Проект "В гостях у сказки"
проект по развитию речи (младшая группа)

Матвиенко Ксения Александровна
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста и обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_dlya_detey_3-4_let.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеобразовательного вида

 с приоритетным осуществлением познавательно-речевого

направления развития воспитанников»

Педагогический проект для детей 3-4 лет

«В гостях у Сказки»

(развитие речи детей  через театрализованную деятельность)

                                    Подготовил

воспитатель

Матвиенко Ксения Александровна

г. Озерск

        Название проекта. В гостях у Сказки.

Актуальность темы. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

        Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности,  оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста и обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

        Проблема. Недостаточный уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат. Дети активно и с интересом участвуют в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, с интересом следить за происходящим из зрительного зала в качестве зрителя. Активно принимает участие в подготовке театрального представления.         Достижение достаточного уровня речевого развития детей.

Цель.  Развитие речи детей в организованной театральной деятельности.

Задачи:

  1. Развитие звукопроизношения, слуховой памяти и фонематического  слуха.
  2. Развитие артикуляционного аппарата.
  3. Развитие речевого дыхания, воспитание силы, высоты и тембра голоса.
  4. Формирование правильного произношения звуков формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи.
  5. Формирование грамматического строя речи.
  6. Обогащение и расширение словарного запаса.
  7. Формирование связной речи.
  8. Развитие моторики.
  9. Развитие познавательной деятельности, инициативности, подражательности, имитационные и творческие способности; двигательной активности; умения выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию.

        Вид проекта: творческий, долгосрочный.

        Состав участников: дети младшего дошкольного возраста, педагоги группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

        Интеграция образовательных областей:

- Интеграция с областью «Художественно-эстетическое развитие»: рисование, лепка, аппликация, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т.д. Музыкальное сопровождение спектаклей         и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.

- Интеграция с  областью «Познавательное развитие»: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние

- Интеграция с областью «Речевое развитие»:  чтение художественной литературы.

- Интеграция с областью «Физическое развитие»: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игры на свежем воздухе.

        Продукт проектной деятельности: театрализованные постановки сказок, создание картотеки игр и упражнений по развитию речевых параметров у детей. театрализованных игр, консультаций для родителей по задачам проекта.

Сценарий деятельности по решению задач проекта:        

Этапы

Задачи, содержание деятельности

Работа с родителями

Диагностический

Сентябрь

- Проведение речевой диагностики.

- Рисование методом ниткографии, поиск образа из знакомой сказки.

- Анкетирование родителей воспитанников по вопросам развития речи ребёнка «Правильно ли говорит Ваш ребенок».

2 этап.
Практический

Октябрь

- Индивидуальная работа с детьми:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Проговаривание чистоговорок на развитие дикции.

3. Пластические этюды «Мышка-норушка», «Кот-хвастун».

  - Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Отгадывание загадок про лесных зверей с использованием зонта «Сказочных воспоминаний».

2. Пальчиковая гимнастика: «Гости», «Петушок», «Капусту квасим».

3. Упражнение на воображение: «Привяжу я козлика»,  «Мы друзья», «Гуси-гуси».

- Обыгрывание эпизодов сказки «Курочка Ряба».

4. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.

- Групповая работа

1. «Курочка» -  рисование кистью.

2. Аппликация «Золотое яичко» (мятая салфетка).

 - «Родительская почта» (вопрос на злобу дня).

- Консультация в клубе «Развитие речи детей средствами театральной деятельности».

- Гости в нашей группе. Логопед.

- Консультация на тему: «Театр у вас дома».  (советы родителям по кукольного  театра.)

- Разучивание сказки по ролям «Курочка Ряба».

Ноябрь

- Индивидуальная работа:

1. Артикуляционная гимнастика 2. Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

3. Игра-загадка «Угадай и скажи, о ком я говорю»

-  Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Этюды на пластику: «Котята рассердились», «Медведь неуклюжий», «Лиса осторожная», «Волк сердитый», «Котята радуются».

2. Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

3. Чтение сказки «Курочка Ряба» по ролям  использованием кукол-перчаток.

4. Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

5. Игровые занятия с элементами театрализации.

- Показ кукольного театра «Курочка Ряба» для детей своей группы.

- Групповая работа

1. Лепка «Золотое яичко».

- Практикум для родителей группы «О чем рассказывает сказка».

- Консультация «Развитие речи ребёнка четвёртого года жизни».

- Разучивание сказки по ролям «Курочка Ряба».

- Памятка для родителей «Как устроить домашний театр».

Декабрь

- Индивидуальная работа:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение на речевое дыхание «Греем ручки»

- Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Мимические этюды: «котята испугались», «злой волк», «сонная бабушка».

2. Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Испуганный воробей», «Дождик идет».

3. Народные игры со словами.

- Обыгрывание эпизодов сказки «Заюшкина избушка».

-  Групповая работа:

1. «Зайка» лепка (вытягивание частей).

2. Конструирование из крупных кубиков «Зайкина избушка».

