Конспект занятия по «Развитие речи – этикет» старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Инна Коврик

Цель: познакомить детей с историей возникновения вежливости, уточнить представления детей о понятии «вежливости», закрепить умение вести себя вежливо, развивать речевой этикет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитие речи – этикет» старшая группа.

Цель: познакомить детей с историей возникновения вежливости, уточнить представления детей о понятии «вежливости», закрепить умение вести себя вежливо, развивать речевой этикет.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями. Один ребенок промолчал.

(дети сели)

Ребята, я сейчас заметила, что все дети поздоровались, кроме Вани.

Ваня, почему ты не поздоровался?

А я же утором уже здоровался.

Дети правильно ли поступил Ваня? Какими словами можно охарактеризовать его поведение? (ответ детей)

Ребята, а ведь вежливыми люби были не всегда. Я сейчас расскажу вам несколько историй, а вы посмотрите и послушайте их. (за ширмой двое взрослых показывают мимикой рассказ)

Давным-давно, когда не было еще ни домов, ни машин, ни даже одежды, люди жили в пещера и общались между собой жестами и отдельными звуками. В одной из таких пещер жили брат и сестра. Посмотрите, как они общались между собой. Однажды брат нашёл очень красивый камень и показал его сестре. Ей очень понравился этот камень, и она стала просить его у брата. Но вы посмотрите, как она просит: угрожает, замахивается. Брат ей камень не даёт. Я бы тоже не дала. А ты, Соня? А почему? (ответы детей)

И вот сестра задумалась над тем, как же получить камень. Однажды она подошла к брату, сложила руки на груди и сказала: «Дай, пожалуйста». От большого желания получить красивый камень звуки, которыми они общались, образовались в слове. Незнакомое, но в тоже время ласковое слово, смягчило сердце брата и, отдавай камень, он сказал: «На». От радости сестра сказала: «Спасибо».

Вот так, может быть, появилось первые вежливые слова.

Проходили года, пролетали столетия. Люди становились все более воспитанными и вежливыми. Они долго раскланивались при встрече, используя различные движения и реверансы.

Как вы думаете, ребята в какое время это происходило? (ответы детей)

Представите себе, что бы было, если б мы сейчас тратили сколько времени на поклоны.

Ребята, а как же сейчас люди приветствуют друг друга? (ответы детей).

А теперь, ребята давайте покажем, как приветствуют друг другу люди некоторые стран. (ответы детей)

Индия – складывает руки на груди вмести.

Жители Самоа – обнюхивают друг друга.

Латиноамериканцы – обнимаются.

Жители Крайнего Севера – трутся носами.

Японцы – кланяются.

Русские, украинцы, американцы – пожимают друг другу руки.

Сегодня я, ребята. Заметила, что кое-кто из вас позабыл правила вежливости, поэтому я предлагаю сейчас кое-куда отправится. (дети заходят в импровизированный лес и читают вывеску: «Школа вежливости»)

Давайте превратимся с вами в зверей и птиц и займем места в классе.

Звонит звонок.

Сова: Наш первый урок – урок приветствия.

Давайте посмотрим, что однажды произошло с петушком и птичкой.

Сова: Жила-была и у неё было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во дворе видит: что-то произошло- петушок и птичка не играют как обычно, а сидят сердитые.

Кошечка: Мяу! Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Конечно поссорились! Надо помирить!

Птичка: Я с петушком мирится не буду! Он невежливый! Я сказала ему «здравствуй», а он промолчал.

Петушок: а зачем говорить, если я тебя вера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!

Петушок: Ну и что? У меня еще вчерашнее осталось.

Кошечка: Ой, петушок, ты, наверное, хочешь, чтобы птичка заболела?

Петушок: Почему?

Кошечка: а что же ты для ней «здравствуй пожалел»? ведь «здравствуй» - это значит будь здоров.

Петушок: Ой, я теперь всегда буду здороваться.

Поняли ли петушок свою ошибку?

Стихотворение «Добрые слова» (О. Дриз)

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром! — я кричу.

Добрый день! – кричу я вслед

Всем идущим на обед!

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Вот одно правило мы уже закрепили, а теперь немного отдохнём.

Физминутка «Как живёшь?»

Как живёшь?

  • Вот так!
  • Как идёшь?
  • Вот так!
  • Как бежишь?
  • Вот так!
  • Ночью спишь?
  • Вот так!
  • Как берёшь?
  • Вот так!
  • А даёшь?
  • Вот так
  • Как шалишь?
  • Вот так!
  • Как грозишь?
  • Вот так!

Показываем большие пальцы

обеих рук, держа их вверх.

Маршируем.

Бег на месте.

Ладошки соединяем вместе и

кладём на них голову.

Прижимаем ладошку к себе.

Ладошку от себя вперёд.

Надуваем щёчки и кулачками

мягко ударяем по ним.

Погрозить пальцем вперёд или друг другу.

Игра: «Вежливо-невежливо»

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами 2 раза. Начнем.

- Поздороваться при встрече..........

- Толкнуть и не извиниться............

- Свистеть, кричать, шуметь в школе..........

- Уступить место старшим.........

- Не вставать на обращение учителя............

- Помочь подняться по лестнице..............

- Попрощаться уходя............

Сова: А сейчас мы с вами посмотрим, как простое слово «простите» может творить чудеса.

Сценка «Простите»

Белочка: Зайчик разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но зайчик нашёлся: Взглянул им в глаза и робко и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже «Мы купим другую, есть лучше в продаже».

Белочка: «Простите»! казалось бы, что в нём такого? А вот ведь какое чудесное слово.

Дети, как вы думаете, хорошо ли поступил зайчик, попросив прощение? (ответы детей)

Сова: А теперь, ребята посмотрите как лисички преподавали медведю урок вежливости.

Сова: Медведя лет 5-6 учили, как себя вести:

1 лисенок: в гостях, медведь нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться, знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу, не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох, и не ходить на четырёх.

2 лисенок: не надо чавкать и зевать, а кто зевает власть,

Тот должен лапой прикрывать развитую пасть.

Послушен будь и вежлив будь,

И уступай прохожим путь и старшим уважай.

Сова: Так мишку 5-6 учили, как себя вести. И видно, воспитатели время тратили!

Сова: Вот мы с вами и повторили основные правила вежливости.

Давайте подведём итоги. (дети)

Загадки:

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого : ...
                                    ("Спасибо")
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит : ...
                                     "Добрый день")
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ...
                                     ("Спасибо")
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь:
                                     ("Здравствуйте ")
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: ...
                        ("Прости, пожалуйста")
И во России, и в Украине и в  Дании
На прощанье говорят: ...
                                        ("До свидания")

Сова: А теперь мы опять станем ребятишками и пойдём в наш детский сад.

«Добрые слова не лень говорить нам целый день. Всем гостям на прощание мы скажем: «До свидание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Что такое этикет"

Материал об этикете ,  о назначении и названии различной посуды,  правильной сервировки  стола....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....