Рабочая программа для старшей группы по развитию речи
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Котульская Анастасия Валерьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_19-20.docx62.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2’’

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

( старшая группа)

2019/2020 уч.год

Составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой

Составители:

Воспитатель – Котульская А.В.

Воспитатель – Хорошилова Д.А.

г. Раменское

Содержание психолого-педагогической работы 

Развитие речи

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

           Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

          Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).      

           В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

         Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

        Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый —снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун —озорник—проказник), с противоположным значением (слабый —сильный, пасмурно — солнечно).

        Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

        Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с —ш, ж —з, л — р.

         Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

         Отрабатывать интонационную выразительность речи.

         Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка —зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

          Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

           Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь —медведица—медвежонок—медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

           Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

          Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

          Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

          Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.

          Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

          Развивать монологическую форму речи.

          Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

          Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

          Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

          Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Календарно-тематическое планирование

на 2017-2018 учебный год

Сентябрь

Тема занятия

Кол-во

число

1

Мы – воспитанники старшей группы.

1

3

2

Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки…"

1

6

3

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

1

10

4

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

1

13

5

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила".

1

17

6

Заучивание стихотворения И. Белоусова "Осень"

1

20

7

Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней

1

24

8

Веселые рассказы Н. Носова

1

27

Октябрь

Тема занятия

Кол-во

число

1

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака "Пудель"

1

1

2

Учимся вежливости.

1

4

3

Обучение рассказыванию: описание кукол.

1

8

4

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

1

11

5

Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней.

1

15

6

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки "Крылатый, мохнатый да масляный".

1

18

7

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа "Совет".

1

22

8

Литературный калейдоскоп.

1

25

9

Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

1

29

Ноябрь

Тема занятия

Кол-во

число

1

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение "Заверши предложение".

1

1

2

Рассказывание по картине.

1

5

3

Чтение русской народной сказки "Хаврошечка".

1

8

4

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш .

1

12

5

Обучение рассказыванию.

1

15

6

Завершение работы над сказкой "Айога".

1

19

7

Чтение рассказа Б. Житкова "Как я ловил человечков".

1

22

8

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение "Что это?"

1

26

9

Чтение стихотворения Ривза «Шумный ба-бах»

1

29

Декабрь

Тема занятия

Кол-во

число

1

Чтение стихотворений о зиме.

1

3

2

Дидактические упражнения: "Хоккей", "Кафе".

1

6

3

Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела".

1

10

4

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш.

1

13

5

Чтение сказки П. Бажова "Серебряное копытце".

1

17

6

Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой".

1

20

7

Беседа по сказке П. Бажова "Серебряное копытце". Слушание стихотворения К. Фофанова "Нарядили елку…"

1

24

8

Дидактические игры со словами.

1

27

9

Дидактическая игра «Угадай слово»

1

31

Январь

Тема занятия

Кол-во

число

1

Беседа на тему: "Я мечтал…" Дидактическая игра "Подбери рифму".

1

10

2

Чтение рассказа С. Георгиева "Я спас Деда Мороза".

1

14

3

Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения".

1

17

4

Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово".

1

21

5

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж.

1

24

6

Пересказ сказки Э. Шима "Соловей и Вороненок".

1

28

7

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова "Детство".

1

31

Февраль

Тема занятия

Кол-во

число

1

Беседа на тему "О друзьях и дружбе".

1

4

2

. Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово".

1

7

3

Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка".

1

11

4

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.

1

14

5

Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж".

1

18

6

Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки".

1

21

7

Обучение рассказыванию по картине "Зайцы".

1

25

8

Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…"

1

28

Март

Тема занятия

Кол-во

число

1

Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном".

1

3

2

Составление рассказа по картинкам "Купили щенка".

1

6

3

Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…"

1

10

4

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение".

1

13

5

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов".

1

17

6

Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства".

1

20

7

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах".

1

24

8

Чтение сказки "Сивка-Бурка".

1

27

Апрель

Тема занятия

Кол-во

число

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л –р.

1

3

2

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово".

1

7

3

Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм".

1

10

4

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".

1

14

5

Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову).

1

17

6

Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга"

1

21

7

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

1

24

8

Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик".

1

28

Май

Тема занятия

Кол-во

число

1

Литературный калейдоскоп.

1

5

2

Обучение рассказыванию по картинкам.

1

8

3

Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения.

1

12

4

Лексические упражнения.

1

15

5

Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол".

1

19

6

Звуковая культура речи (проверочное)

1

22

7

Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни".

1

26

8

Повторение пройденного материала.

1

29

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

Сентябрь

Занятие № 1 (03.09.19)

Мы – воспитанники старшей группы.

Программное содержание

  • Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники.
  • Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Ход занятия.

В.В.Гербова  «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»-« Мозаика – Синтез, 2010.- с.26.

Занятие № 2 (06.09.19)

Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки…"

Программное содержание

  • Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.27.

