«Раз-словечко! Два - словечко!»
материал по развитию речи

Афанасьева Ирина Владимировна

Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности,

повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми,

специальных речевых занятий, игр и упражнений,

направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Раз-словечко! Два - словечко!»

        Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания взрослого, когда он обращается к проблеме речевого развития ребёнка.              

        Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации самостоятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

        Овладение грамматически правильной речью вызывает у детей много трудностей. Они объясняются не только возрастными закономерностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, имеющей много нетипичных, единичных, по словам известного лингвиста А.Н. Гвоздева, «стоящих особняком» форм, то есть тех исключений из правил, которые подвергаются в речи ребенка вытеснению. Однако, освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Л.С. Выготский в книге «Психология» пишет: «Развитие речи перестраивает мышление, переводит в новые формы».

        Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов. Речь – интеллектуальная операция.

        Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

        В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном детстве у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

        Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений.

        Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий, игр и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

        Грамматически  правильная   речь   доступна   сознанию   старших   дошкольников. Но единичные, нетипичные формы при освоении морфологической стороны вызывают у детей затруднения:

- чередование согласных (ухо - «ухи»  вместо уши; «длинноуший» вместо длинноухий);

- употребление существительных во множественном числе в родительном падеже («Чего нет у Тани?»);

- образование повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи);

- образование сравнительной степени прилагательных (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше).

        Речевые  ошибки  ребенка  не  следует оставлять  без  исправления.  Однако,    замечания  надо  делать  тактично,  памятуя  о  библейском  изречении:  «Слово   есть  меч   обоюдоострый». Постоянные   одёргивания,  бестактные   замечания могут   иметь  обратный   эффект -  вызывать   упрямство  малыша,   а  чувствительного  ребёнка  обижать.  

        «Если  воспитатель, -   писал  К. Чуковский, -     своей   ежеминутной   придирчивостью   будет  слишком  стеснять  малышей  в  свободном  выражении  их  чувств  и   мыслей,   если  он  не  даёт  простора  их   эмоциональным   высказываниям,  он  рискует  обесцветить  их  речь, сделать  её  анемичной  и  скудной,   убить  в  ней  чудесную  детскость  и  тем   самым  нанести  ей  непоправимый  ущерб».  

        Более   естественный  способ   коррекции  грамматических  инноваций  приём,   когда   взрослый    в  диалоге,   фактически  подтверждая   высказывания   ребёнка,    включает   нормативную форму. На   этом   возрастном   этапе     взрослый   может   фиксировать   внимание  детей   на  исправление   ошибок.   Однако,  это делать  лучше   в ходе упражнений,   предполагающих    многократное,   сознательное   повторение    умственных   и    практических   действий  с   целью   формирования,    закрепления  и   совершенствования   необходимых    навыков  и   умений:  

- закрепление полученных на предыдущих возрастных этапах таких грамматических навыков, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных с помощью суффиксов (кружка - кружечка, грачонок – грачата, снегирь – снегирята);

- задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (птенец воробья, маленький, шаловливый);

- образование слов  от разных частей речи, в ходе чего  ребенок учится вычленять части слова (корни, суффиксы, окончания): продаёт - продавец, водит машину - водитель, летает - лётчик,  детей учит - учитель, чинит часы -  часовщик, дома строит - строитель;

- образование существительного от глагола в игре «Кто он такой?». Он за всех заступается. Он…(заступник). Он много работает. Он…(работник). Она  поёт. Она…(певица);

- образование существительных женского рода с помощью суффиксов: «Он летчик – я …(летчица). Он плясун - я …(плясунья)»;

- подбор однокоренных слов: береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад.

- образование сравнительной степени прилагательного при помощи суффиксов - ее (-ей), -е-, (-те) и при помощи слов -более- или -менее-: чистый -чище - более чистый;

- образование превосходной степени прилагательного путем прибавления к основе суффиксов - ейш, - айш (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов -самый- и -наиболее- (самый высокий, наиболее правильный);

- образование прилагательных от основ существительных (варенье из малины - малиновое, чай с лимоном - лимонный);

- образование притяжательных прилагательных: «В доме жила коза. Чей дом?» ( Козий);

- использование вопросов проблемного характера: «Мясорубка. Почему ее так назвали? » (Рубит мясо).

        Развивать умение строить предложения разных типов помогают сюжетные картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры -драматизации. Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх - драматизациях слово сочетается с движением, а демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Для активизации речи детей приемлемы следующие игры:

- «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей)?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (на подбор синонимов), «Скажи наоборот» (на использование антонимов).  

- «Закончи предложение». Сегодня снежинки… легкие, пушистые. Они…порхают в воздухе.

- «Обобщаем». На прилавке магазина изобилие овощей: морковь, капуста, репа. Новый мебельный гарнитур состоял из стола, стульев, шкафа.

- «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Ничего не забудь».

- Игры – небылицы «Что не так?», «Вот это да!» Взрослый рассказывает: «Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – крокодильчик».

        Правильными методическими приемами взрослый побуждает детей  мыслить самостоятельно, воспитывая  языковое  чутье,  внимательное  отношение  к  языку,  умение  «чувствовать»  ошибку  не  только  в  чужой,  но  и  в  собственной  речи.  Самостоятельное  исправление собственных  ошибок - показатель  достаточно  высокого  уровня  овладения грамматической  стороной  языка  и  осознания  явлений  языка  и  речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...