- Творческая гостиная «Играем вместе с детьми».

- Разучивание сказки по ролям «Заюшкина избушка».

Январь

- Индивидуальная работа:

1.Артикуляционная гимнастика.

 2. Игра на уточнение словарного запаса «Продолжи фразу и покажи героя».

- Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Упражнения на имитацию движений «Отгадай и покажи движения».

2.  Пластический этюд «Грибок растет-растет».

3. Хоровод «Мы на луг ходили».

4. Упражнение на развитие интонационную выразительность.

5. Отгадывание загадок о животных.

6. Разговор по телефону «Побежала Мышка-мать…»

- Обыгрывание эпизодов сказки «Заюшкина избушка».

- Групповая работа

Подвижная игра «Домик Лисы и домик Зайки»

- Клуб для родителей  «Сценический театр дома» (о видах театра, их изготовлении в домашних условиях).

- Разучивание сказки по ролям «Заюшкина избушка».

Февраль

- Индивидуальная работа:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Чтение чистоговорки с движениями.

3. Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Кого звать  няньки?»

4. Упражнение на интонационную выразительность: «Побежала Мышка-мать».

5. Игры на развитие речи.

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Пластические  этюды: «Лошадь», «Рыба».

2.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».

3.Игра «Кто как кричит?»

4.Хоровод «Ровным кругом».

-Обыгрывание эпизодов сказки «Сказка о глупом мышонке».

- Групповая работа:

1. «Мышонок» - рисование.

2. Аппликация из готовых деталей «Няня для Мышонка».

- Рекомендации на стенде «Речевая гимнастика для развития речи дошкольника».

- Разучивание сказки по ролям «Глупый мышонок».

- Мини-театр семьи Прохоровых «Читаем по ролям».

Март

- Индивидуальная работа:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.

3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кошка и Мышка-мать», Телефонный разговор: «Котёнок и пёс».

- Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Игровая викторина по стихам А. Барто.

2. Чтение потешки «Сосулька» с хлопками на гласный звук.

3. Упражнение на интонационную выразительность «Котенок замяукал жалобно», «Котёнок замяукал радостно», «Котёнок замяукал грустно».

4. Игра на воображение «Узнай, из какой сказки»;

5. Загадывание и отгадывание загадок.

 - Обыгрывание эпизодов сказки «Сказка о глупом мышонке», показ сказки для детей других групп.

- Групповая работа:

1. «Мышонок»  - лепка.

2. Подвижная игра «Кошки – Мышки».

- Гости в нашей группе. Психолог.  «Сказкотерипия».

- Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта»

- Консультация психолога в уголке «Сказкотерапия»

Апрель

- Индивидуальная работа:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Чтение чистоговорки «Кораблик» с разной силой голоса.

- Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Мимические этюды: «Щенок удивился», «Лягушка хитрая», «Смелый петушок».

2.Чтение чистоговорки с движениями «Жила-была Бабка».

3.Пластический этюд: «Щенок спрятался».

4. Загадывание и отгадывание загадок (о петушке, собаке, лягушке, котенке).

5. Обыгрывание эпизодов сказки настольного театра «Теремок».

- Групповая работа:

1. «Яблонька» - рисование кистью.

2. Подвижная игра «Гуси – гуси».

- Разучивание сказки «Теремок».

- Показ сказки «Теремок».

Май

- Индивидуальная работа:

1. Мимические этюды: «Злой», «Добрый».

- Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Чтение скороговорок.

2. Пластический этюд: «Гуси летят», «Гуси ищут Иванушку», «Иванушка спрятался.

3. Игры для развитие речи.

- Обыгрывание эпизодов сказки настольного театра «Гуси – лебеди», показ настольного кукольного театра родителям.

- Групповая работа

1. «Речка»-  рисование крупой, раскрашивание красками.

2. «Гуси» -  аппликация.

- Родительское собрание «Итоги реализации проекта».

3 этап.

Презентационно-обобщающий

– Обобщение работы за год.

- Презентация опыта работы педагогам ДОУ.

- Презентация работы педагогическому сообществу.

- Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: магнитофон, фотоаппарат, наборы для продуктивной деятельности детей, костюмы.

Описание достигнутых образовательных результатов.  Дети активно участвуют в постановках разного вида театр, играх-драматизациях. Они принимают активное участие в подготовке к театрализованным представлениям. Повысился уровень речевого развития детей группы: 80% - дети с достаточным уровнем речевого развития, 20% - с недостаточным (дети с речевыми нарушениями). Продуктами совместной деятельности педагогов, детей и родителей стали творческие работы: театрализованные постановки, рисунки, фотоальбомы, выставки, костюмы.  Дети получили незабываемые впечатления от совместного досуга с педагогами и родителями.

        Считаем, что цель и задачи проекта реализованы, выбор видов деятельности, форм работы оправдан.

         

Форма представления: презентация на педагогическом совете и родительском собрании.

Список используемой литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей 4-7 лет в театрализованной деятельности.
  3. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.  -  М., ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...