КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО - ВОДА"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
На занятии дети научатся определять смысл фразеологизмов, повторят звук "В", научатся опредеять позицию звука "В" в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад «Петушок»
Конспект
открытого интегрированного занятия
по развитию речи
в подготовительной группе.
Составила: воспитатель старшей группы
Саая Саида Чымчак-ооловна
Сукпак - 2017
Тема: Волшебное слово – вода.
Программное содержание:
- Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи;
- Расширять представление о взаимосвязи природы и человека;
- Развивать логическое мышление, познавательные способности детей;
- Умение высказывать аргументированные суждения;
- Закрепить с детьми звук и букву В, умение делить слова на слоги, определять позицию звука В в словах;
- Воспитывать любознательность, интерес к познавательным процессам.
Материал и оборудование: предметные картинки, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, стакан, пипетка, растительное масло, салфетки, магнитофон с записью, «волшебное дерево».
Предварительная работа: наблюдения за водой, снегом, льдом, рассматривание снежинок, рассказы воспитателя о пользе воды.
I. Организационный момент.
1. Игра: «Море волнуется раз, море волнуется ….»
Ход занятия.
Педагог:
- Тихо сели, приготовились внимательно слушать, внимательно смотреть, и отвечать на вопросы. И так, мы начинаем своё занятие.
Ребята, мы с вами уже знаем, что нас везде и всюду окружают слова. Мы знаем – слова могут быть длинными и короткими. Есть слова, которые мы употребляем в речи очень редко, а есть слова, которые мы проговариваем каждый день. Вот с таким, словом мы сегодня и познакомимся.
Послушайте сказку:
В некотором царстве, в некотором государстве жила была прекрасная принцесса. Она очень рано вставала, и начинала петь свою удивительную песенку и заслышав её, все в округе просыпались и ждали её к себе в гости. Потому что она была удивительной волшебницей, и без неё на земле ни кто не мог прожить и дня. С трепетом её ждали цветы, наклонив свои милые головки, животные, птицы и насекомые. Даже люди при встречи с ней снимали в знак глубокого уважения и признания свои шляпы. А она, зная: как она всем нужна, только радовалась и ещё больше старалась принести пользы. Ребята , кто из вас догадался, что же эта за принцесса, и как её зовут?
………………………………………………………..
Никто не догадался! Тогда слушайте подсказку, которую вам приготовила сама принцесса. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадав их получите буквы, по которым и узнаете имя.
Быстро убегает прямо из - под ног,
Брызгами играя, прохладный ……..
Дети получают от брызгалки букву В.
А за поворотом тиха, и глубока
Течёт, качая лодки, широкая……….
Дети получают от брызгалки букву О.
Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь чёрную грозовую ……..
Дети получают от брызгалки букву Д.
Облака и тучки рисовал художник.
На него из тучи проливался …….
Дети получают от брызгалки букву А.
Педагог:
- Ребята, какое слово вы собрали из букв, о каком слове сегодня пойдет речь?
Дети:
- Вода.
Педагог:
- Где в природе мы можем встретить воду? (В озере, реке, океане, в ручейке, в море)
Вода - какое удивительное это слово, и его мы произносим очень часто.
Давайте-ка, мы сейчас разберём это слово. Закроем глазки и проговорим слово – вода, выделяя первый звук………………
На какой звук начинается это слово? В.
Молодцы. Вода – сколько в данном слове слогов? Сколько звуков?
А теперь составим со словом «вода» предложение.
(Речевая работа со словом ВОДА)
Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведение людей. Послушайте внимательно стихотворение.
Бывает частенько, что слово – одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Была я девчонкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе правил не зная,
Молчала, как будто воды в рот набрала.
Зато болтуну мы ответить не прочь;
-Не хватит ли воду как в ступе толочь!
Мы можем лентяю сказать невзначай:
-Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом, мы вправе сказать наперёд;
- Такой, сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди; как с гуся вода!
Лентяй, отдыхает, а время идёт.
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка нам врёт, не поймёшь для чего, -
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Дружить в группе с вами будем мы так,
Про нас чтоб сказали: водой не разлить.
Педагог:
- Сколько необычных выражений со словом «вода» вы только что услышали.
В народе про друзей говорят: Их водой не разлить! т.е. очень дружны, всегда вместе. Или: Много воды утекло - Много прошло времени. Много прошло перемен. Не раз, наверное, слышали такое выражение: Но ты прямо как в воду глядел – как будто знал заранее.
Вы с братом, как две капли воды – очень похожи.
Тише воды, ниже травы – робкий, скромный, незаметный.
Как воды в рот набрал – хранить молчание, ничего не говорить.
Носить воду решетом – делать что - либо в пустую, без результата.
«Как с гуся вода» Как вы думаете, почему люди так говорят
Попробуем убедиться в правильности этих выражений, докажем, что
Гусь всегда выходит сухим из воды, Что в решете невозможно принести воды, а с полным ртом воды не возможно говорить.
Сейчас нам нужно с вами попасть в страну «Брызгалки» в лабораторию для проведения опыта. Давайте сейчас превратимся в капельки воды,
Без меня не будет моря,
Океана и реки,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
Раз и два….
