развитие речи "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пищеркова Виктория

развитие речи "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_moya_semya.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Развитие речи» «Моя семья»

Программное содержание:

Речевое развитие:

Научить детей определять родственные отношения в семье; точно и полно отвечать на вопросы; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которой служат действия с предметными картинками; учить детей подбирать признаки к предметам; развивать внимание, мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать представление детей о семье, родственных отношениях. Дать представление о таком понятии как «род»«генеалогическое древо».

Воспитывать интерес к своей родословной.

Дидактический наглядный материал: игрушка домовенок Кузя, пирамидки; иллюстрации«Семья»«Петушок с семьей»«Кошка с котятами»«Утка с утятами»; ребус «Семья»; мяч; схема генеалогического древа.

Предварительная работа:

коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, о занятиях членов семьи, рассматривание фотографий; чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня», Драгунского «Сестра моя Ксения», заучивание стихотворения «Семья», схема генеалогического древа.

Словарная работа: родственники, род, генеалогическое древо.

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент приход домовенка Кузи.

2. Отгадывание ребуса

3. Игра «Назови слово ласково».

4. Чтение стихотворения «Семья»

5. Рассматривание картин.

6. Физкультминутка.

7. Анализ деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

- Ребята, сегодня к нам в группу должен прийти один гость. А, вот он уже здесь! Познакомьтесь, ребята, это домовенок Кузя.

Кузя пришел к нам не с пустыми руками, он принес загадку. Эта загадка необычная, она называется ребус.

Посмотрите на этот ребус и попробуйте догадаться, какое слово здесь написано? (Если дети не отгадали, то задаю наводящие вопросы). Посмотрите, какая это цифра? (семь); А какая рядом буква? (Я).

Если сложить эти два слова вместе, то получится одно слово «семья».

Ребята, неслучайно это слово можно зашифровать так. Раньше на Руси говорилисемья – это семь «Я», т. е. в семье семь человек, которые живут вместе в одном доме.

- Кузя, что-то ты загрустил?

Кузя: Да, мне стало грустно, потому что я живу один в пустом доме и не знаю, что такое семья.

- Ребята, давайте расскажем Кузе о том, что такое семья. Расскажите сколько человек в вашей семье, как их зовут, какая у вас семья, что вы любите делать вместе.

(Рассказы детей.)

- Кузя, ты заметил, что все дети, рассказывая о своей семье, улыбались.

Как ты думаешь почему?

Кузя: Не знаю, расскажите.

- Ребята, почему вы улыбались? Как должны относиться друг к другу члены семьи(доброжелательно, заботливо, ласково, тепло, с любовью.)

Давайте поиграем в игру «Назови слово ласково».

Я буду называть слово, а вы должны сказать его ласково.

Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

Папа – папуля, папулечка, папочка.

Сын – сынок, сынуля, сыночек, сынулечка.

Мама - мамочка, матушка, мамулечка, маменька.

Дочь – доченька, дочурка.

- Послушай, Кузя, стихотворение, которое называется «Семья». Кто хочет прочитать?

«Семья – это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными,

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают

Как солнца сиянье, они горячи,

А руки отца от беды заслоняют

Забота родных - как солнца лучи!»

- Правильно, ребята, семья – это все ваши близкие, которые живут с вами вместе.

Кузя: Ребята, а у животных семьи есть?

-Кузя, какой вопрос ты интересный задал. Как вы думаете, ребята, есть ли у животных семья? Почему вы так думаете?

-Посмотрите на картинки (обращаю внимание детей на иллюстрации «Петушок с семьей»«Кошка с котятами»«Утка с утятами».)

- Как вы думаете, что чувствует кошка рядом со своими котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? (ответы детей).

-Правильно, и животные и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

-Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся? (ответы детей).

- А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать? (Мыть посуду, подметать пол, убирать игрушки)

- Давайте, покажем, как мы помогаем взрослым в семье.

Физкультминутка:

Свою мамулю я люблю

И всегда ей помогу!

Я ей дров наколю! (Во время чтения стихотворения

выполняют имитацию движений)

Я стираю, полоскаю,

С рук я воду отряхаю.

Пол я чисто подметаю –

Вот как маме помогаю!

- А теперь посмотрите на эту картинку. Здесь не только мама, папа и дети, но и еще двое взрослых – кто они? (дедушка и бабушка)

Если бабушка и дедушка живут вместе с вами, то вас можно назвать одной большой семьей. А если бабушка и дедушка живут отдельно, то как их можно назвать? Кто они вам? (родственники – хор. и инд. проговаривание)

Правильно, родственниками называют близких по родству людей.

Слово родственники происходит от слова «род». Можно сказать, что род – это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему вы так думаете? (Бабушка и дедушка, потому что они дольше всех прожили на свете и все знают.) Правильно, мы часто обращаемся к ним за советом. А еще мы их любим за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми, а когда появились вы, как их стали называть? (родители).

-А сейчас обратите внимание на кольца под вашими стульчиками. Возьмите их и пройдите на коврик. Ребята любой род можно представить в виде колец. Наденьте на палочку самое первое большое кольцо – это ваши прабабушка и прадедушка. Возьмите следующее по размеру кольцо, положите его сверху. Кто это будет? (бабушка и дедушка). Затем следующее кольцо. Как мы его назовем? (папа и мама). А это кольцо вы. У нас осталось самое маленькое колечко. Как вы думаете, кого оно обозначает? (предположения детей).

Это ваши будущие дети. Посмотрите, какая у нас получилась пирамида. Вот какой большой у вас всех род – эти колечки – это ваши родственники.

Давайте повторим это слово, чтобы вы его запомнили. (род – хор. и инд. проговаривание) А у ваших мам и пап есть братья и сестры, у вас тоже они есть и, поэтому большой род всегда изображали в виде генеалогического древа. Древо – это значит дерево. Посмотрите, как оно изображается. Внизу, там, где корни - это бабушка и дедушка, где начинается ствол там папа и мама. Где веточки – это вы. У каждой семьи свое генеалогическое древо. Мы с вами тоже будем учиться составлять генеалогическое древо семьи, но это мы будем делать в подготовительной группе.

- Ребята, семью почитали еще с давних времен. Народ сложил о ней много пословиц и поговорок. Вспомните их:

1. Вся семья вместе, так и душа на месте.

2. Своя семья – самые верные друзья.

3. В гостях хорошо, а дома лучше.

4. При солнце тепло, а при матери добро.

-Ребята, что-то наш Кузя совсем загрустил, наверно ему грустно потому что у него нет семьи, нет родных. А ведь каждый человек, каждый ребенок имеет право иметь семью. Что же нам делать?

-Обращаюсь к Кузе: Ты, Кузенька, посиди, а мы с ребятами посоветуемся.

-Зову детей к себе и мы вместе с детьми приходим к выводу, что нужно предложить Кузе остаться жить в нашей группе и мы будем его семьей.

Дети предлагают Кузе остаться с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно-речевое развитие "Моя семья"

конспект занятия по гендерному развитию детей 2 младшей группы....

Педагогические методы музыкального развития в семье.

Родители - лучшие педагоги. Как помочь родителям научить детей музицировать....

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...