Выступление на РМО «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Птухина Анна Александровна

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 60 «ТЕРЕМОК»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ОКРУЖНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ГРУПП

«Мнемотехника в развитии связной

речи у дошкольников»

Воспитатель

Птухина А.А.

2019г.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников

Актуальность темы.

(Слайд 1)

В настоящее время в связи с требованиями ФГОС перед педагогами  поставлена основная цель - воспитание деятельной, любознательной, коммуникативно-активной личности. Но всестороннее развитие личности невозможно без грамматически развитой речи.

Чаще всего педагоги сталкиваются с тем, что у детей односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, дети не способны грамматически правильно построить предложение; у них недостаточный словарный запас,  так же у многих отсутствуют навыки культуры речи: они не умеют использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому, перед нами  стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из своей жизни.

Не так давно, я обратила внимание на такую методику, как мнемотехника.

(слайд 2)

        Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие связной речи.

(слайд 3)

Мнемотехнику в педагогике называют по – разному, Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно – схематическими моделями, Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.

Актуальность использования мнемотехники заключается  в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

(слайд 4)

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинать работу стоит с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже -  мнемотаблицам.

(слайд-5)

  • Мнемоквадрат - это  одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или действие. Давайте рассмотрим первый мнемоквадрат, что в нем изображено? Верно солнце. На втором мнемоквадрате  изображена елка. Можно задавать детям дополнительные вопросы, чтобы они могли составить словосочетание, например какое солнце? (радостное солнце, желтое солнце, яркое солнце). Постепенно мы переходим к работе с мнемодорожками.

(слайд 6)

  • Мнемодорожка  это ряд картинок, по которым можно составить предложение или короткий рассказ. Давайте рассмотрим первую мнемодорожку, она состоит из мнемоквадратов, с помощью которых мы можем составить предложение «Маша сшила рубашку мишке». По второй мнемодорожке мы можем составить следующее предложение «На улице шел дождь, но из-за тучи выглянуло солнце, и на небе появилась красивая радуга.

(слайд 7)

  • Мнемотаблица. Содержание мнемотаблицы – это картинное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий  путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно изобразить условно – наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.

(слайд-8)

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, и использовать при этом картинные изображения, так как в памяти у детей быстрее остаются цветные образы: лиса – рыжая, лягушка – зеленая, солнце – желтое.

(слайд 9)

Для детей старшего возраста  схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Посмотрите на данном слайде слева изображена сказка «Красная шапочка».

(слайд 10)

Работа с детьми на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:

  1. Рассматривание мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы и разбор того, что на них изображено;
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Мы разбираем с детьми то, что означает каждый символ.
  3.  После перекодирования осуществляется пересказ художественных произведений, составление различных видов рассказов (описательный, повествовательный), или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
  4. В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.

 (слайд 11)

 В своей работе я использую мнемотаблицы  при обучении пересказу художественных произведений. Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи.  При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и плавность речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ получается последовательным, дети верно воспроизводят хронологию событий.

(слайд12)

Составление рассказов.

Например, прежде чем приступить к составлению рассказа о зиме, я провожу с ребятами предварительную работу. Мы рассматриваем тематические картинки, беседуем о том, как необходимо одеваться в холодный период, в какие игры можно играть зимой. О том, какие происходят изменения в природе, как меняется жизнь животных и птиц с приходом зимы. Только после предварительной работы мы переходим к составлению рассказа по мнемотаблице. На первом этапе мы рассматриваем таблицу, затем я объясняю значение каждой картинки. Времена года мы обозначаем по первой букве- З – зима. Далее разбираем каждую картинку. Небо закрыто тучами, идет снег. Рассказываю, что на таблице схематически изображены мальчик и девочка. Задаю вопросы: чем любят заниматься дети зимой? В какие игры любят играть? Предлагаю самим составить свой рассказ.

(слайд 13)

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически, а далее  ребенок самостоятельно по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На данном слайде вы видите как мы с ребятами заучиваем  отрывок из стихотворения Александра Андреевича Прокофьева «Выбегай поскорей».

(слайд14)

По данной мнемотаблице мы разучивали стихотворение: «У лисы в лесу глухом…».

(слайд 15)

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов; формирует представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.  При использовании загадок я выявила, что многие дети невнимательно слушают текст загадки;  не запоминают полностью текст загадки; при отгадывании и сравнении  используют не все признаки, имеющиеся в загадке. Я стала использовать метод моделирования, он помогает детям удержать в памяти всю необходимую информацию. Для того, чтобы дети запомнили загадку, я использую мнемодорожку или мнемотаблицу. Посмотрите слева загадка про ежика, на данной таблице отгадка видна, но в  работе с детьми отгадки мы закрываем.

 (слайд 16)

В результате использования данной технологии:

- у детей значительно расширился и активизировался словарный запас;

- появилось желание пересказывать художественные произведения;

- появился интерес к заучиванию стихотворений;

- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

У детей отмечается выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

Консультация для педагогов с использованием ИКТ.Задачи:1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.2. Дать рекомендации педа...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

Использование методики мнемотехника для развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Использование мнемотехники для дошкол...

Выступление "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Выступление на методическом объединении педагогов района по теме: "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"  «Учите ребенка каким -нибудь неизв...

Технологии речевого развития "Мнемотехника-способ развития связной речи у дошкольников"

Технология речевого развития «мнемотехника –способ развития связной речи у дошкольников»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучи...