Конспект НОД по речевому развитию в средней группе по теме «Строительный и сахарный песок» (экспериментирование)
опыты и эксперименты по развитию речи (средняя группа)
Материал будет полезен воспитателям, специалистам ДОУ, активным родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №16 «Петушок»
Конспект
НОД по речевому развитию в средней группе
по теме «Строительный и сахарный песок»
(экспериментирование)
Подготовила:
учитель-логопед Колесникова И. В.
Декабрь, 2014 г.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
«Строительный и сахарный песок»
(экспериментирование)
Цель:
1.Распространение педагогического опыта по применению экспериментирования на логопедических занятиях.
2.Продолжать знакомить детей с многозначными словами (песок).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Обогащать представление детей о разнообразных качествах и свойствах сахарного и строительного песка, об их назначении.
2. Уточнить и расширить знания учащихся о роли сахарного и строительного песка в жизни человека.
Коррекционно-развивающие:
1.Способствовать развитию любознательности, интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию.
2. Способствовать развитию речевой активности и самостоятельности.
3. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать вслух.
Коррекционно-воспитательные:
1. Прививать любовь к окружающему миру.
Оборудование: мешочек с сахарным песком, мешочек со строительным песком, 8 пластмассовых прозрачных стаканчиков, вода, 8 пластмассовых ложек, 4 метки-наклейки «Медведь», 4 метки-наклейки «Лиса», салфетки, мультимедиа-установка (экран, проектор), презентация «Такой разный песок», костюм зайчика, заяц-игрушка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед:
Слушай, маленький народ,
Собираемся на сход,
Поскорее в круг вставай
И знакомство начинай.
Кто приходит в детский сад,
Как зовут наших ребят?
(Дети называют свои имена)
Все сегодня собрались,
Дружно за руки взялись-
(Дети повторяют имена)
С Вами вместе буду я –
Ирина Валерьевна.
1.Психогимнастика «Улыбка»
Логопед: Подарим своим друзьям улыбку. Чувствуете, как тепло побежало по вашим ладошкам – это мы с вами делимся друг с другом добротой, хорошим настроением. А добрые люди всегда и всем готовы помогать.
II. Основная часть.
Выбегает зайчиха с зайчонком (девочка с игрушкой зайцем).
Зайчиха: Ой, беда, беда, беда!
Логопед: Здравствуй, зайчиха! Что случилось?
Зайчиха: Здравствуйте! Да вот лиса (показывает на экран, на котором появляется лиса-повар) и медведь (показывает на экран, на котором появляется медведь-строитель) попросили меня принести им песок. Я-то им принесла, а они разобраться не могут: кому какой! Вот и спорят уже три дня! Поможете мне?
Логопед: Мы-то поможем, мы всем готовы помогать. Правда, ребята? Да только ты объясни все толком.
Зайчиха: Некогда мне объяснять, надо лису с медведем мирить, постарайтесь сами разобраться. А подписанные мешочки с песком зайчонку отдайте, он их в лес принесет. Спасибо, вам!
Зайчиха отдает мешочки с песком и зайчонка воспитателю и убегает.
Логопед: Давайте разбираться! У нас есть два мешка с песком (развязывает мешочки, показывает детям песок) и сердитые медведь с лисой.
- Ребята, а какой песок нужен медведю? (Строительный.)
- А лисе, какой песок нужен? (Сахарный)
Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель задает им наводящие вопросы.
- Мы выяснили, что песок бывает разный. Давайте повторим, какой именно. (Строительный, сахарный.)
- Какой и для чего нужен?
- Что мы знаем о сахарном песке?
- Что мы знаем о строительном песке?
Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель задает им наводящие вопросы.
- Как же нам их отличить?
Дети предлагают свои гипотезы.
Логопед: Теперь, когда все предположения высказаны, я предлагаю вам посмотреть, правы мы или нет. Внимание на экран! (Воспитатель представляет презентацию «Такой разный песок»).
Когда дети пришли к выводу, что сахарный песок растворяется в воде, а строительный нет, воспитатель предлагает им отправиться в лабораторию.
