал малыш.

    Воспитатель:  Посмотрите, какая она?

    Дети: Деревянная, расписная.

    Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке? (показывает кусочек хлеба и соль ).

    Кто знает для чего это?

    Дети: На Руси встречали хлебом – солью дорогих, долгожданных гостей. Родители  клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: «Наконец-то  ты родился, долго мы тебя ждали».

    Дети кладут ребеночка в колыбельку.

    Воспитатель: Что делали в старину, чтобы малыш уснул?

    Дети: Пили колыбельную.

    Воспитатель: Что такое колыбельная?

    Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

    Воспитатель: Может и мы споем колыбельную для нашего Егорушки?

    ( дети совместно с воспитателем поют колыбельную):

    Баю - баюшки- баю я тебе покой дарю,

     Ветер в окна к  нам  свистит, снег по улице кружит.

    В небе звездочка горит: Спи сыночек, говорит.

    Баю-бай-баю-бай, спи. Егорка, засыпай.

    Воспитатель: Вот и уснул наш  Егорушка. Это был первый день рождения ребеночка, родившегося на Руси. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Пока ребенок в свой первый день рождения спал, его родные  не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Подарки были непростые, а настоящие обереги.

    Кто знает, что такое оберег?

    Дети: Это предмет, который защищает людей от бед.

    Воспитатель: Правильно. Оберег от слова оберегает, защищает.

    А вы, хотите сделать подарки для нашего Егорушки?

    Дети? Да.

    Воспитатель: Тогда проходите на рабочие места и садитесь за столы.

    Посмотрите, что лежит перед вами?

    Дети: Соленое тесто.

    Воспитатель: Да, ребята, это соленое тесто и из него мы будем делать обереги, затем их будем расписывать. А раз мы находимся в русской избе, то и расписывать будем по старинным обычаям. Кто мне ответит, какими  способами расписывали в старину?

    Дети: Угольками, гусиными перьями.

    Воспитатель: Какой узор рисовали на Руси?

    Дети: Точки, волнистые  линии ю листочки и т. д.

    Воспитатель:  Ребята, можете приступать к  изготовлению оберегов

    ( дети расписывают обереги гусиным  пером).

    Воспитатель: А теперь давайте подарим нашему Егорушке подарки .  Когда дарили подарки, то произносили пожелания. Что желали ребенку в старину?

    Дети:  - Расти сильным, крепким да удалым.

    - Слушай отца-батюшку да родную матушку.

    - Будь  добр, и пусть  встречаются  добрые люди.

    - Пусть живет - поживает ,  да добра наживает.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

    Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

    Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

    конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

    Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

    Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи».

    Цели:1.       Формирование навыка правильной речи.2.       Развитие у детей эрудиции, познавательного интереса, внимания.3....