Занятие №3 (10.09.19)

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Программное содержание 

  • Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку,            придерживаясь плана.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»Мозаика – Синтез, 2010. с.-28

Занятие № 4 (13.09.19)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Программное содержание 

  • Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте., карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.-29.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.3

Занятие № 5 (17.09.19)

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Программное содержание

  • Учить детей рассказывать ,ориентируясь на план.
  • Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-30.

Занятие № 6 (20.09.19)

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Программное содержание

  • Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении)

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.32.

Занятие №7 (24.09.19)

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

Программное содержание 

  • Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-33.

Занятие № 8 (27.09.19)

Веселые рассказы Н. Носова

Программное содержание 

  • Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.
 Дидактический наглядный материал

 Демонстрационный материал. Желательно положить в уголок книги – иллюстрированные издания произведений Н. Носова.

Ход занятия:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 35.

Октябрь

Занятие № 1 (01.10.19)

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».

Программное содержание

  • Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем 

Ход занятия.

В.В.Гербова  «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»-« Мозаика – Синтез, 2010.- с.35.

Занятие № 2 (04.10.19)

Учимся вежливости

Программное содержание

  • Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты  речи.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.36.

Занятие №3 (08.10.19)

Обучение рассказыванию: описание кукол

Программное содержание 

  • Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку,            придерживаясь плана.
Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки;  картинки  из пособий Гербовой В.В. «Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (М.: Просвещение, любой год издания),

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 38.

Занятие № 4 (11.10.19)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц

Программное содержание 

  • Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.
  • Познакомить детей с новой загадкой..
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте., карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 39.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.4

Занятие № 5 (15.10.19)

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Программное содержание

  • Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.
  • Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-41

Занятие № 6 (18.10.19)

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»                                                                                                                                                                                      Программное содержание

  • Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.
  • Познакомить с русской народной сказкой « Крылатый, мохнатый да масляный»  (оброботка И. Карнауховой), помочь понять смысл.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.42.

Занятие №7 (22.10.19)

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Программное содержание 

  • Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми.
  •  Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-42.

Занятие № 8 (25.10.19)

Литературный калейдоскоп

Программное содержание 

  • Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
Ход занятия:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 44.

Занятие № 9 (29.10.19)

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Программное содержание 

  • Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
 Ход занятия:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 51.

Ноябрь

Занятие № 1 (01.11.19)

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Программное содержание

  • Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений 

Ход занятия.

В.В.Гербова  «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»-« Мозаика – Синтез, 2010.- с.44.

Занятие № 2 (05.11.19)

Рассказывание по картине

Программное содержание

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.45.

Занятие №3 (08.11.19)

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Программное содержание 

  • Вспомнить известные детям русские народные сказки.
  • Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
  • Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных..
Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки;  картинки  из пособий Гербовой В.В. «Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (М.: Просвещение, любой год издания),

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 46

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Развитие речи для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.14

Занятие № 4 (12.11.19)

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Программное содержание 

  • Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте., карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 48.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.14

Занятие № 5 (15.11.19)

Обучение рассказыванию.

Программное содержание

  • Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-49

Занятие № 6 (19.11.19)

Завершение работы над сказкой «Айога».

Программное содержание

  • Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.50.

Занятие №7 (22.11.19)

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Программное содержание 

  • Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-51.

Занятие №8 (26.11.19)

Дидактические игры со словами.

Программное содержание
  • Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующие слова.

Дидактический наглядный материал

Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 62.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.12

Занятие №9 (29.11.19)

Чтение стихотворения Ривза «Шумный ба-бах»

Программное содержание

  • Познакомить детей со сказкой Ривза «Шумный ба-бах»

Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 97.

Декабрь

Занятие № 1 (03.12.19)

Чтение стихотворений о зиме

Программное содержание

  • Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-54.

Занятие № 2 (06.12.19)

Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

Программное содержание.

  • Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 55

Занятие № 3 (10.12.19)

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
Программное содержание
  • Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 57.

Занятие № 4 (13.12.19)

Звуковая культура речи: работа со звуками с – ш

Программное содержание 

  • Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 58.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.7

Занятие № 5 (17.12.19)

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

Программное содержание

  • Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-60

Занятие № 6 (20.12.19)

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Программное содержание

  • Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Дидактический наглядный материал .

Демонстрационный материал. Выставка произведений С. Маршака («Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про все на свете»; английские песенки в переводе С. Маршака: «Маленькие феи», «Три зверолова», «Кораблик», «Храбрецы» и т. п.).

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез, 2010. - с.60.

Занятие №7 (24.12.19)

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Программное содержание 

  • Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-62.

Занятие №8 (27.12.19)

Дидактические игры со словами 

Программное содержание 

  • Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-62.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.13

  Занятие №9 (31.12.19)

Программное содержание 

  • Учить детей с помощью вопросов найти наиболее быстрый путь к решению поставленной задачи

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-99

Январь

Занятие № 1 (10.01.20)

Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Программное содержание

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-64.