Стала капелькой сама.
Вот мы с вами маленькие капельки. Все капельки самостоятельные. (Звучит музыка, дети хаотично гуляют по группе) Но вот капельки встречаютсядруг с другом. И получается ручеёк, а теперь ручеёк течёт и впадает в море.
Тысячи капель за ручки взялись,
За ручки взялись, на носки поднялись.
И побежали ….. Получился ручей.
Мы в ручейке всё бежали, бежали
В море глубокое вот уже впали.
Море спокойное, море волнуется.
То разольётся, то снова сожмётся.
Наш круг может менять форму, как и вода. А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на огонь. Что произойдёт?
Дети:
- Вода будет нагреваться и испаряться.
Педагог:
- Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются. Жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара. А теперь наступило похолодание, и вас замораживают. Вам становится холодно. Вы встаете, плотнее друг к другу, обнимаетесь, чтобы хоть немного согреться. Что же мы видим: нашу группу нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Мы с вами частички воды, но каждый раз соединялись по-разному.
А теперь вокруг себя повернёмся, в деток снова обернёмся. Путь наш лежит в лабораторию к самой принцессе Вода.
Проводится опыт. Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья в отличие от куриных не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что салфетки, покрытой маслом, вода стекает. Что же мы видим ребята: намокают гусиные перья? А куриные?
Отсюда и выражение: Как с гуся вода, так говорят про человека, который избегает наказания, остаётся безнаказанным за свои проступки. Гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром. У всех водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, которая вырабатывает жир. Гуси клювом втирают его в, пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут.
Проверим же второе народное выражение: «Как в рот воды набрал». Про кого так говорят? Проводится опыт.
Что же мы выяснили, что действительно, если мы наберём в рот воды, мы не сможем говорить. Ребятки, так правильно в народе подметили?
«Воду в решете носить», говорят про тех, кто работает в пустую.
Правда это или нет. Да нам нужно просто убедиться на примере. Проводится опыт.
Теперь всё понятно. Сколько бы ты не носил воды в решете, да только работы то, не какой не будет. Наши опыты с водой закончены и теперь вновь садимся на свои места.
Воспитатель выставляет картинки (Решето, глаза, рот, гусь, камень) и просит по ним вспомнить фразеологические обороты.
«В решете воду носить» - работа в пустую.
«Как в воду глядел» - как будто знал заранее.
«Как воды в рот набрал» - Хранить молчание, ни чего не говорить.
«Как с гуся вода» - уйти от наказания.
«Под лежащий камень вода не идёт» - если не стараться, то ничего не получится, и ничего не добьешься.
Педагог:
- Молодцы. Может ли человек жить без воды? Как люди используют воду? Дети, вода, какая?
Педагог:
- А теперь вспомним поговорки и пословицы . в которых употребляется слово «Вода». Я буду говорить начало пословицы. А вы – её конец.
Не зная брода, не суйся в ………
Правда в огне не горит и в …………(воде не тонет)
Чтобы рыбку съесть надо………..(в воду влезть)
Всё не беда, если есть хлеб да …..(вода)
Поздно щуке на сковороде вспоминать о …….(воде)
Вот какое удивительное, почитаемое слово – вода. Может ли человек жить без воды? Как люди используют воду?
Принцесса Вода:
- Да, вода нужна всем. Надо, чтобы её было много. Попрошу кА я своего друга дождика, чтобы он лил каждый день. Вот здорово будет. Правда ведь?
Дети высказывают свои мнения.
Педагог:
- Конечно же, необходимо, чтобы светило солнце, только тогда будет на земле полная благодать: будут цвести цветы, зеленеть трава, в лесах будет полно зверя, а в реках и озёрах рыбы.
Итог занятия:
Педагог:
- Дети, что вам больше всего понравилось на занятии.
Какие новые высказывания вы узнали
Подведение итогов:
Педагог:
- Как занимались, дети?
Педагог:
- Своё сегодняшнее занятие я хочу закончить замечательными словами поэта:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три её основы.
Какая бы не грянула беда
Целы они.
Всё возродится снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-617446-1427910003.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОДИЧКА – ВОДИЧКА».
Цель:Развивать у детей слуховое, зрительное тактильное восприятие.Активизировать речь детей за счет слов определений (мокрая, холодная, теплая, жидкая). За счет глаголов (льется, журчит, капает).Воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-388307-1667460384.png)
Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"
Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....
Конспект занятия по развитию речи «Свойства воды» с детьми первой младшей группы
Конспект занятия по развитию речи «Свойства воды» с детьми первой младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/03/picture-1153697-1664791967.jpg)
Конспект занятия:Речевое развитие: "Волшебные слова"(дети 5-7лет)
Самоанализ игры - занятия Игра-занятие проведена с детьми старшей группы , возраст детей 5-7 лет. Конспект составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующих...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1200035-1578652047.jpg)
Конспект занятия по экологии "Волшебное слово "Вода"
Экологическое занятие для подготовительной группы....