Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста
проект по развитию речи (подготовительная группа)
.Доклад по картам Проппа
Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_kartochkam_proppa.docx | 110.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста.
Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Но не все так просто! Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача родителей, попытаться заинтересовать ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и конечно же запомнить это.
Помогут нам в этом карты Проппа. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.
Как же работать с картами Проппа?
Для начала вам необходимо подготовить карточки Проппа. Вы можете распечатать их из приложения к данной статье. Далее, читайте с ребенком сказку и сопровождайте чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После этого, покажите своему ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.
Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.
Слайд №
Для примера рассмотрим сказку "Красная Шапочка":
- Карта - Жили - были.
Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
- Карта - Герой покидает дом.
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
- Карта - Запрет.
“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".
- Карта - Нарушение запрета.
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю
деревни.
- Карта - Враг начинает действовать.
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
- Карта - Появляется Ложный Герой.
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
- Карта - Разоблачение Ложного Героя.
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
- Карта - Появление друга - помощника.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
- Карта -Враг оказывается поверженным.
Охотник вбежал в дом и убил волка.
- Карта - Счастливый конец.
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
- Карта - Мораль.
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумывайте героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.
3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование конструктора ЛЕГО в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Презентация опыта работы использования конструктора ЛЕГО с детьми, имеющими ОНР: по формированию звуковой стороны речи, постановке и автоматизации звуков, совершенствованию грамматического строя речи,...
Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по пересказу художественных произведений с детьми дошкольного возраста
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Семинар для педагогов «Игровая деятельность с детьми дошкольного возраста»
Цель: Формирование навыков руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста...
Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми дошкольного возраста
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...
Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....
«Использование конструктора LEGO в дидактических играх с детьми дошкольного возраста»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования....
Возможности конструктора «ТИКО» в деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста
Возможности конструктора «ТИКО» в деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста...