Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.

Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                         детский сад общеразвивающего вида № 12 города Крымска                    муниципального образования Крымский район

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

как средство развития речи»

Методическая разработка

Выполнила:

 учитель-логопед С.А. Пасько

2019г.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В. А.

  Введение

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственными стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста - подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В своей практике я постоянно взаимодействую с детьми с речевой патологией, большая часть из которых имеют общее недоразвитие речи.

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день многие из моих коллег высказывают мысль о том, что современные дети не умеют играть. Игры с правилами частично утратили в их кругах свою актуальность, на смену им приходят электронные игры, которые хотя и имеют свод неких правил, лишают при этом возможности игроков живого общения и зачастую не требуют для взаимодействия использование речи. Именно поэтому педагоги дошкольного образования озадачены модернизацией уже имеющихся и разработкой новых игр.

Для детей с речевой патологией, в частности, с ОНР очень важно сохранить в игре вербальное общение, поэтому в представленном пособии сохранены с одной стороны значение и роль игровой деятельности, с другой стороны ведётся процесс коррекции речи, как необходимое условие для всестороннего развития личности, культуры общения и интеллекта. Систематизация дидактических игр по пособию позволяет легче преодолеть недостатки речи.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.

Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Цель методической разработки:

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильные ощущения, описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие.

Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.

Развивать связанную речь, лексико-грамматических строй речи, обогащение активного словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.

Задачи

1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, память, мышление, фантазию.

2. Закреплять представления о свойствах предметов.

3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

4. Развивать умение определять на ощупь.

5. Совершенство навыков общения.

Задачи пособия раскрываются с помощью игр и упражнений, как в непосредственно образовательной деятельности (во время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий), так и на индивидуальной работе.

Методическая ценность:

Эта игра очень полезна для развития ребенка.

Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.

Когда ребенок перебирает в кубе различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.

Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.

Область применения:

Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий, и каких-то сюрпризных моментах.

Описание пособия.

Это прямоугольник из склеенной фанеры, у которого 3 стороны покрыты разными на ощупь материалами:

1 сторона – это различный материал: кожа, мех, мешковина, хлопок.

2 сторона – это морские камушки, ракушки и пробка.

3 сторона – это разнообразные цветные, стеклянные и пластмассовые предметы различных форм.

На передней стороне прямоугольника имеется дырка в форме круга где приклеен материал в форме рукава во внутреннею сторону.

Возможности использования:

Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному.

Игры, в которые мы играем с детьми:

Дидактическая игра «Найди геометрические фигуры»

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах, упражнять в их назывании.

Игровое задание: Геометрические фигуры спрятались внутри «Сенсорного куба», среди разных предметов. Найди и назови фигуру. Ребенок засовывает руку внутрь и выполняет задание.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: Развивать умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Игровая задача: Найти геометрическую фигуру по образцу внутри «Сенсорного куба».

Ход игры: Педагог на стол кладет какую либо геометрическую фигуру на стол, а ребенок засунув руку внутрь ищет на ощупь этот предмет.

Дидактическая игра «Столько – сколько»

Цель: Развивать представление о количестве предметов и соотнесении их визуально с цифрой.

Игровая задача: Подбери картинку с правильной цифрой.

Ход игры: Педагог на стол кладет карточку с цифрой, ребенок засунув руку в «Сенсорный куб», должен достать с него столько же (например камней) сколько написано на карточке.

Дидактическая игра «Какой формы предмет?»

Цель: Отрабатывать согласование существительных с прилагательными.

Игровая задача: Подбери картинку с правильной геометрической фигуры.

Ход игры: Педагог на стол кладет карточки с геометрическими фигурами, ребенок засунув руку в «Сенсорный куб», должен определить на ощупь, какая геометрическая фигура лежит внутри и сопоставить ее с картинкой.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: Развивать представление сенсорных ощущений. Обогащение активного словаря, развитию навыка словоизменения и словообразования

Игровая задача: Определить на ощупь, при помощи тактильных ощущений например качество материала.

Ход игры: Педагог предлагает воспитаннику засунуть руку в «Сенсорный куб» и определить что там находиться, какое оно на ощупь (твердое, мягкое, шершавое, гладкое, липкое, железное, деревянное и т. д.).

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Цель: Развивать логику, сенсорное восприятие. Развития связной речи ребенка.

Игровая задача: Найти на ощупь, по заданию педагога определенный предмет.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Ход игры: в кубе находятся предметы, воспитаннику предлагается на ощупь, не заглядывая туда, найти предмет определенного качества (деревянная линейка, длинный карандаш, маленькую пуговицу и т.д.).

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Развивать представление сенсорных ощущений. Обогащение активного словаря, развитию навыка словоизменения и словообразования. Развитие фонематического слуха.

Игровая задача: Найти на ощупь, по заданию педагога определенный предмет, который составит пару предмету, лежащему на столе.

Ход игры: Педагог выставляет на стол различные предметы, это могут быть геометрические фигуры, цифры, овощи, фрукты, а воспитаннику предлагается на ощупь, не заглядывая туда, найти предмет, находящийся в кубе и собрать пару.

Дидактическая игра «Деревья»

Цель: Обогащение активного словаря, развитию навыка словоизменения и словообразования, речевое развитие. Развитие лексической стороны речи.

Игровая задача: Что лежит в кубе?

Ход игры: Педагог на стол кладет карточки с изображением различных деревьев и их плодов. Воспитанник, засунув руку в «Сенсорный куб» должен понять что там лежит и соотнести его с нарисованной картинкой.

Так же как дидактическая игра «Деревья», можно брать любую лексическую тему и так же играть, например:

«Домашние животные» - выкладываются картинки домашних животных, а в куб кладутся пластмассовые животные и т. д.

Заключение

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.