Логопед: Я предлагаю вам отправиться в мою лабораторию и провести опыт! Но путь не близок! Все готовы? Тогда вставайте друг за другом и повторяйте движения за мной!
2.Физминутка
Отправляемся в поход, ходьба на месте
Много нас открытий ждёт, руки в стороны
Мы шагаем друг за другом идем друг за другом
Лесом и зеленым лугом,
В небе бабочки порхали, имитируем движения крыльев
бабочки
А куда же мы попали? (В лабораторию.)
3. Экспериментальная часть
Логопед: Присаживайтесь на рабочие места. Итак, у нас есть два вида песка, прозрачные стаканчики с водой, ложечки, метки (изображение лисы, изображение медведя). Как будем действовать?
Воспитатель с детьми выстраивает алгоритм проведения эксперимента: в один стакан с водой насыпать ложку сахарного песка в другой ложку строительного песка, размешать песок в воде. Тот, что растворился в воде – сахарный, тот, который остался в воде – строительный. Приклеить метки на мешочки.
4. Работа в парах
Логопед:К эксперименту приступить!
Воспитатель, в случае необходимости, помогает детям.
Когда эксперимент окончен (все метки приклеены) воспитатель узнает полученный результат у каждой пары детей.
Логопед: Маша и Петя, какой результат вы получили? Где и какой песок? Почему вы так думаете?
Воспитатель берет мешочки с метками в руки.
Логопед: Задание выполнено, пора покинуть лабораторию и вернуться в детский сад, зайчонок уже, наверное, нас заждался! Чтобы не потеряться, вставайте друг за другом. Готовы? В путь!
5. Физминутка
Отправляемся в поход, ходьба на месте
Нас зайчонок уже ждёт, руки в стороны
Мы шагаем друг за другом идем друг за другом
Лесом и зеленым лугом,
В небе бабочки порхали, имитируем движения крыльев
бабочки
А куда же мы попали? (В детский сад.)
III. Подведение итогов.
Логопед: Итак, в этом мешке (показывает мешок с наклейками лисы) – какой песок? (сахарный). Что о нем можно сказать, он какой? (дети дают определения сахарного песка). А в этом мешке (показывает мешок с наклейками медведя) – какой песок? (строительный). Что о нем можно сказать, он какой? (дети дают определения строительного песка).
Логопед: Молодцы, ребята! Справились с таким сложным заданием! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали в парах, как рассказывали, какой бывает песок! А вам, что сегодня понравилось? (ответы детей).
Логопед: Зайчонок, бери мешочки и отнеси их в лес.
Зайчонок, якобы что-то говорит, а воспитатель его, якобы, не расслышала.
Логопед: (обращается к зайчонку-игрушке) Что ты говоришь? (обращается к ребятам) Стесняется. (к зайчонку) Тогда скажи мне на ушко.
Логопед: Ребята, оказывается, пока мы с вами ходили, зайчонок очень проголодался. У вас есть в группе кухня и посудка? Накормите его? Тогда зайчонок иди с ребятами, а я сама песок: и сахарный, и строительный отнесу в лес.
Занятие переходит в сюжетно-ролевую игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"
ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Ёлка".
Предлагаю интересную методику заучивания стихотворения. Эта методика была апробирована в 2013 году при подготовке детей к Новогодним праздникам и дала положительные результаты, дети с желанием и лёгко...
Конспект занятия по речевому развитию для средней группы Тема: «Знакомство со звуком Р»
Данное занятие предназначено для детей средней группы. На этом занятии дети учатся правильно произносить звук "Р" изолированно и в словах. Все занятие построино на словестных и дидактических...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие раздел «Речевое развитие» в средней группе Тема: «Игры с картиной «Кошка с котятами»
Цель: Усвоение общей схемы составления рассказа по сюжетной картине. ЗАДАЧИ:Образовательные:- познакомить детей с поэтапными алгоритмами по составлению рассказа по сюжетной картине .- позна...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»...
ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...
ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...