Конспект занятия по «Развитие речи – этикет» старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: познакомить детей с историей возникновения вежливости, уточнить представления детей о понятии «вежливости», закрепить умение вести себя вежливо, развивать речевой этикет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Развитие речи – этикет» старшая группа.
Цель: познакомить детей с историей возникновения вежливости, уточнить представления детей о понятии «вежливости», закрепить умение вести себя вежливо, развивать речевой этикет.
Ход занятия:
Дети заходят в зал и здороваются с гостями. Один ребенок промолчал.
(дети сели)
Ребята, я сейчас заметила, что все дети поздоровались, кроме Вани.
Ваня, почему ты не поздоровался?
А я же утором уже здоровался.
Дети правильно ли поступил Ваня? Какими словами можно охарактеризовать его поведение? (ответ детей)
Ребята, а ведь вежливыми люби были не всегда. Я сейчас расскажу вам несколько историй, а вы посмотрите и послушайте их. (за ширмой двое взрослых показывают мимикой рассказ)
Давным-давно, когда не было еще ни домов, ни машин, ни даже одежды, люди жили в пещера и общались между собой жестами и отдельными звуками. В одной из таких пещер жили брат и сестра. Посмотрите, как они общались между собой. Однажды брат нашёл очень красивый камень и показал его сестре. Ей очень понравился этот камень, и она стала просить его у брата. Но вы посмотрите, как она просит: угрожает, замахивается. Брат ей камень не даёт. Я бы тоже не дала. А ты, Соня? А почему? (ответы детей)
И вот сестра задумалась над тем, как же получить камень. Однажды она подошла к брату, сложила руки на груди и сказала: «Дай, пожалуйста». От большого желания получить красивый камень звуки, которыми они общались, образовались в слове. Незнакомое, но в тоже время ласковое слово, смягчило сердце брата и, отдавай камень, он сказал: «На». От радости сестра сказала: «Спасибо».
Вот так, может быть, появилось первые вежливые слова.
Проходили года, пролетали столетия. Люди становились все более воспитанными и вежливыми. Они долго раскланивались при встрече, используя различные движения и реверансы.
Как вы думаете, ребята в какое время это происходило? (ответы детей)
Представите себе, что бы было, если б мы сейчас тратили сколько времени на поклоны.
Ребята, а как же сейчас люди приветствуют друг друга? (ответы детей).
А теперь, ребята давайте покажем, как приветствуют друг другу люди некоторые стран. (ответы детей)
Индия – складывает руки на груди вмести.
Жители Самоа – обнюхивают друг друга.
Латиноамериканцы – обнимаются.
Жители Крайнего Севера – трутся носами.
Японцы – кланяются.
Русские, украинцы, американцы – пожимают друг другу руки.
Сегодня я, ребята. Заметила, что кое-кто из вас позабыл правила вежливости, поэтому я предлагаю сейчас кое-куда отправится. (дети заходят в импровизированный лес и читают вывеску: «Школа вежливости»)
Давайте превратимся с вами в зверей и птиц и займем места в классе.
Звонит звонок.
Сова: Наш первый урок – урок приветствия.
Давайте посмотрим, что однажды произошло с петушком и птичкой.
Сова: Жила-была и у неё было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во дворе видит: что-то произошло- петушок и птичка не играют как обычно, а сидят сердитые.
Кошечка: Мяу! Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Конечно поссорились! Надо помирить!
Птичка: Я с петушком мирится не буду! Он невежливый! Я сказала ему «здравствуй», а он промолчал.
Петушок: а зачем говорить, если я тебя вера видел.
Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!
Петушок: Ну и что? У меня еще вчерашнее осталось.
Кошечка: Ой, петушок, ты, наверное, хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок: Почему?
Кошечка: а что же ты для ней «здравствуй пожалел»? ведь «здравствуй» - это значит будь здоров.
Петушок: Ой, я теперь всегда буду здороваться.
Поняли ли петушок свою ошибку?
Стихотворение «Добрые слова» (О. Дриз)
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром! — я кричу.
Добрый день! – кричу я вслед
Всем идущим на обед!
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Вот одно правило мы уже закрепили, а теперь немного отдохнём.
Физминутка «Как живёшь?»
Как живёшь?
- Вот так!
- Как идёшь?
- Вот так!
- Как бежишь?
- Вот так!
- Ночью спишь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- А даёшь?
- Вот так
- Как шалишь?
- Вот так!
- Как грозишь?
- Вот так!
Показываем большие пальцы
обеих рук, держа их вверх.
Маршируем.
Бег на месте.
Ладошки соединяем вместе и
кладём на них голову.
Прижимаем ладошку к себе.
Ладошку от себя вперёд.
Надуваем щёчки и кулачками
мягко ударяем по ним.
Погрозить пальцем вперёд или друг другу.
Игра: «Вежливо-невежливо»
Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами 2 раза. Начнем.
- Поздороваться при встрече..........
- Толкнуть и не извиниться............
- Свистеть, кричать, шуметь в школе..........
- Уступить место старшим.........
- Не вставать на обращение учителя............
- Помочь подняться по лестнице..............
- Попрощаться уходя............
Сова: А сейчас мы с вами посмотрим, как простое слово «простите» может творить чудеса.
Сценка «Простите»
Белочка: Зайчик разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но зайчик нашёлся: Взглянул им в глаза и робко и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже «Мы купим другую, есть лучше в продаже».
Белочка: «Простите»! казалось бы, что в нём такого? А вот ведь какое чудесное слово.
Дети, как вы думаете, хорошо ли поступил зайчик, попросив прощение? (ответы детей)
Сова: А теперь, ребята посмотрите как лисички преподавали медведю урок вежливости.
Сова: Медведя лет 5-6 учили, как себя вести:
1 лисенок: в гостях, медведь нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться, знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу, не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох, и не ходить на четырёх.
2 лисенок: не надо чавкать и зевать, а кто зевает власть,
Тот должен лапой прикрывать развитую пасть.
Послушен будь и вежлив будь,
И уступай прохожим путь и старшим уважай.
Сова: Так мишку 5-6 учили, как себя вести. И видно, воспитатели время тратили!
Сова: Вот мы с вами и повторили основные правила вежливости.
Давайте подведём итоги. (дети)
Загадки:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого : ...
("Спасибо")
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит : ...
"Добрый день")
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ...
("Спасибо")
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь:
("Здравствуйте ")
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: ...
("Прости, пожалуйста")
И во России, и в Украине и в Дании
На прощанье говорят: ...
("До свидания")
Сова: А теперь мы опять станем ребятишками и пойдём в наш детский сад.
«Добрые слова не лень говорить нам целый день. Всем гостям на прощание мы скажем: «До свидание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Что такое этикет"
Материал об этикете , о назначении и названии различной посуды, правильной сервировки стола....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....