Рабочая тетрадь.

Д. Денисова, В. Дорожин  «Развитие речи у  дошкольников. Старшая группа» Мозаика- Синтез, с-13.

Занятие № 2 (14.01.20)

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Программное содержание.

  • Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 65

Занятие № 3 (17.01.20)

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Программное содержание 

  • Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 66.

Занятие № 4 (21.01.20)

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Программное содержание 

  • Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 67.

Занятие № 5 (24.01.20)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж

Программное содержание

  • Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 68.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.8

Занятие № 6 (28.01.20)

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Программное содержание

  • Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез, 2010. - с.70.

Занятие №7 (31.01.20)

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Программное содержание 

  • Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-70.

Февраль

Занятие № 1 (04.02.20)

Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Программное содержание
  • Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-70.

Занятие № 2 (07.02.20)

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово».

Программное содержание
  • Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.
Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Своя любимая игрушка.

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 75.

Занятие № 3 (11.02.20)

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Программное содержание
  • Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 76.

Занятие № 4 (14.02.20)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ

Программное содержание
  • Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 76.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.9

Занятие № 5 (18.02.20)

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Программное содержание
  • Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-77.

Занятие № 6 (21.02.20)

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»

Программное содержание
  • Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 79.

Занятие № 7 (25.02.20)

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Программное содержание
  • Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение))8, придерживаясь плана.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 80.

Занятие № 8 (28.02.20)

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»

Программное содержание
  • Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 81.

Март

Занятие № 1 (03.03.20)

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Программное содержание
  • Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-84.

Занятие № 2 (06.03.20)

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»
Программное содержание
  • Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 85.

Занятие № 3 (10.03.20)

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»

Программное содержание
  • Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 86.

Занятие № 4 (13.03.20)

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Программное содержание
  • Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 87.

Занятие № 5 (17.03.20)

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Программное содержание
  • Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-87.

Занятие № 6 (20.03.20)

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Программное содержание
  • Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 88.

Занятие № 7 (24.03.20)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч.

Программное содержание

  • Учить детей дифференцировать звуки ц – ч

Дидактический наглядный материал

Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 88.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.11

Занятие № 8 (27.03.20)

Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Программное содержание
  • Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 90.

Апрель

Занятие № 1 (03.04.20)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

Программное содержание
  • Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Дидактический наглядный материал

Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 90.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.14

Занятие № 2 (07.04.20)

Чтение стихотворений о весне.

Программное содержание
  • Продолжать приобщать детей к поэзии;

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 92.

Занятие № 3 (10.04.20)

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Программное содержание
  • Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

  • Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 94.

Занятие № 4 (14.04.20)

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Программное содержание
  • Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».
Ход занятия:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 94.

Занятие № 5 (17.04.20)

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Программное содержание
  • Продолжать учить детей пересказывать.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-95.

Занятие № 6 (21.04.20)

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Программное содержание
  • Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

Ход занятия.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 96.

Занятие № 7 (24.04.20)

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

Программное содержание

  • Активизировать словарь детей.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 97

Занятие № 8 (28.04.20)

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Программное содержание
  • Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 97.

Май

Занятие № 1 (05.05.20)

Литературный калейдоскоп

Программное содержание
  • Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой 
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 98.

Занятие № 2 (08.05.20)

Обучение рассказыванию по картинкам
Программное содержание
  • Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинки с последовательно развивающимся действием, например, из пособия В.В. Гербовой «Учусь говорить» (старший дошкольный возраст).

Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 99.

Занятие № 3 (12.05.20)

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху, вниз, наискосок». Лексические упражнения

Программное содержание
  • Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 100.

Занятие № 4 (15.05.20)

Лексические упражнения.
Программное содержание
  • Проверить, насколько богат словарный запас детей.
Ход занятия:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 101

Занятие № 5 (19.05.20)

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

Программное содержание
  • Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-101

Занятие № 6 (22.05.20)

Звуковая культура речи (проверочное)

Программное содержание
  • Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Дидактический наглядный материал

Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте,  карандаши.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 102.

Рабочая тетрадь

Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.14,5

Занятие № 7 (26.05.20)

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Программное содержание

  • Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.
Ход занятия:

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»  с.- 102

Занятие № 8 (29.05.20)

Звуковая культура речи (проверочное)
Программное содержание
  • Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Ход занятия

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 6 лет) на 2021 – 2022 учебный год

Рабочая программа (далее - Программа) старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада  №43 «Тере...

Рабочая программа для старшей группы по программе Развитие Шмидт С.С.

Рабочая программа для старшей группы по программе Развитие Шмидт С.С....

Рабочая программа для старшей группы. Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер, обеспечивает компетентный подход в организации и реализации образовательного процесса с учётом имеющихся условий, учитывает возрастные особ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж

Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6лет) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) написана в соответствии с адаптир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год...